Российский журналист, ведущий политического ток-шоу «Место встречи» на НТВ Андрей Норкин уже не один год колесит по стране с сольной программой. В интервью «АиФ-Псков» он рассказал, как совмещает гастроли с прямым эфиром, зачем ему потребовалось выйти на сцену и почему в политической программе появились анекдоты.
Совсем иначе
- Вы работаете на телевидение, занимались преподавательской деятельностью, почему вы решили ещё и выйти на сцену?
- Это смена обстановки, смена сферы деятельности, новые впечатления. Это, конечно, всегда очень подзаряжает.
- Ваш гастрольный тур называется «Другой формат», почему?
- Это название придумал мой друг: профессиональный театральный режиссёр Сергей Александрович Миронов. Он живёт в Крыму, в Коктебеле. И когда идея рождалась, он придумал: «Давай, это будет «Другой формат» – другой Норкин, не тот, которого все привыкли видеть по телевизору, а что-то другое».
- О чём ваша программа?
- Это эстрадно-юмористическая классика, в основном, наша. Есть известные произведения, например, я читаю Григория Горина, а есть неизвестные: в программе присутствует Григорий Хайт и его рассказы, написанные в эмиграции, когда он уехал из СССР. Плюс анекдоты и немножечко песни. Это то, что уже точно не влезает в формат телевизионной программы «Место встречи», это такой, другой Норкин.
- Как вы формируете программу для своих выступлений?
- Что-то я сам подбираю, что-то кто-то из моих близких находит. Но главное, чтобы этот рассказ нравился мне, чтобы я его чувствовал, чтобы он мне казался смешным и заслуживающим внимания. Потом я пробую на своём ближайшем окружении. А третья стадия – это уже на суд зрителей: мы смотрим, что заходит, а что нет. Например, я очень люблю Даниила Хармса и когда-то в 2018-ом году пытался его читать. Но вот или у меня это не очень хорошо получается, или всё-таки его произведения немножечко не для массовой публики, потому что абстрактный юмор – он такой, своеобразный. И Хармс исчез из программы. Это нарабатывается со временем, с опытом.
- На своих концертах вы поёте, чем обусловлен выбор композиций?
- Я стараюсь, чтобы они как-то драматургические вписывались в программу. Жена мне много подбирает, смотрим, в какой именно кусочек эта песня встаёт. Вот я пою на грузинском языке одну песню, потому что там есть блок на эту тему: и рассказ, и анекдоты. Я, конечно, не профессиональный певец, ну и ни чтец тоже, я просто «другой Норкин». У меня возникло когда-то желание этим делиться со зрителем. И если бы не нравилось зрителям, то это не просуществовало бы уже пять лет и не шло бы по нарастающей. Значит, пробивается путь к зрительскому сердцу.
- Программа как-то меняется от города к городу?
- Она накатанная и ездит по стране в одном литературном виде, но анекдоты всегда разные, потому что их выбирают зрители. У нас есть такая маленькая интерактивная игра, в рамках которой у зрителей есть возможность выбрать анекдот, который я рассказываю. Поэтому один концерт всегда отличается от другого.
К слову пришлось
- Анекдоты присутствуют не только в вашей концертной программе, есть они и в телевизионном «Месте встречи». Как они попали в политическое шоу?
- Случайно. Когда программа «Место встречи» вышла в эфир, это было семь лет назад, в феврале уже будет восемь, там не было никаких анекдотов и мы на ходу как-то придумывали драматургию передачи.
В какой-то момент я рассказал анекдот во время дискуссии, а потом как-то второй… А потом я рассказал анекдот в конце – у нас не было заготовленного финала. Сначала была такая мысль: при заключительном слове ведущих давать какую-то цитату. Это получалось очень тяжеловесно, получалась какая-то менторская история: сейчас мы вам в конце, после того, что вы услышали, приведём цитату умного человека, потому что вы все дураки. Из этого ничего не получалось, а с анекдотом получилось хорошо, и тогда генеральный директор Алексей Владимирович Земский говорит: «Давайте закрепим эту историю в конце». И всё это получилось!
Потом мы под это даже изменили ход дискуссии. Другие общественно-политические программы на телевидении более серьёзные, а наш юмор – это как раз наше сильное качество.
- Приходится ли согласовывать анекдоты, которые вы озвучиваете в программе?
- Нет, руководство телекомпании никогда не знает, какие анекдоты я буду рассказывать. Собственно, они ничего не знают: ни что я буду говорить в начале программы, ни в середине, ни в конце, потому что у нас нет такой цензуры, которую себе в головах рисуют некоторые наши зрители. У нас, конечно, есть сценарий, есть темы, которые мы редакцией отбираем, но дальше уже это наша с Иваном Трушкиным задача вести разговор так, как нам кажется правильным.
- Очевидно, здесь нужен навык импровизации, как вы его развивали?
- Я общаться со зрителем начал ещё школьником: был участником художественной самодеятельности. Я занимался в эстрадно-цирковом коллективе при заводе «Салют» в Москве. Это такой цирк, но на сцене. Я был ведущим программы, по-цирковому – шпрехшталмейстер, по-эстрадному – конферансье. Поэтому к импровизации я привык ещё тогда, и вот этот навык мне помог работать на телевидении.
- Как вам удаётся совмещать гастроли и работу телеведущего?
- Я, слава Богу, ни в каких пакетных съёмках не участвую: «Место встречи» выходит в прямом эфире. Поэтому я отработал неделею в прямом эфире и в выходные дни есть возможность поездить по стране с концертами. Если недалеко от Москвы, то можно успеть два города, если далеко – то один, хотя в длинные уикенды умудряемся и несколько.
- Вы сказали, что программа «Слава Богу» выходит в прямом эфире. Вы не любите работать в записи?
- Вот что я ненавижу, так это записываться пакетами, но у меня разная была работа на телевидении, и, в том числе, такие программы писались. Это очень не люблю, для меня это очень тяжело: и нервно, и физически!