Примерное время чтения: 6 минут
105

Чтобы машина ездила, надо знать свои права!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. "АиФ на Мурмане" 03/02/2010

Хозяева машин разводят руками: только починили свою красавицу, прошло пару дней, а она опять ездить отказывается. Что делать? Снова на диагностику (а диагностика бмв, например, удовольствие совсем не из дешевых), а потом - на ремонт, но уже в другой автосервис?

И главный вопрос, как заставить «провинившийся» автосервис вернуть заплаченные вами деньги?

Не так давно многие автолюбители жаловались, что после сдачи машины в ремонт автомастерские как будто специально портят в ней то, что раньше хорошо работало. Но сейчас такие страшилки постепенно сходят на нет.

Правда, есть рассказы о том, что подмена новой детали на старую ещё имеет место быть, но это скорее исключение, нежели правило. Сейчас наиболее распространённая афера, которую практикуют автосервисы, - это игра на плохом знании потребителями своих прав и обязанностей.

Надо знать

Аферы в привычном понимании этого слова тут нет. Просто имеются тонкости, умеючи играя на которых автосервис может себя полностью освободить от ответственности за некачественный ремонт или причинённый автомобилю вред. Далеко не каждый потребитель знает, что после сдачи машины в мастерскую на руках у него должно остаться два документа: заказ-наряд и приёмо-сдаточный акт. Первую бумажку автосервисы, как правило, выдают, а вот про вторую якобы забывают. На самом деле приёмо-сдаточный акт является в каком-то смысле даже более важным документом. В нём отображаются такие позиции, как марка транспортного средства, номера кузова и двигателя, описывается комплектность автомобиля (наличие запаски, магнитолы, аптечки), указывается также количество топлива в баке и километраж. Помимо прочего в акте должны быть отображены сведения о внешнем состоянии автомобиля: вмятины, царапины, сколы на лобовом стекле и фарах. Как показывает практика, довольно часто возникают конфликтные ситуации между заказчиком и автосервисом из-за того, что машина сдаётся абсолютно целая, а после проведения ремонта на авто вдруг появляются царапины и вмятины.

Каждая деталь под опись

Также в приёмо-сдаточном акте указываются сведения о предоставлении потребителем запчастей с указанием их точного наименования, описания и цены. Не нужно бояться объявления на стенах мастерской, гласящего, что автосервис не несёт ответственности за качество запчастей, предоставленных клиентом. Как только человек обратился в автосервис, все заботы о машине возлагаются на мастерскую. По закону РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан проверить качество запчастей, попросить у клиента сертификат соответствия на запчасть. Если на детали имеются явные повреждения, автосервис должен известить клиента и предупредить о последствиях.

Приёмо-сдаточный акт, как и заказ-наряд, составляется в двух экземплярах, один из которых остаётся в автосервисе, а второй выдаётся клиенту. Причём сразу после его составления, а не после окончания ремонта.

Документы на автомобиль (ПТС или свидетельство о регистрации) на время проведения работ не изымаются у владельца, что чётко регламентируется «Правилами оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств». Бывают случаи, когда владельцы транспорта обращаются в автосервисы (как правило, подпольные), где у них просят оставить документы на авто. В результате излишне доверчивые бедолаги оставались без машины.

Срок проведения работ оговаривается сторонами, и результат договорённости должен быть занесён в заказ-наряд. Если автосервис вовремя не выполнил работы, то потребитель вправе требовать уплату неустойки в размере трёх процентов от стоимости работы за каждый день просрочки (или час, если срок определён в часах).

Все претензии - в письменной форме

Помимо плохой диагностики могут возникнуть претензии и к качеству проведённых работ. Первое действие человека при обнаружении недостатка - правильно оформить претензию. Она должна быть изложена в письменной форме и адресована начальнику сервиса. В претензии требуется указать, когда и какую неисправность устранял автосервис, и, ссылаясь на статью №29 закона РФ «О защите прав потребителей», требовать повторного выполнения работы или возмещения убытков. Претензию надо отдавать под отметку о получении, в которой должны быть дата и время приёма претензии, должность, фамилия получившего претензию и штамп организации. В случае отказа автосервиса получать претензию пошлите её по почте заказным письмом. В конверт нужно вложить опись документов, поскольку бывают случаи, когда на суде ответчик говорит, что в письме лежала не претензия, а поздравительная открытка. Есть ещё один вариант вручения претензии: в присутствии двух свидетелей оставить её в автосервисе. Свидетели на экземпляре потребителя напишут, что заявление оставлено, от подписи сотрудники автосервиса отказались. Для суда этого будет вполне достаточно.

Срок, установленный законодательством на бесплатное устранение причины претензии, равен десяти дням. Потребитель также вправе требовать частичного возврата денег за некачественную услугу, возмещения понесённых расходов, связанных с устранением недостатков работы автосервиса своими силами или третьими лицами. Ну и самый крайний вариант - полное расторжение договора с возвратом денег и иных расходов, связанных с ремонтом (покупка запчастей и расходных материалов).

Однако бывают случаи, когда автосервис отрицает свою вину и не хочет ничего возмещать. Тогда он должен провести экспертизу за свой счёт, но это возможно лишь в том случае, если претензия предъявлена в гарантийный срок. Если же срок гарантии истёк, то экспертиза проводится за счёт потребителя.

Не спеши подписывать

После выполнения работ автосервисы обычно дают клиенту на подпись бумагу, в которой сказано, что по качеству работ претензий нет. Это означает, что заказчик должен при приёме результата работ в присутствии исполнителя осмотреть ТС и при обнаружении явных дефектов незамедлительно оповестить исполнителя. Все недостатки должны быть включены в акт приёма. Если этого не сделано, то исполнитель, то есть автосервис, освобождается от ответственности за явные недостатки, которые могли быть обнаружены при приёмке. Потребители, принимающие авто без должного осмотра, очень рискуют.

И напоследок: все документы, связанные с ремонтом автомобиля, обязательно нужно хранить, поскольку они когда-нибудь понадобятся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах