Талабский архипелаг в Псковском озере в последние годы стал настоящим хитом внутреннего туризма региона. Турпоток на острова растет и инфраструктура за ним, мягко говоря, не поспевает. При этом немногочисленные островитяне вовсе не рады изменению привычного жизненного уклада. «АиФ-Псков» выяснил, могут ли граждане, бизнес и власть договориться относительно будущего Талабов, и на что они готовы для их развития.
Тихий уголок
Когда-то на Талабских островах (Залита и Белова) были довольно большие поселения, работал крупный рыболовецкий колхоз. Теперь же здесь можно увидеть только кладбище «погибших кораблей», на архипелаге постоянно проживают всего 140 человек. При этом только за первый месяц навигации в этом году по официальным данным Талабы посетила без малого тысяча туристов.
Как рассказала директор Туристского информационного центра Псковской области Лариса Семашко, каждый второй гость региона, обращающийся в ТИЦ, интересуется поездкой на острова. Одних привлекает уединенность и уникальная природа островов. Других – православные святыни, домик и могила известного старца Николая Гурьянова.
«Острова претерпевают изменения. Сейчас основной источник дохода населения – это туризм. Очень быстро жители приспособились оказывать услуги туристам и получать доход», – подтверждает Наталья Фёдорова, глава Псковского района, на территории которого находится архипелаг.
Район выиграл региональный конкурс и благодаря этому на острове Залита будет открыт небольшой туристско-информационный центр. Ремонт здания под него уже начался. «Мы готовим почву для создания хороших условий для турфирм, для туристов», – рассказала Наталья Фёдорова. Но пока с туристической инфраструктурой и сервисом на островах дела обстоят неважно. А максимум, на который способны островитяне – коптить и продавать гостям рыбу. Из официального бизнеса, по подсчётам члена экспертного совета Федерации рестораторов и отельеров России Андрея Филатова, на островах есть только один самозанятый, который коптит рыбу, два магазина и отель с рестораном.
Андрей Филатов считает, что вернуть на острова полноценную жизнь, надо снова сделать их рыбопромысловым центром. «На островах лов запрещён. Будет лов и приедут мужики, это же золотое дно! Людям надо дать работу и тогда на острове появятся крепкие семьи», – говорит он. Промышленный лов всё же не запрещён, «а зажат»: местные рыбаки не получают квоты на добычу рыбы, – уточняет замдиректора-руководитель судоходной компании МУП «Колхоз имени Залита» Владимир Балясов.
Проблемный край
Районным властям удалось решить главную проблему островов – транспортную. В конце июля 2022 года были запущены два новых вместительных катера, которые, как признаёт Наталья Фёдорова, конечно, никогда не окупятся, но выполняют важную социальную функцию по обеспечению связи жителей Залита и Белова с «большой землёй». Ранее уже была реконструирована пристань в деревне Толба, откуда отправляются суда на острова.
Другая масштабная проблема Талабов – мусорная. Чтобы острова не превратились в большую свалку, отходы с них надо регулярно вывозить, а это сложно и дорого. При этом местные жители следовать принципу «чисто там, где не мусорят», не спешат.
«Я не вожу на остров ничего стеклянного, не даю одноразовой посуды, но магазины торгуют пакетами, а мы потом вылавливаем их из воды. Надо экологические нормы вводить, пусть используют бумагу, картон: всё что можно утилизировать», – сетует Андрей Филатов.
Директор регоператора по обращению с ТКО Александр Киселев согласен с тем, что судно для перевозки мусора действительно необходимо. Он готов обсуждать с властями его приобретение и даже попытаться «что-то купить самостоятельно». Но встаёт вопрос с инфраструктурой по обоим берегам, поскольку для того, чтобы выгрузить мусоровоз, необходим особый причал.
«Сделали две площадки для сбора отходов. Но что мы там видим: опять мусор вдоль заборов, а на площадках какие-то горы диванов и кресел. На островах живут 140 человек, а мусор мы оттуда вывозим тоннами!» – рассказал Александр Киселёв.
Директор турфирмы Егор Лебедев считает, что властям не стоило покупать пассажирские катера, а нужно было приобрести как раз судно для вывоза мусора и септиков, обустроить причалы. Он убеждён, что в этом случае нашёлся бы бизнес, который бы закупил катера и занялся бы развитием пассажирского сообщения.
Андрей Филатов предложил арендовать баржу у Печорского района, которая там доставляет грузы и пассажиров на местные острова. Но, как пояснил Владимир Балясов, это судно сможет подойти к острову Залита, а к Толбе – нет. Получается, что ближайшее место, где можно будет выгрузить мусор, это деревня Наволок, а такая поездка будет уже очень не рентабельной. «Вопрос с баржей мы прорабатываем, и как только будет возможность, мы готовы её приобрести», – заявила глава Псковского района.
Концептуальный подход
Егор Лебедев настаивает на том, что для развития Талабских островов необходимо разработать концепцию, чтобы в перспективе чётко ей следовать. Но сначала, говорит он, стоит определиться с ценностями. «Надо, чтобы было понятно, что мы сохраняем. Если природу, то тогда запрещаем палатки, ночёвки и так далее, но строим экологическую тропу. Либо мы делаем тропу и разрешаем ночёвки в определённых точках. Если мы сохраняем архитектуру, тогда надо сохранять имеющиеся здания, что-то достраивать, что-то реставрировать. Если мы делаем рекреационную инфраструктуру, то тогда строим там санаторий», – заявил представитель турбизнеса.
Согласен с ним и Андрей Филатов. «Для меня важно, чтобы мы начали с планирования устойчивого развития территории, создания инфраструктуры для комфортного проживания жителей в сочетании с туризмом. Хотелось бы обсуждения какого-то стратегического плана», – отметил он.
Но, как говорит Наталья Фёдорова, концепция развития островов есть, только реализовывать её сложно, поскольку у местных жителей своё видение того, что должно происходить на Талабах, у Псковской епархии – своё, у турфирм – тоже своё. «Можно жёстко взять концепцию, утвердить и внедрять, но я вас уверяю, что будет куча проблем с этим. К её внедрению надо подходить аккуратно», – предупредила руководитель муниципалитета.
При этом она напомнила, что ещё два года назад проводила встречу с бизнесом, заинтересованным в развитии туризма на островах. «Тогда был разговор о строительстве туалета. И мы говорили, что если бизнес готов инвестировать, то давайте вместе попробуем выиграть какой-то грант на это. Но отклика не поступило», – рассказала глава района.
Наталья Фёдорова предлагает представителям туристической сферы встретиться и обсудить какие-то конкретные шаги: «Нужно найти точки соприкосновения власти и бизнеса, чтобы они шли в одном направлении». При этом она подчеркивает, что при реализации любых проектов на Талабских островах важно не растерять ту самобытность, которая там есть сейчас.
Жить жизнью острова
Наталья Фёдорова уверена, что сейчас нужно не только создавать условия для развития туризма на островах, но необходимо, чтобы и сам бизнес вкладывался, что-то делал для сохранения Талабов, для местных жителей. «Давайте, ребята, поработаем вместе для создания условий»: пока на островах должен быть такой слоган!» – заметила глава муниципалитета.
И. о. генерального директора Фонда инвестиционного развития Псковской области Юлия Белобородова тоже считает, что до тех пор, пока не будут созданы условия для местных жителей, говорить об интересах туристов неуместно, потому что они будут восприниматься населением как враги, которые пришли на их территорию.
Она предлагает высадить на острова специалистов по разным направлениям на острова, например, привлечь центр «Мой бизнес», эксперты которого могли бы рассказать людям как «выйти из тени» и легально заниматься предпринимательством. «Если мы говорим о цивилизации, то надо вводить ее постепенно, не ломая никого через колено. Там нормальные цивилизованные люди, которые ведут жизнь со своим укладом. Надо выехать, встретиться с предпринимателями. Надо разговаривать с жителями: что они хотят, что они могут», – говорит Юлия Белобородова.
Что же касается развития туристической инфраструктуры на острове Белова, который является особо охраняемой территорий, то, по словам, Юлии Белобородовой, в скором времени планируется принятие нового закона в части капитального строительства, возведения строений, прокладки коммуникаций в таких точках. «То есть перспектива есть. Подтянутся бизнес и какие-то креативные индустрии, если мы будем делать из него туристический объект», – констатировала она.
Кроме того, Юлия Белобородова рекомендует вводить социальную ответственность для бизнеса, который заходит в Псковский район, при заключении инвестиционных соглашений. При этом, по ее словам, совсем не обязательно, чтобы инвестор реализовывал социальные проекты именно в той местности, где он собирается работать: он может это делать и на островах.