Примерное время чтения: 5 минут
46

Кризис без хвоста

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "АиФ - Карелия" 10/02/2009

Попали в Vилку

- Юрий Владимирович, так ли в действительности коварен этот самый кризис, как о нем подчас говорят?

 - В экономической науке выделяют два типа кризисов: «V-образные» (иногда – «W-образные») и «L-образные». В первом случае кризисная ситуация наблюдается в экономике непродолжительное время (обычно – до одного года). Она может характеризоваться процессами инфляции, девальвации национальной валюты, повышением безработицы, снижением доходов компаний и объемов производства и т.д. Далее следует период подъема и переход к новому экономическому циклу. Это так называемый «циклический кризис». «L-образный» сценарий развития кризиса более опасен, так как он обладает признаками так называемого «системного кризиса». При нем спад переходит в длительную стагнацию. Не берусь утверждать наверняка, но скорее всего мы переживаем циклический кризис (по выражению многих экономистов – кризис без L-образного хвоста), и ситуация не так страшна, как подогревается СМИ. 

- Значит ли это, что мы постепенно начинаем выбираться из кризиса?

- Думаю, что мы пока еще в самом низу этого «V», но постепенно создаются предпосылки для роста. 

- Наша республика остается во многом экспортно-ориентированной. Значит ли это, что кризис не закончится для нас до тех пор, пока не изменится ситуация на внешнем рынке? 

- Если говорить о лесопромышленном комплексе, то он действительно в большей степени ориентирован на экспортные поставки. И для него рецессия может продолжаться довольно долгое время: как минимум - весь 2009 год. Ситуация осложняется еще и тем, что у нас очень немного собственно карельских предприятий ЛПК. В основном, это структурные подразделения крупных российских компаний, также ориентированных, как правило, на внешний рынок. И сейчас они переживают не самые лучшие времена. Поэтому управляющие компании начинают концентрировать ресурсы в своих центральных подразделениях (на предприятиях, дающих наибольший объем производства, прирост добавленной стоимости, характеризующихся наименьшими сроками оборота капитала и т.д.), замораживая или снижая объемы производства на периферийных. Конечно, рано или поздно внешний рынок восстановится, цены на сырье снова начнут расти. 

Список победителей

- А кто пострадает, на ваш взгляд, меньше всего?

- Кризис сказывается в той или иной мере на всех.   Однако в наиболее выгодной ситуации оказываются компании, ориентированные на внутренний рынок. Это, прежде всего, малый бизнес, розничная торговля, сфера услуг. Но не весь малый бизнес, а те предприятия, которые обслуживают население, а не крупные и средние предприятия. Например, малый рекламный бизнес, основными клиентами которого являются те же крупные и средние предприятия, уже сегодня столкнулся с серьезными проблемами. Или строительный комплекс. Хотя он и обслуживает внутренний рынок, но, к примеру, жилищное строительство во многом опирается на доступность ипотечных кредитов, которые сегодня, к сожалению (по крайне мере пока), стали малодоступны.

Неплохие перспективы, как мне кажется, у компаний, связанных с горнопромышленным комплексом. Хотя опять же здесь все зависит от того, как будет складываться рыночная конъюнктура и какие решения будут приниматься собственниками. У нас карьеры, в основном, тоже являются структурными подразделениями. Однако тот же щебень, как правило, не экспортируется. А с учетом того, что сегодня в России инфраструктурное развитие – одно из приоритетных направлений политики государства и огромные деньги вкладываются в строительство дорог, крупных инфраструктурных объектов, вполне можно предположить, что и карельским горным компаниям удастся поучаствовать в этих проектах.

О доме надо думать

- В сложных экономических условиях правительство РФ, как известно, пообещало помочь ряду компаний. В этом списке значатся и карельские предприятия. Насколько такая мера эффективна?

- Эта мера касается, прежде всего, экспортно-ориентированных и, как правило, бюджетообразующих компаний. Поддержать их, безусловно, – дело благое, и у государства хватит на это средств. Вопрос в другом: а что дальше? Экономика России так и останется экспортно-ориентированной? Или мы, наконец, начнем развивать внутренний сектор, создавать экономику взаимообслуживания на территории субъектов РФ и всей страны? Ведь, по сути, Россия со времен СССР во многом осталась супердержавой, нацеленной на внешний рынок, входя при этом в первую десятку стран мира по численности населения (считайте – по потребительскому потенциалу). Мы по-прежнему тратим много сил и средств на глобальные проекты, рассчитанные на «внешний» эффект, но затратные для экономики. Такими в советское время были проекты освоения целины и космоса. Сегодня к ним можно отнести, например, инновации.

Почему? А потому, что российское общество пока не готово к созданию и воспроизводству инновационной среды. Например, кто будет разрабатывать и реализовывать инновационные проекты? А главное, кто будет их потребителем? Крупным экспортно-ориентированным компаниям они не нужны – у них огромные естественные конкурентные преимущества – запасы нефти, газа, леса, которые они будут и впредь эксплуатировать, получая на этом быстрые деньги. На рынке потребительских инноваций мы пока не в состоянии конкурировать с дешевыми инновационными товарами, например, из Китая. Не спорю, инновационный потенциал в стране есть, причем немалый. Но и создание внутренней высокоэффективной экономики, поддержка не только отечественных производителей, но и потребителей, на мой взгляд, первоочередная задача. Опыт индустриально развитых стран говорит о том, что невозможно без эффективного внутреннего рынка создать эффективную «внешнюю» экономику!

Справка «АиФ-Карелия»

Юрий Савельев – и.о. главного ученого секретаря президиума КарНЦ РАН, научный руководитель отдела региональной экономической политики Института экономики КарНЦ РАН, кандидат экономических наук.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах