571

Деньги на мечту. Как работает краудфандинг в Псковской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Псков 09/12/2020
Организаторы псковского фестиваля «Добрый рок» тоже смогли собрать деньги на мероприятие с помощью краудфандинга
Организаторы псковского фестиваля «Добрый рок» тоже смогли собрать деньги на мероприятие с помощью краудфандинга Фото из социальных сетей

На прошлой неделе в Пскове прошел Форум социально-ориентированных НКО «Содействие». В качестве эксперта на нем выступала PR-директор самой популярной в России краудфандинговой площадки Planeta.ru, экс-псковичка Наталья Игнатенко. «АиФ-Псков» узнал у нее, чем краудфандинг отличается от благотворительности, о самых необычных проектах и о псковских инициативах, сумевших доказать свою востребованность.

Наталья Игнатенко
Наталья Игнатенко Фото: Фото из социальных сетей

 

Это по-русски

- Наталья, о чем вы рассказывали на форуме?

- Я впервые принимала участие в этом форуме, хотя он проходил уже в восьмой раз. В первом своем выступлении рассказывала о личном бренде руководителя некоммерческой организации. Начала я его с небольшого интерактивного голосования. Я попросила участников ответить на два вопроса: «Есть ли у вас личный бренд?» и «Есть ли личный бренд у вашей организации?». Самыми популярными ответами на первый вопрос стали «сложно сказать» или «нет». На второй вопрос большинство дали ответ «да».

Я постаралась объяснить, что личный бренд есть у нас у всех, это такой сформированный образ о нас или о нашей организации, который существует в глазах других людей. Я рассказала о том, как можно его развивать. Тема отозвалась, было много комментариев, получился настоящий диалог с аудиторией.

А вторая лекция больше относилась непосредственно к работе Planeta.ru - крупнейшей в России краудфандинговой площадки. Я объясняла, что же это такое и как с помощью краудфандинга привлекать финансирование для своих социальных проектов.

- Так что же это такое краудфандинг?

-Это слово состоит из двух английских корней: «crowd» - толпа и «funding» - финансирование. Многие спрашивают: «А по-русски нельзя?». Меня очень радует, что в этом октябре слово «краудфандинг» наконец-то попало в русский орфографический словарь. Теперь краудфандинг – это по-русски.

Краудфандинг – это инструмент привлечения финансирования для реализации проекта с помощью большого количества людей, которые заинтересованы в нем. Это не благотворительность, потому что за поддержку проектов люди получают какие-то приятные бонусы от автора.

Например, мы собираем деньги для выпуска книги и за поддержку даем ее тем, кто проект финансово поддержал. Это могут быть и не относящиеся к цели проекта вещи: благодарности, приглашения, участие в мероприятиях.

Помимо того, что краудфандинг взаимовыгоден, он является еще и очень честным инструментом сбора средств, потому что если в течение заявленного автором времени сумма не собирается, то деньги в полном объеме возвращаются аудитории. Соответственно, нет никаких рисков ни для автора, ни для участников. На форуме я давала пошаговую инструкцию, как оформить свой проект и как привлечь к нему внимание сторонников.

- Наталья, сколько лет вы работаете на платформе Planeta.ru?

-Четыре года, но, конечно, не сразу пришла туда на должность PR-директора. Изначально работала PR-специалистом благотворительных проектов, а до этого довольно долгое время жила и работала журналистом в Пскове.

Я рада, что меня пригласили на этот форум, потому что для меня всегда особенно приятно делиться опытом и знанием с земляками. А за время работы на Planeta.ru я лично убедилась, насколько полезный инструмент краудфандинг. За восемь лет с помощью пользователей нашей площадки было собрано больше 1,35 миллиарда рублей на реализацию 6 с лишним тысяч проектов. Меня радует, что с каждым годом псковских проектов становится все больше.

Главное – подготовка

- Расскажите немного о псковских проектах: чему они, как правило, посвящены?

- Если раньше активно запускал проекты псковский Красный Крест, было несколько от Зоозащиты, то сейчас мы видим проекты, связанные не только с благотворительностью, но и с какими-то социальными инициативами.

Например, в прошлом году собрали деньги на строительство дома для аистов на границе Псковской и Смоленской областей. Это единственное в России место, где спасают этих красивых птиц. Активистка Ирина Костюченко год назад смогла собрать на палки для скандинавской ходьбы, чтобы заниматься с пожилыми людьми, находящимися в социальных учреждениях области.

Есть и не очень успешные проекты. Например, газета «Псковская губерния» пыталась запустить проект в свою поддержку, но нужную сумму не удалось собрать. Здесь на самом деле надо говорить о том, что краудфандинг – это работа, которой надо заниматься, к проекту надо привлекать внимание, активно рассказывать о нем своим сторонникам.

В тоже время хороший проект всегда является отражением какой-то потребности сообщества. Например, несколько лет назад одно из издательств запустило проект на выпуск книги «Черновик» известного псковского фотографа Дмитрия Маркова. Удалось собрать в два раза больше, чем планировали. Тираж был выпущен и довольно скоро раскуплен.

Сейчас, когда вышел фильм Дудя о Диме, у большого количества людей снова появилось желание книгу приобрести, но кроме как в электронном виде, сделать это было нельзя. И издательство снова запустило проект на выпуск книги. Чуть более, чем за сутки удалось собрать 1,37 миллиона рублей. Это наглядно говорит о востребованности проекта.

Краудфандинг – это еще и хороший инструмент для маркетингового исследования. Потому что если проект финансируют, значит, люди в нем заинтересованы.

- Проектов, которые за короткий промежуток времени собирают большие средства, единицы?

- Конечно, это не самая типичная история. Автор в качестве периода выставляет месяц, полтора, иногда три. Максимальный срок размещения у нас - 100 дней. И деньги поступают, как правило, в течение всего этого срока.

Но бывают проекты, которые довольно быстро собирают заявленную сумму, что говорит о хорошей подготовке, которую провел автор. Например, один из наших проектов-рекордсменов - некоммерческая печать фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления».

Проект был запущен Михаилом Саминым, который хотел выпустить книгу печатным тиражом. В течение трех месяцев до старта кампании он прогревал аудиторию в различных популяризаторских, образовательных пабликах, рассказывал о проекте. Когда он был запущен, то в первые 24 часа заявленная цель – 1 миллион рублей – была достигнута. В течение следующих месяцев удалось собрать 11 миллионов 400 тысяч рублей.

- А если вернуться к псковским проектам, среди них больше удачных или неудачных?

- Скорее всего, рекордсменом станет новый проект по изданию книги Димы Маркова, но он еще не завершился. А пока собрать больше всего средств удалось на восстановление реабилитационного центра «Пошитни» благотворительного фонда «Диакония»: 820 тысяч рублей. Но стоит сказать, что привлекать внимание к этому проекту помогал певец Баста. Клуб «Юный техник» на проект «Воспитаем поколение инженеров» собрал больше 350 тысяч рублей. На концерт «Добрый рок» было собрано 300 тысяч рублей. Неудачные проекты тоже есть. Соотношение проектов успешных и неуспешных - один к трем, примерно каждый третий проект на нашей площадке становится удачным. Псковская статистика это тоже подтверждает.

Миллион пользователей – не миллион рублей

- Какие ошибки допускают авторы, заявляя свой проект?

- Самая частая – слишком сильно надеяться на аудиторию площадки. На Planeta.ru больше миллиона зарегистрированных пользователей, если каждый скинется по рублю на реализацию проекта, то уже будет миллион, полагают некоторые. Но это так не работает.

Ошибка может быть и в том, что автор закладывает слишком большую финансовую цель. Мы всегда рекомендует ставить такую цель, чтобы, с одной стороны, она была достижимой, а с другой – не пугала аудиторию большим количеством нулей.

Цель должна соотноситься с идей автора. В качестве примера могу привести проект под названием «Реальный выход из алкогольной зависимости». Финансовая цель проекта – 3,7 миллиона рублей. Когда мы, не читая описание проекта, пытаемся соотнести название и финансовую цель, нам непонятно, что хочет сделать автор. А когда аудитория этого не понимает, она не откликается. Важно, чтобы название проекта и его цель были сформулированы максимально конкретно, соотносились в голове пользователя с финансовой целью.

Ошибкой может быть еще и то, что люди путают краудфандинг и благотворительность и за поддержку своего проекта не предлагают ничего интересного или предлагают символические лоты, например, кружки с логотипом организации по невероятно высокой стоимости.

- Все ли проекты допускаются на платформу?

- Не все. В июле к нам обратились более 450 авторов, до модерации были допущены только 360 проектов, а запущены - 250. Мы не запускаем проекты, связанные с религиозной, политической деятельностью. Одно дело - реконструкция какого-то храма (что, всё-таки является сохранением объекта культурного наследия), и другое - сбор средств на проведение политической акции. Не запускаем проекты, связанные с личными целями. Например, зайти на площадку и собрать деньги себе на айфон или свадьбу – это не вариант.

- Даже такие попытки бывают?

- Конечно, хотя сейчас таких случаев гораздо меньше. Все-таки за восемь лет люди примерно поняли, как работает площадка. Но все равно встречаются такие оптимисты, которые думают, что у нас формальная модерация и можно вот так вот просто проскочить. Соответственно такие проекты сразу же отклоняются.

Отклоняются проекты с откровенно завышенными финансовыми целями. Мы ни в коем случае не берем на себя право судить, потому что в краудфандинге решение принимают пользователи, а не модератор площадки. Но если мы видим проект, заранее обреченный на неудачу потому, что автор считает, что запросто соберет 12 миллионов, мы предлагаем снизить финансовые ожидания. Если он не соглашается, то мы имеем право не запускать проект.

А то, что до модерации в приведенном мною примере было допущено 360 проектов, а на площадку вышли только 250, так это потому, что автору были даны рекомендации, как привести проект в соответствие требованиям, а он делать ничего не стал, а просто ушел.

Деньги на серьезные дела

- Чаще заявляют свои проекты авторы-новички или те, кто попробовал раз и получилось?

- Для многих людей краудфандинг стал частью жизни. Есть известный социальный предприниматель Гузель Санжапова, которая возрождает деревню Малый Турыш в 200 километрах от Екатеринбурга. Гузель запустила там производство, дала жителям работу. Сейчас об этой деревне говорят на значимых российских экономических форумах.

Гузель себя называет «краудфандинговым наркоманом» в хорошем смысле этого слова. Пользователи ее поддерживают, у нее шесть успешных проектов и треть сторонников - постоянные. Но я бы сказала, что все равно больше тех, кто приходит впервые.

- Назовите самые необычные проекты, которые вам запомнились.

- Один из моих любимых – проект инклюзивных мастерских «Простые вещи». Мастерские работают в Санкт-Петербурге. Любимый он потому, что эти мастерские создала наша бывшая коллега Маша Грекова. Она работала на Planeta.ru, а потом поняла, что ей хочется запустить свое социальное предприятие и давать работу тем, о ком обычно не очень задумывается государство. В мастерских есть пять направлений, в каждом работают люди с разными особенностями здоровья и делают красивые вещи, которые хочется покупать.

В прошлом году они запустили сбор на открытие первого в Санкт-Петербурге и второго в России инклюзивного кафе «Огурцы». А недавно получили престижную премию: не за социальный проект,

а за ресторан, что говорит о том, что там, прежде всего, вкусно. В кафе, наряду с обычными официантами, поварами, бариста, работают люди с ментальными и физическими особенностями. Мне очень нравится, что таких проектов становится больше.

Если говорить о шутливых проектах, то был забавный у молодых парней, учителей московских школ. Они придумали автопробег на стареньких «Жигулях». Ехали они из Праги в Улан-Удэ, чтобы «сделать дороги планеты веселее». На протяжении всей поездки устанавливали смешные дорожные знаки: «Ты не пройдешь», «Вот, новый поворот» и тому подобное. Этот проект смог собрать больше 200 тысяч рублей, что говорит о том, что креатив тоже находит отклик. Но если говорить о тенденциях, то это скорее исключение, потому что в России люди в большей степени финансируют серьезные и понятные им проекты.

Досье
Наталья Игнатенко родилась и выросла в Пскове. В 2013 году окончила филфак ПсковГУ. Со школы работала в газете «Псковская провинция». Лауреат нескольких журналистских премий. С 2016 года работает в команде краудфандинговой платформы Planeta.ru. Автор и ведущая посвященных краудфандингу и фандрайзингу видеокурсов, эксперт российских и региональных профильных форумов.

 

Оставить комментарий (0)
Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах