Примерное время чтения: 6 минут
2589

Стой, кто идёт? Как обстоят дела на границе РФ и Эстонии перед отменой виз

Глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу 11 августа объявил, что буквально на следующей неделе страна закроет границу для россиян с шенгенскими визами, выданными республикой. Как это будет работать на практике, пока непонятно. «АиФ-Псков» узнал, как обстоят дела на российско-эстонской границе накануне фактического закрытия её для граждан России, чего ждут те, чья жизнь так или иначе связана с этими двумя государствами. 

Разделительная линия

На российского-эстонской границе всего три сухопутных пункта пропуска: один в Ленинградской области и два в Печорском районе Псковской области.  Это Шумилкино — на трассе «Псков — Рига» и Куничина Гора — на  окраине города Печоры. До закрытия границ, связанного с пандемией коронавируса,  оба псковских пункта пропуска были заполнены легковыми автомобилями и пешеходами, которые перемещались из страны в страну. В электронной очереди на пересечение границы было сложно найти место, а в «живой» — можно было простоять и пять-шесть часов. С началом пандемии на пунктах пропуска остались почти одни большегрузы.

Когда Россия объявила о снятии противоковидных ограничений и открытии границ, чуда не произошло: поток легковых машин и пешеходов не восстановился. Причина проста: за почти два с половиной года у значительно части россиян, путешествовавших в Эстонию, а заметную их часть составляли жители Псковской области,  истек срок «шенгена». Получить же новые визы стало крайне сложно, практически невозможно. 

По экспертным оценкам, если в июле 2019 года границу с Эстонией в Псковской области  в пересекли около 40 тысяч российских граждан, то в июле этого года - только 15 тысяч.

Фото: АиФ

 

Пустое место

Мы отправились в Печоры к пункту пропуска «Куничина Гора». На некогда популярном месте для пересечения границы кроме дальнобойщиков - практически никого. Лишь изредка ее пересекают легковые автомобили, большинство из них — с эстонскими номерами. Пешеходов с российской стороны практически нет, а с эстонской они появляются только тогда, когда на станцию в Койдуле пребывает поезд из Таллина.  В основном, это те, кто имеет двойное гражданство и вообще не зависит от виз.

Говорят, что на пункте пропуска Шумилкино поток и машин, и людей больше.  «Я несколько дней назад был там, пересекал границу по туристической визе, - рассказал нашему изданию Владислав. - В Эстонию проехал буквально за 35 минут, обратно, правда, стоял в очереди полтора часа — много было машин, но, в основном, не с российскими номерами».

Евгений, гражданин Латвии, приехал в Россию на могилу матери. «Поехал через Куничку, потому что наша, латвийская граница, забита украинцами. Хоть и получается большой крюк по километражу, но по времени гораздо быстрее», - поделился он.

«Раньше у нас тут пол-Эстонии и пол-Латвии завтракало, обедало и ужинало, а теперь никого», - говорит сотрудница приграничного кафе Валентина и отмечает, что послепандемийное открытие границ на потоке посетителей никак не отразилось.

Человеческий фактор

Пока никаких эксцессов при пересечении границы на эстонской стороне не возникает, но, говорят наши собеседники, что всё зависит от смены, которая проводит досмотр. «Пару недель назад пересекал границу, так устроили буквально допрос: куда, зачем, к кому? А я ехал к родственникам, так что даже спросили, как давно они живут в Эстонии. А вот на днях — ничего, просто обычный досмотр, стандартные вопросы», - рассказал пскович Сергей.

Елена, которая встречала мужа, возвращающегося из Эстонии с работы, тоже отмечает, что в некоторые смены на эстонской стороне даже практически вещи не досматривают, а в некоторые - могут вывернуть весь рюкзак.

Конечно, больше неприятных историй у дальнобойщиков, которые проводят в очереди на границу по несколько суток. «Знаю, что визы нескольким нашим эстонцы аннулировали, за что, точно не знаю,  вроде за георгиевские ленточки», - говорит водитель фуры Павел.

Рассказывают, что за георгиевскую ленточку поплатился и латышский дальнобойщик, который отказался выбросить её в мусорку. Конечно, как гражданину Евросоюза, никакое закрытие визы ему не грозило, но штраф в 200 евро, что примерно по нынешнему курсу около 15 тысяч рублей, выписали.

Фото: АиФ

Ход конём

Пока те, кто регулярно пересекает границу между двумя странами, не знают, удастся ли им это сделать на следующей неделе. Елена, муж которой приехал на выходные к семье, говорит, что решили не рисковать. «Он собирался уезжать на следующей неделе, но поедет раньше. У него рабочая виза, так что неясно, что там будет уже в понедельник», - говорит она.

От Эстонии такого решения по визам совсем не ожидала, отмечает женщина. «Латвия и Литва меня бы не удивили. А вот Эстония… Там же все на русском разговаривают, простые люди хорошо к русским относятся, начинают по-эстонски говорить, видят, что ты не понимаешь, обязательно на русский перейдут. Там же родственники у многих, друзья», - говорит Елена.

Валентина, с одной стороны сожалеет, что друзей теперь видит только по видеосвязи, а с другой очень ждёт, что Россия запретит европейским фурам перевозить по стране грузы, как это сделано в Белоруссии. «Я тут семь лет работаю и у меня были ребята-дальнобойщики, которые ко мне ходили годами. А теперь их нет — сидят без работы. Очень жалко ребят», -  говорит она. 

Дальнобойщик из Латвии Игорь предлагает взять на вооружение ещё одну инициативу Белоруссии и отменить визовый режим с Европой. «Я бы на месте Путина сделал, как Лукашенко, отменил бы визы вообще. Это такой был бы ход конём! Пусть люди поедут, посмотрят в Россию, расширят кругозор, увидят, что там, а что здесь. Пусть не только тупое телевидение смотрят», - считает водитель.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах