Примерное время чтения: 6 минут
765

Новая высота. Как изменятся тарифы на ЖКУ с 1 декабря в Псковской области

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Псков 19/10/2022
Псковские теплосети уверяют, что в нынешних условиях зимнее повышение тарифов оптимальнее летнего
Псковские теплосети уверяют, что в нынешних условиях зимнее повышение тарифов оптимальнее летнего пресс-служба правительства Хабаровского края

С 1 декабря 2022 года в России планируется второе за год повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В правительстве РФ уверяют, что после декабрьского роста тарифов следующий случится только через полтора года - летом 2024-го. «АиФ-Псков» узнал подробности грядущего подорожания коммуналки.

Приблизительные подсчёты

Пока официального решения о том, на сколько вырастут тарифы, нет. Как рассказала нашему изданию председатель комитета по тарифам и энергетике Псковской области Елена Пилипенко, в последнем проекте документа шла речь о том, что предельный индекс повышения тарифов составит 9%. При этом пока не ясно, будет ли этот показатель единым для всей страны, или, как и раньше, процент определят для каждого региона. Например, с 1 июля 2022 года в одних субъектах РФ плата поднялась только на 2,9%, а в других - на 6,5%. В Псковской области тогда услуги ЖКХ подорожали на 4%.

Псковские теплосети и Горводоканал также ждут официально подписанного документа. Однако, как рассказал заместитель директора по экономике теплосетей Максим Дешкин, на предприятии уже ознакомились с соответствующим проектом Постановления правительства РФ, а также изучили опубликованный Минэкономразвития прогноз социально-экономического развития страны на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов. В этом документе также содержится информация о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан на 9% с 1 декабря 2022 года. «Индексация проводится для обеспечения бесперебойной работы и развития  инфраструктуры ЖКХ», - констатировал Максим Дешкин.

Он отметил, что тарифы на услуги псковских теплосетей не пересматривались с 1 июля 2021 года. Заместитель директора предприятия пояснил, что для теплосетей установлен экономически обоснованный тариф, но жители оплачивают не полную стоимость, а только часть, остальное же компенсируется из бюджета области.  

Для Горводоканала Пскова тариф пересматривался с 1 июля 2022 года и был увеличен на 1,8%. С учётом НДС он вырос до 66,24 рубля за кубометр. Тариф же для жителей после индексации на 3,5% с 1 июля составляет 52,95 рубля за кубометр.

Официально
Как следует из прогноза Минэкономразвития, в 2024 году стоит ожидать повышения тарифов на 6%, а в 2025-ом — на 5%.

Финансовый директор Горводоканала Анжелика Лясина обратила внимание на то, что с января 2019 по декабрь 2022 года экономически обоснованные тарифы на водоснабжение и водоотведение в сумме увеличились всего на 5,6%, тогда как рост потребительных цен за этот же период был почти 21%.

Несмотря на рост, тарифы в Пскове остаются в разы ниже, чем в большинстве городов Северо-Западного федерального округа. «По дешевизне воды и канализации Псков уступает лишь Калининграду и Череповцу на несколько рублей. В тройке самых высоких тарифов на водоснабжение и водоотведение - Нарьян-Мар и Великий Устюг, где совокупный тариф достигает 180 и 130 рублей соответственно», - рассказала «АиФ-Псков» Анжелика Лясина.

Иначе нельзя

«Повышение тарифа здесь и сейчас - это необходимость», - заявил нашему изданию председатель правления Союза собственников недвижимости Псковской области, член Общественной палаты региона Алексей Кириллов. Он отметил, что индексация платы за ЖКУ оправдана для работающих в этой сфере организаций, потому как цены на комплектующие и поставляемые ресурсы выросли.

В Псковских тепловых сетях также говорят о том, что повышение тарифа сейчас необходимо предприятию. «В этом году существенно выросли цены на строительные материалы, особенно на металлопрокат - более чем на 40%. Подорожали и энергоносители», - пояснил Максим Дешкин.

Более того, считает он, для предприятий ЖКХ в текущей ситуации повышение тарифов в декабре гораздо оптимальнее летнего. «Мы в октябре-декабре готовим планы на следующий финансовый год, проводим расчёты. Если индексация тарифа происходит в декабре, то мы можем уже с начала года получать больший объём средств, проводить закупку материалов, готовясь к новому сезону ремонтов и работ по выполнению инвестиционной программы. Когда же тариф повышается в июле, получается, что мы первое полугодие живём с прежними поступлениями, а при этом цены на необходимые нам материалы уже выросли», - пояснил замдиректора Псковских теплосетей.

В целом же, заверил он, предприятию удаётся обходиться без привлечения кредитных средств, хотя ещё недавно теплосетям приходилось ежегодно открывать кредитные линии для расчётов за газ. Дело в том, что основная масса домов оплачивала услуги теплосетей по нормативам, то есть равными долями в течение всего года. Теперь же 72% домов платят по приборам учёта только в отопительный период, а 28% - по нормативам равномерно в течение 12 месяцев.

«Мы научились работать по новой финансовой модели, хоть на это и ушло некоторое время. Это позволяет нам резервировать поступающие в отопительный период средства и планировать их на летние расходы, то есть безболезненно проходить период выполнения инвестиционной программы и ремонтов», - сказал Максим Дешкин. Он добавил, что сейчас теплосети если и открывают кредит, то на пополнение оборотных средств на небольшие суммы и на непродолжительный период.

Платёжная дисциплина

И теплосети и горводоканал говорят о том, что псковичи, несмотря ни на какие индексации тарифов, платят за их услуги довольно исправно.

Как отметил Максим Дешкин, если собираемость платежей в 2019 году была 95%, то по итогам прошлого года она составила 98%. «Этот год выдался довольно сложным, но это не сказалось на уровне платежей. Рассчитываем, что по итогам года собираемость платежей не ухудшится», - добавил он.

У Горводоканала показатели чуть ниже - на уровне 96-97%. В частности, за восемь месяцев этого года собираемость составила 97,47%. Правда, финансовый директор предприятии отмечает сезонность в периодичности платежей. Оказывается, что летом и во время январских праздников псковичи проводят оплату нерегулярно, как и погашают заложенность. В сумме, кстати, жители задолжали горводоканалу 130,5 миллиона рублей.

По итогам первого полугодия на предприятии отметили снижение собираемости платежей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2%, но заверили, что это не является критичным: по крайней мере пока. «Если тенденция на снижение собираемости сохранится, это может повлечь за собой недополучение доходов предприятия и, как следствие, невозможность исполнения производственной и инвестиционной программ в полном объеме», - констатировала Анжелика Лясина. 

Работу с должниками специалисты предприятия ведут и в судебном, и в досудебном порядке, и даже готовы пойти на встречу тем, кто не может погасить долг сразу. «Мы регулярно рассматриваем любые запросы от граждан, попавших в трудные жизненные ситуации, в индивидуальном порядке находим способы реструктуризации и рассрочки погашения задолженности», - заверила «АиФ-Псков»  финансовый директор Горводоканала.  

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах