Примерное время чтения: 15 минут
107

Интернет по-нашему, или Продвижение сайтов доменной зоны .рф

Всего за сутки открытой регистрации домен .рф вошел в двадцатку крупнейших европейских доменов, а за неделю число имён в кириллической зоне достигло полумиллиона. К концу года, по прогнозам Департамента маркетинга Demis Group, их количество может преодолеть отметку в 1 миллион регистраций. Для сравнения, 500 тысяч доменов в зоне .ru было зарегистрировано лишь спустя 12 лет после ее создания, а за первый год существования Рунета было зарегистрировано всего 86 доменов.

Ажиотажный спрос на доменные имена в зоне .рф породил массу вопросов о её необходимости, о технических моментах внедрения кириллических доменов, о их поисковой оптимизации и продвижении. Бурное обсуждение развернулось в печатных и электронных СМИ, в блогах, на форумах как среди обычных пользователей сети Интернет, так и среди владельцев зарегистрированных торговых марок, SEO-оптимизаторов, представителей поисковых систем и различных интернет-сервисов. Что из себя представляют кириллические домены? Как с ними работать? Возможно ли продвижение сайтов зоны .рф? Как способствовать росту посещаемости подобных коммерческих сайтов и увеличению продаж бизнеса?

Кириллический домен .рф: характеристики, история и динамика регистрации

Домен .рф — национальный кириллический домен верхнего уровня Российской Федерации. От традиционного для России домена .ru отличается написанием всех имён второго уровня исключительно кириллицей с возможностью применения арабских цифр и знака дефис; при этом неизменным остаётся латинский алиас https:// и(или) www. Само доменное имя в зоне .рф не может содержать символы латинского и прочих алфавитов. Выбор букв «рф» объясняется условием, по которому в национальных доменах должна использоваться хотя бы одна отличная от латинского алфавита буква (в данном случае русская «ф»). Иначе неизбежна путаница с существующими доменами в латинском написании — например, с национальным доменом Парагвая (.ру).

Тестовые регистрации кириллических доменных имён в международных зонах .net и .com велись в Интернете, начиная с 2001 года. В доменной зоне .ru планировалось запустить кириллические адреса ещё в 2004-2006 гг. Существуют отдельные домены на русском языке в зоне .su. В 2008-м корпорацией ICANN была проведена работа по внедрению доменов верхнего уровня на национальных языках. Как итог — в конце октября 2009 года на XXXVI международной конференции ICANN в Сеуле домен .рф наравне с некоторыми другими национальным доменами на арабском, китайском и прочих языках был официально делегирован.

Приоритетная регистрация сайтов в новом русскоязычном домене .рф была открыта 5 ноября 2009 года, когда в реестр первых кириллических доменов начали вноситься имена всех государственных органов, перечисленных в Конституции РФ. Дальнейший период внедрения новшества Координационным центром национального домена происходил следующим образом: с 25 ноября 2009 года по 25 марта 2010 года велось резервирование доменных имен второго уровня для государственных нужд, параллельно стартовала приоритетная регистрация для обладателей исключительных прав на товарные знаки, продолжавшаяся до 11 мая текущего года. С 12 мая по 16 сентября – резервирование доменов второго уровня в зоне .рф для обладателей исключительных прав на фирменные наименования, обладателей исключительных прав использования наименования места происхождения товара, некоммерческих организаций, средств массовой информации.

11 ноября стартовала открытая регистрация доменных имён в зоне .рф. Количество регистраторов, аккредитованных Координационным центром национального домена в зоне .рф, составляет на сегодняшний день 20 компаний (в зоне .ru работает 26 компаний). По данным одного из регистраторов - RU-CENTER - в первые 24 часа было зарегистрировано 207 648 доменных имён, а с учётом результатов предварительной приоритетной регистрации – более 260 000 (см. Диаграмму №1). В отличие от регистраций в зоне .ru, где первыми доменами, как правило, становились названия брендов, наибольшей популярностью в зоне .рф пользуются общеупотребительные слова.

Диаграмма №1. Прирост доменных имен в зоне .рф по данным RU-CENTER.

Тем не менее, как отмечают эксперты, далеко не все регистрации оказались в распоряжении самих покупателей доменных имён. RU-CENTER в первые же сутки зарегистрировал 49,5% всех доменов за счет собственных мощностей и технических соглашений с четырьмя другими регистраторами. Примерно половину из пользующихся наибольшей популярностью доменов планировалось затем продавать на специальных аукционах. Однако против подобной схемы выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС), сославшись на нарушения закона «О защите конкуренции». Более того, как отметил на пресс-конференции, посвящённой нарушениям в процессе регистрации, директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников, приобретенные регистраторами-нарушителями доменные имена в зоне .рф могут быть заморожены, а сами регистраторы лишены аккредитации. По данным экспертов, на внутренних аукционах сейчас находится примерно 34 тысячи доменных имен, а всего в зоне .рф по состоянию на декабрь-2010 зарегистрировано порядка 550 тысяч доменов, из них 37% делегированы, то есть на них уже работают сайты.

Вопрос о санкциях к недобросовестным регистраторам будет решаться в самое ближайшее время, а пока в Координационном центре национального домена предприняли дополнительные ограничения, защищающие владельцев торговых марок от киберсквоттеров : во-первых, домены в зоне .рф на данный момент могут регистрировать только граждане РФ и зарегистрированные на её территории юридические лица; во-вторых, в течение года после покупки сменить администратора домена будет невозможно, т.е. формально перепродажа купленного имени в течение года запрещена; в-третьих, создан специальный стоп-лист, состоящий из 4000 слов, которые нельзя зарегистрировать в виде доменного имени в зоне .рф. Кроме заведомо нецензурных выражений, включая молодежный, тюремный и национальный арго, в него вошли многие общеупотребительные слова. Что, правда, не помешало изобретательным регистраторам обходить ограничения путём подбора словоформ.

Доменная зона .рф: преимущества и недостатки для бизнеса

Главное преимущество доменной зоны .рф, ради которой, собственно, она и задумывалась — возможность пользователям, не знающим английского языка, без затруднений пользоваться Интернетом. Иными словами, людям теперь должно быть проще набирать адреса сайтов на родном языке, диктовать их друг другу, запоминать из рекламы и без ошибок воспроизводить в адресной строке своего браузера.

На данный момент большинство кириллических доменов перенаправляются на сайты в зоне .ru либо представляют собой зеркало основного ресурса. И хотя сам кириллический домен уже широко используется в рекламе, печатается на визитках и озвучивается контрагентам, большинство владельцев не знают, что делать с кириллическим именем. Многие из них регистрировали домены на всякий случай, чтобы «конкуренты не заняли».

Использование кириллических доменов по прямому назначению оправдано в первую очередь в качестве сайтов-визиток. Кроме того, для парковки доменов и перенаправления (редиректа) хороши не только прямые дубли доменов в зоне .ru, но и красивые, «говорящие» имена, перенаправляющие посетителей на любой не очень красивый адрес в другой доменной зоне. Учитывая, что адекватных «красивых» доменов в зоне .ru остаётся все меньше и меньше, регистрация простого и быстро запоминающегося домена .рф для многих молодых компаний становится удачным решением для продвижения бизнеса в сети.

Проблемы же использования кириллического домена кроются в техническом обеспечении работы веб-сервисов. При внедрении доменов на национальных языках разработчики столкнулись с некорректной работой множества приложений, которые создавались для работы с доменными именами, содержащими только символы латиницы, арабские цифры и дефис (так называемые ASCII-символы). На данный момент проблема решается алгоритмом взаимно-однозначного кодирования имён в набор ASCII-символов, получившим название punycode. Punycode — это стандартизированный метод преобразования доменных имён в последовательность ASCII-символов (26 знаков латинского алфавита, цифры от 0 до 9 и дефис).

Схема исполнения punycode-кодирования следующая: введённое пользователем доменное имя на национальном языке переводится клиентским приложением в punycode, на котором и строится его взаимодействие с сервером. После отклика сервера клиентское приложение кодирует имя домена из punycode обратно в символы национального алфавита и выдает пользователю. Исходя из приведенной схемы, трудности возможны в двух направлениях: сложности перекодирования имен в звене «пользователь» <=> «клиентское приложение» (некорректная обработка клиентским приложением IDN-доменов, отображение доменов в адресной строке в непонятном пользователю punycode), а также возможные нарушения во взаимодействии автоматических сервисов между собой.

Если первая проблема наиболее наглядная, но, в конечном итоге, достаточно безобидная, то сложности с обработкой запросов с серверной стороны по-прежнему вызывают нарекания. К примеру, почтовые службы до сих пор не работают корректно с кириллической зоной (см. Таблицу №1).

Табл. №1. Данные исследования отдела разработок регистратора R01 о поддержке почтовых служб доменов зоны .рф.

Исключение составляет только Yandex.ru, корректно обрабатывающий как отправку писем на адрес, в котором имя домена указано в национальном алфавите (mailtest@пример.испытание ), так и на адрес, в котором имя домена указано в виде punycode-преобразования (mailtest@xn--e1afmkfd.xn--80akhbyknj4f). Mail.ru, Rambler.ru, Pochta.ru поддерживают пока только адрес в punycode, а Gmail.com не поддерживает ни один из предложенных вариантов отправки. При этом, по данным регистратора R01, уже более 3 тысяч доменов ссылаются на почтовые серверы. По мнению представителей Координационного центра национального домена, гарантированно корректная работа российских почтовых онлайн-служб с доменами, написанными на национальных языках, возможна не ранее чем через 2-3 года.

Поддержка кириллических адресов основными браузерами уже частично решена: на сегодняшний день новые версии большинства популярных браузеров поддерживают перекодировку punycode. Тем не менее, это относится только к доменному имени, тогда как пути внутри домена по-прежнему требуют латиницы. К примеру, до сих пор распространена картина, когда веб-страница шифруется таким образом: https://имя-сайта.рф/articles/533545. Либо в случае с почтовым адресом кириллицей может быть написано доменное имя, а имя пользователя — только латиницей (например: admin@имя-сайта.рф — корректный адрес; а админ@имя-сайта.рф — некорректный).

Что касается трудностей доступа из-за рубежа к сайтам в кириллической зоне .рф, то эта проблема надуманна. Основные поисковые системы вполне адекватно обрабатывают адреса и в латинице, и в кириллице, поэтому перенаправление на кириллический домен со страницы поиска у зарубежного посетителя сайта не вызовет затруднений. Если же такой пользователь пожелает зайти на сайт в кириллической зоне напрямую, отсутствие раскладки ему восполнит виртуальная клавиатура, либо уже появившиеся в достаточном количестве сервисы для декодирования кириллицы.

В то же время ряд систем управления сайтами (CMS) и различные веб-сервисы по-прежнему не работают с кириллическими доменными именами — вернее, обработкой ссылок на кириллице. В .htaccess, robots.txt кириллические пути маршрутизации также не работают, их необходимо прописывать в punycode, то же самое касается перелинковки. Получить адреса в этом виде можно на nic.ru.

Ещё один вопрос, касающийся не технической, а правовой стороны дела, важен для организаций: специалисты оценивают само «Положение о регистрации доменов» и ряд сопутствующих документов как юридически безграмотные, что и повлекло за собой «доменный» скандал, разворачивающийся сегодня среди регистраторов. В сложившихся условиях те компании, что не успели подать заявку в период приоритетной регистрации, либо по каким-то причинам не смогли этого сделать из-за деятельности киберсквоттеров, вынуждены теперь решать свои проблемы через дорогостоящие аукционы и выкуп кириллических доменных имён, либо отстаивать свою собственность в судебном порядке.

Суммируя плюсы и минусы доменной зоны .рф, напрашивается вывод не в пользу активного разворачивания работы сайтов с кириллическими адресами. Разумнее приобрести домен и первоначально сделать с него перенаправление на основной сайт в зоне .ru. По крайней мере, до того времени, пока все технические проблемы не будут устранены.

Методы продвижения сайтов в доменной зоне .рф

Если владелец кириллического домена всё-таки настроен создать, активно развивать и продвигать своей ресурс с русскоязычным адресом отдельно от сайта в зоне .ru, ему нелишним будет знать текущую ситуацию с интернет-рекламой и поисковой оптимизацией (SEO) в зоне .рф. Основной вопрос, волнующий владельцев доменов зоны .рф и тех, кто только собирается зарегистрировать кириллическое имя сайта, — как именно будет происходить ранжирование сайтов в результатах поиска ведущих поисковых систем Яндекс, Google, Rambler и др. Существует немало слухов и предположений, включающих диаметрально противоположные мнения: начиная от того, что кириллическим доменам будет отдаваться предпочтение в выдаче, заканчивая тем, что ссылки в punycode для Яндекса будут отличаться от тех же ссылок на кириллице, что, в свою очередь, повлияет на ссылочный вес сайта.

По словам руководителя группы онлайн-маркетинга поисковой системы Яндекс Ростислава Шоргина, «с точки зрения индексации и ранжирования сайты с кириллическими именами ничем не отличаются от сайтов с именами на латинице, поэтому особых проблем с индексацией таких сайтов не должно возникать и какие-то специальные советы здесь давать сложно». Учитывая курс Яндекса на развитие в качестве международной компании, искусственное завышение позиций кириллических доменов в выдаче ему вроде бы ни к чему, поэтому логично предположить, что накруток в этом вопросе не должно быть.

Единственное преимущество кириллического имени по сравнению с доменами зоны .ru — это возможность наличия точного вхождения ключевого слова в домене. Однако это всего лишь один (причем - небольшой по весу) фактор, который очень серьёзно на позиции сайта в результатах поиска повлиять не сможет. Тем более что это правило отчасти работает и с доменами на латинице — особенно если имя сайта содержит англоязычное название бренда, т.е. означает полное вхождение ключевого запроса.

Со статейным и ссылочным продвижением сайта зоны .рф, а также некоторыми службами контекстной рекламы и баннерообменными сетями на данном этапе также возникают сложности. В первую очередь это касается невозможности некоторых веб-сервисов корректно обрабатывать ссылки на punycode и обратно. По данным Департамента маркетинга Demis Group, Sape.ru и ряд других бирж ссылок пока не принимают кириллические домены — эти ограничения временны, но довольно актуальны. Что касается других инструментов SEO-оптимизаторов и вебмастеров, ситуация с ними следующая: в панели Яндекс.Вебмастера кириллические доменные имена до сих пор воспроизводятся в punycode, что затрудняет работу с доменами, если их более одного, тогда как Google Webmaster корректно показывает кириллические домены с середины ноября 2010 года. Служба контекстной рекламы Яндекс.Директ поддерживает кириллические домены, а контекстные объявления в Google Adwords с целевым url в зоне .рф не принимаются по причине «недействительного домена верхнего уровня». Контекстный сервис Рамблера – Бегун - сам перешёл на кириллический домен и поддерживает сайты рекламодателей из русскоязычной зоны.

Специалисты по интернет-рекламе и SEO-оптимизаторы пока избегают давать конкретные советы, как именно рекламировать и продвигать сайты доменной зоны .рф. Проверенных на практике и гарантированно эффективных методов продвижения таких сайтов пока еще мало. Факторы ранжирования кириллических доменов ещё до конца не изучены. Технические стороны отображения ссылок и работы онлайн-сервисов еще плохо отлажены. Далеко не все интернет-службы корректно воспринимают нововведение.

По мнению специалистов Центра комплексного аудита и стратегического анализа компании Demis Group, занимающей ведущие позиции на российском SEO-рынке, поисковая оптимизация, продвижение и улучшение продающих качеств сайта доменной зоны .рф — это процесс, который, конечно же, имеет свою специфику, но во многом ничем не отличается от работы со всеми прочими доменными зонами. Раскрутка сайтов в зоне .рф, как и поисковое продвижение любого другого молодого домена, — это, прежде всего, тщательная работа над внутренней структурой веб-ресурса, создание качественного и полезного пользователям контента (содержания), наращивание актуальной и «весомой» ссылочной массы (преимущественно с авторитетных сайтов в зоне .ru). Серьезная и качественная подготовка молодых сайтов к продвижению – это залог будущего успеха. Дальнейшая аккуратная раскрутка с использованием внутреннего и внешнего SEO-аудита, оптимизированных продающих текстов, технологии улучшения продающих качеств сайта, постепенного внедрения в новую доменную зону с помощью ссылочного продвижения и контекстной рекламы, - все эти комплексные меры обязательно принесут свои плоды (не всегда быстро, но всегда надёжно и выгодно).

Безусловно, сайты с адресами на кириллице требуют более пристального внимания к себе. И начинать продвигать их нужно уже сегодня. Промедление может повлечь за собой более трудоёмкое продвижение в будущем, когда конкуренция в зоне .рф станет достигать уровня конкуренции в зоне .ru (учитывая скорость прироста доменов, потенциал у кириллической зоны на сегодняшний день достаточно высок).

Главное, на что стоит обратить внимание при продвижении сайтов в зоне .рф, – это выбор профессиональной и ответственной SEO-компании, которая сможет гарантировать применение разрешённых методов оптимизации сайта, предоставит гарантии и портфолио удачных проектов. Помните, что выведение «молодого» или «зрелого» домена из-под бана (санкций) поисковой системы – работа куда более затратная и длительная, чем грамотная поисковая оптимизация с самого начала. Именно поэтому стоит с особой осторожностью относиться к предложениям быстрой оптимизации со 100% гарантией в доменной зоне, к которой даже специалисты еще только присматриваются, тщательно оценивая реакцию поисковых систем на привычные инструменты продвижения.

Григорий ПОЛКАН, Генеральный директор Demis Group

Источник: www.demis.ru

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах