Примерное время чтения: 9 минут
122

Почему капитал из Украины бежит в Россию?

Возникает ощущение, что государству поставили большую анти-инвестиционную клизму. Что гонит иностранцев прочь; почему капиталы уходят не в «евросоюзную» Польшу, например, а в Россию; чего ожидать инвесторам – на эти вопросы отвечали аналитики отделов «новости Украины» и «новости России» журнала «Биржевой вестник».

Капитал уходит всерьёз и надолго, утверждают эксперты

Отток капиталов начался не сегодня. Уже в 2011 году начали потихоньку сворачивать дела строительные компании – украинские, российские, израильские. Девелоперы и ритейлеры отказываются от масштабных проектов, замораживая уже запущенные. Ограничивают свою активность крупные импортёры потребительских товаров, автодилеры. Окна офисных центров всё чаще оформляются объявлениями «сдаётся в аренду». Собирают бумаги в чемоданы иностранные банки. В первую очередь это касается шведских компаний, таких, как SEB (продала свою украинскую структуру СЕБ Банк в июне 2012 года) и Евробанк. Серьёзные проблемы прогнозируются у групп Commerzbank и UniCredit (на Украине соответственно банки «Форум» и «УниКредит», бывший «УкрСоцБанк»). Несмотря на то, что группы BNP Paribas и Raiffeisen Bank International, российские банки ВТБ и Сбербанк продолжают работать со своими украинскими ответвлениями, и на неприятности не жалуются, некоторые их специалисты подтверждают: спроса на украинские банки нет, прибыльность украинского рынка очень низкая. Ещё летом агентство Moody's опубликовало негативный прогноз для банковской системы Украины. И хотя профессионалы прекрасно знают, что к рейтинговым агентствам следует относиться скептически, сегодняшняя ситуация показывает относительную точность прогноза.

Причины такого бегства капитала из Украины, по мнению экспертов, нельзя свести только к экономике. Хотя, конечно, есть и объективно-экономические факторы:

1. Продолжающийся мировой и, главное, европейский кризис. ЕС с откровенным скрипом справляется со своими долговыми проблемами, а многие европейские банки прошли последние пару лет с такими убытками, что им, скорее, рекапитализация нужна, а не инвестиционная активность.

2. Низкий инвестиционный рейтинг страны, высокие риски.

3. Прогнозируемый, пусть и без особых оснований, многими специалистами обвал гривны (недавнее проседание трактуется как его начало), подобный тому, который был в 2008 году.

4. Монетарная политика Нацбанка Украины, направленная на удержание гривны, но замедляющая экономический рост

5. Падение цен на нефть, которое вынудило российские компании пересматривать отношение к инвестиционным рискам. Поскольку Украина – это особый набор таких рисков, то российские компании, игравшие заметную роль в экономике соседней страны, предпочитают уходить на очевидно более стабильную родину.

6. Пробуксовка земельной реформы, вызывающей, к тому же, резкое, вплоть до агрессивности, неприятие со стороны украинского населения.

Но не менее, а подчас и более значимыми можно считать внеэкономические факторы:

1. Приближающиеся парламентские выборы. Выборы – это всегда нарушение политической стабильности, однако на Украине вполне можно ожидать масштабного хаоса в связи с ними. Инвесторы традиционно нервно реагируют на избирательные кампании, тем более в условиях украинской политической дисгармонии. Относительно успешно проведённое Евро-2012 не сумело внушить инвесторам достаточной уверенности.

2. Коррозия международного имиджа Украины вследствие тюремного заключения Юлии Тимошенко, вызвавшего неоднозначные оценки как на Западе, так и в России.

3. Специфика украинского судопроизводства, не вызывающая доверия у многих инвесторов, особенно в сочетании с общим уровнем коррупции. В частности, речь идёт о широко используемой схеме лже-банкротства, когда платежеспособные должники выводят кредитные средства за рубеж под видом торговых операций, и объявляют себя банкротами. А через украинские суды добиваются права не возвращать долг. Доля таких «токсичных» кредитов превышает треть от всех, выдаваемых западными банками на Украине.

4. Общая политическая нестабильнось, связанная не с выборами, а «политическими манерами» и непредсказуемостью действующей власти. По мнению специалистов, инвесторов отпугивает стремление правящей Партии регионов негласно занять место субъекта «full control», обладающего неограниченным контролем экономики. То же можно сказать о склонности приближённых к власти персон «решать вопросы» за рамками и без того несовершенного законодательства. При этом украинская власть не может похвастаться ни поддержкой, аналогичной, например, той, которая есть у властей России или Белоруссии, ни достаточной экономической грамотностью, на что указывает история с недоработанным бюджетом на 2013 год.

5. Социальная нестабильность. Растут протестные настроения, связанные не с политическими предпочтениями, а с усталостью от постоянного снижения уровня жизни. Масла в огонь подливают и коррупционные скандалы – как, например, недавняя забастовка сумского спецподразделения «Беркут», обвинившего своих начальников в регулярных поборах.

6. Углубляющиеся проблемы в украино-российских отношениях. После ряда переговорных неудач по закупкам газа и торговому взаимодействию украинские власти взяли курс на риторику, напоминающую жителям период правления Ющенко и его «патриотической команды». Опять слышны заявления о «независимости от России» (каковая давным-давно достигнута, вроде бы), принимаются политически мотивированные экономические решения, всплывают из небытия такие технологические скандалы, как история с косой Тузла. Остаётся только заимствовать у оппозиции «опасения ядерного удара с российской стороны» - и лицо власти преобразится до неузнаваемости.

7. Мощная геополитическая конкуренция. Украина зажата между Россией и Польшей. Поскольку эти две страны сейчас чувствуют себя на порядок лучше, то выгоды такого геополитического положения оборачиваются недостатками.

Украинская склонность к внешнеполитическому самоубийству

Эксперты уверены: украинская экономика расплачивается в том числе за приверженность власти к ошибочному внешнеполитическому курсу. Памятная «многовекторность», заложенная ещё президентом Кучмой, опять приводит к охлаждению отношений и с Западом, и с Россией. Отсутствие внятной реакции на многообещающие российские инициативы (такие, как ЕЭП, Таможенный союз и так далее), с одной стороны, и нежелание прислушиваться к настоятельным рекомендациям Евросоюза грозит Украине если не изоляцией, то внешнеполитическим одиночеством.

По сути, украинская власть загоняет себя в угол своеобразной «национально-освободительной войны», о которой не подозревает никто, кроме самой Украины. Современный вариант позиции «мы дружим со всеми» всё больше напоминает другую сентенцию «кругом одни враги». Так, участились своеобразные публичные «жалобы» политических деятелей и чиновников на несправедливость оценок, звучащих как от Евросоюза, так и от России. Каждое новое решение властей оформляется в виде «краеугольного камня экономической независимости». Показательно, что один из самых громких проектов украинской власти – перевод ТЭЦ на уголь вместо газа с использованием масштабного кредита китайских банков – уже породил не менее громкий скандал: выяснилось, что модернизированные на китайские деньги ТЭЦ предполагается немедленно передать в частные руки.

Показательно и то, что уходящий из Украины капитал нередко предпочитает перемещаться не в члена Евросоюза Польшу, а в Россию, которая совсем недавно так же переживала отток инвестиций. Объясняется это просто: Евросоюз не сошёл с той наклонной, по которой его ведёт долговой кризис. Даже успешно справляющаяся с тяжёлыми временами Польша вряд ли спокойно переживёт прогнозируемый выход из Евросоюза Греции, Португалии, Испании. Над Россией подобные угрозы не нависают; более того, она уже сумела остановить уход капиталов – во многом благодаря действиям крупного российского бизнеса, который позитивно воспринимают за рубежом и поэтому готовы предоставлять ему займы. Инвестиционная привлекательность России, которая сейчас, возможно, ниже, чем у той же Польши, обладает большими долгосрочными перспективами, которые как раз и волнуют крупных инвесторов.

Эксперты также отмечают, что простой уход иностранных компаний с украинского рынка несёт меньшую опасность, чем продажа «дочерних» компаний украинским собственникам. К последним уровень доверия всё ещё низок, особенно с учётом убытков, понесённых вкладчикам Надрабанка и Родовид-банка.

Существует ли выход из ситуации?

По мнению ряда экспертов, ситуацию могли бы изменить решительные действия украинской власти на внешнеполитическом фронте. Поскольку европейский кризис явно склонен затянуться, а Соединённым Штатам предстоит период политической нестабильности, наиболее привлекательным внешнеполитическим ориентиром остаётся Россия и те международные проекты, к сотрудничеству в которых давно призывают Украину. Активизация этого направления позволит разрешить значительную часть как внешних, так и внутренних проблем. Очевидно, что внешняя политика «промиж краплынок» себя исчерпала; многовекторность грозит Украине отнюдь не выгодами, а многочисленными издержками. Отток капитала – не единственная из них.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах