Примерное время чтения: 5 минут
60

Почему на наших прилавках дорогие импортные морепродукты?

В Приморье — огромный улов лососёвых. Рыбаки отдают «урожай» за копейки, лишь бы не сгнил. А в центральной части России «доступная рыба» — только на плакатах, которыми Росрыболовство украсило крупные города. Почему дальневосточная красная рыба по пути в Москву, Оренбург или Воронеж становится «золотой»?

С моря — в холодильник

Большие уловы этого деликатеса случаются раз в два года. Это связано с особенностями цикла жизни лососёвых. Но в этом году прогнозируемый «урожай» особенно высокий — 500 тыс. тонн. Но этот рекорд принёс нам не радость, а головную боль. А всё потому, что каждый из тех, кто связан с рыбной отраслью, хотел отхватить «кусок лосося» пожирнее. Первые в списке — рыбаки (к слову, их аппетиты — самые умеренные). Они надеялись продать улов по цене прошлого года, когда рыбы было гораздо меньше, поэтому до последнего придерживали её на судах и в портовых холодильниках Владивостока. Рыбу доставляли туда с Камчатки и Сахалина, поскольку на местных заводах можно переработать не более 20% пойманного. Но холодильники очень быстро заполнили, и теперь, как бы рыбакам ни хотелось, приходится «по дешёвке» (около 30 руб. за килограмм, в два раза ниже, чем в прошлом году) сдавать улов перекупщикам, везущим его в регионы. Самостоятельно заниматься отправкой рыбхозы не могут: не по карману дорожные расходы.

«Золотые» чешуйки

До европейской части России улов можно доставить только по железной дороге. Именно на этом этапе рыбка «обрастает» «золотыми» чешуйками. В вагоне-рефрижераторе можно перевезти 170 тонн рыбы. Его отправка стоит сейчас более 1,8 млн руб. (а срочно — за неделю до Урала — 2,5 млн руб.), притом что в начале лета за это платили не больше 700 тыс. руб. Поэтому неудивительно, что после транспортировки цена рыбы вырастает примерно на 25%. Руководство РЖД, правда, называет другие цифры — 7,9%. Но они учитывают только стоимость перевозки, ссылаясь на то, что аренда спецвагонов находится в ведении другой структуры.

Но даже этих дорогих вагонов не хватает. В начале 90-х, когда улов едва ли доходил до 120 тыс. тонн, в приморские порты в день приходило 200 вагонов-рефрижераторов, сегодня — 5-6 (а выловили уже 465 тыс. тонн!). Однако, даже если удастся решить проблему перевозок, следом встаёт другая — в регионах нет холодильников для хранения рыбы. Да и продавать её негде.

Кормим китайцев

Задумали создать при господдержке специальные магазины «Океан». Идея такая — их владельцы станут платить низкую арендную плату, соответственно, и цены в «Океанах» будут невысокие. Но, учитывая наши чиновничье-бюрократические барьеры и нежелание уже работающих «рыбных» продавцов пустить на рынок конкурентов, понятно, что этот процесс затянется. А пока торговцы устанавливают наценку согласно своей совести (или её отсутствия).

Трёхзначные цифры на рыбных ценниках — не единственная проблема. Пройдитесь по магазинам — ту же горбушу попросту не найти, потому что всё больше рыбаков предпочитает отправлять улов за границу. Так, за 5 месяцев 2009 г. за рубеж отправили в 9 (!) раз больше даров моря, чем за аналогичный период прошлого года. Например, китайцы и европейцы скупают 90% улова минтая. И стоит ли после этого удивляться тому, что прилавки наших магазинов оккупировали норвежская сёмга и форель, кстати, в отличие от российской натуральной рыбы выращенная искусственно?

Есть ли выход из этого тупика? Да. Рыбной отрасли нужно госуправление. Необходимо, чтобы федеральная структура вместе с бизнесом выстроила такую цепочку, по которой до потребителя доходила бы качественная рыба по разумной, а не завышенной в разы цене. Сегодня же Росрыболовство отвечает только за улов. А с ним как раз никаких проблем нет.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах