В русском зодчестве широко используются сказочные мотивы - от росписи с использованием сюжетов из русских народных сказок и преданий до сундуков, выполненных в форме и стиле сказочных теремов.
Историки разделяют развитие мебельного искусства условно на период до правления Петра I и после.
В средние века из-за нехватки мебельных мастеров мебель была роскошью и редкостью. Центральным местом в доме была печь, а главным украшением - образа, которые вешали в переднем углу и задергивали занавесями. Так как в одном помещении, как правило, должны были разместиться сразу несколько поколений, то и функциональная нагрузка на мебель возрастала в разы. Например, чисто русское изобретение - лавки, которые расставляли и укрепляли вдоль стен покоев, служили как для сидения днем хозяев и гостей, так и для сна. Элитная мебель из дерева мало чем отличалась от предметов интерьера простой крестьянской избы.
Простота убранства в русском доме с лихвой компенсировалась тканями и коврами. Печи, лавки, сундуки укрывались рогожами, сукном и льняными занавесками и скатертями - в крестьянском жилище и турецкими коврами, шелками и бархатом - в боярском доме.
И неслучайно, хоть до Петра I интерес к европейской мебели и проявлялся, но прижились лишь аскетичные и сдержанные протестантские стили голландцев, немцев и англичан.
С появлением мастерских при Оружейной палате началось новое развитие ремесленного мастерства. Изначально русские мастера учились, изготавливая мебель на заказ для аристократов - точными копиями с оригиналов, привезенных из Европы и выполненных в классическом стиле. Так было положено начало "нарышкинскому барокко" - русскому классическому стилю, которое объединило в себе пышные причудливые формы с природными русскими орнаментами, присутствующих в резных накладках и росписи.
Петр I, построив город на Неве, перевел лучших мастеров Оружейной палаты в Петербург и утвердил Академию наук с гимназией. Способных студентов-мебельщиков он отправлял в Англию и Голландию. А оттуда привозил иностранных специалистов, тем самым усиливая влияние европейских классических стилей на русское зодчество.
На смену простым и неприхотливым предметам убранства приходят роскошные и удобные аналоги. Интерьеры дополняются новыми элементами. В столовых появляются горки-буфеты, позаимствованные у голландцев, а мебель для гостиной дополняется роскошными диванами и креслами с причудливой формы спинками, подлокотниками и ножками, украшенными резными накладками и росписью с русскими мотивами. Например, известными "травными орнаментами" и "гранатовым яблоком".
В середине в XIX века благодаря высокому уровню развития ремесленного искусства, становится возможным реализовать любой замысел, приводит к возникновению русского ампира. Из элементов интерьера в дома приходят шкафы.
На сегодняшний день интерьеры в русском стиле – это искусственно состаренная мебель с самыми причудливыми формами, часто сплошь покрытое рельефной или ажурной резьбой с растительными мотивами – цветами, ветками с листьями и плодами, ягодами, птицами и др. Кроме того, мебель может быть украшена фарфоровой или стеклянной мозаикой, коваными вставками, инкрустирована камнями, бронзовыми накладками и моржовой костью.