Примерное время чтения: 16 минут
249

Куда глаза глядят. К каким направлениям стоит присмотреться туристам из РФ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. АиФ-Псков 18/10/2023
Дарья Хваткова / АиФ-Псков

Летний туристический сезон на российских курортах заканчивается, а желающих отдохнуть у тёплого моря меньше не становится. Плюс ко всему не за горами новогодние каникулы, которые совсем не хочется проводить дома. О том, куда поедут россияне отдыхать зимой, какие европейские страны принимают туристов с паспортами РФ и выдают визы, какие новые направления открылись и стоит ли ждать снижения стоимости туров «АиФ-Псков» рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Артур Мурадян.

Артур Мурадян
Артур Мурадян Фото: АиФ-Псков/ Андрей Степанов

Африканская жара

- Летний туристический сезон подходит к концу. На какие курорты смогут поехать россияне этой зимой?

- Сейчас переходная пора, по ряду летних направлений туристы ещё продолжат ездить где-то до начала ноябрьских праздников, в ту же Турцию. Но потом вступят традиционно зимние пляжные направления. Лидером здесь будут Арабские Эмираты и Таиланд. К ним добавляются Шри-Ланка и Гоа. В этом сезоне, я думаю, свое слово ещё скажет Куба как пляжное направление, куда ряд перевозчиков увеличили частоту полетов. При всем при этом для состоятельных клиентов увеличивается количество прямых рейсов на Мальдивы и Сейшелы. Также в ближайшее время откроется прямой перелёт на Маврикий. Традиционно будет Египет и весь Ближний Восток, с которыми сейчас нас тоже связывает прямая перевозка. Поэтому можно сказать, что портфолио текущего зимнего сезона будет обширным.

- Вы упомянули Маврикий. Это новое для российских туристов направление?

- Нет. Сейшелы и Маврикий хорошо известны российским туристам. Но в прошлом сезоне мы еще летали по транзитному варианту, сейчас же будет прямое авиасообщение, что является существенным фактором при выборе места отдыха.

- А какие-то новые точки для пляжного отдыха появились?

- У нас открылась прямое авиасообщение с Мьянмой, это бывшая Бирма, пляжное направление в Юго-Восточной Азии. Такого авиасообщения не было практически 25 лет. Правда, пока рейсы есть только из Новосибирска в виду ограничений дальности полётов самолетов, которые использует национальный перевозчик Мьянмы.

У нас в целом произошло расширение полетных программ, на прошлой неделе была отмена визового режима с Эфиопией. Туда летает довольно комфортабельный современный дримлайнер Boeing 787 и это позволяет связать транзитом всю южную часть африканского континента. А это ведёт к тому, что тот же ЮАР начинает вызывать больше интереса как транзитное направление. С Марокко, с Тунисом у нас также имеется прямое сообщение.

- Африка действительно интересует российских туристов?

- Да, но ввиду ограниченного спроса в прошлые годы, особенно до пандемии, Африка считалась дорогим для туризма направлением и она таковым и являлась. Первый толчок получил остров Занзибар, когда в пандемию только туда можно было летать, за исключением Турции и Арабских Эмиратов. Сейчас же мы видим, что открытие авиасообщения с Эфиопией, увеличение предложения по ЮАР привело к снижению среднего чека и расширению количества предложений, которые по карману российским туристам.

При всем этом стоит отметить, что в Африке отдыхает большое количество западных туристов, потому что там есть все крупные гостиничные сети, есть пляжные, экскурсионные локации. Они не всегда могут быть по карману простому обывателю, но сейчас ценник активно снижается в виду повышения интереса со стороны россиян.

- Что вообще происходит с ценами на туры?

- Если считать заграничные туры валюте, в которой они номинируются, то впервые с 2022 года мы наблюдаем в конце 2023 года тенденцию на снижение общей стоимости туристического продукта в валютном номинале. Те же Арабские Эмираты в этом сезоне будут дешевле на 15-25%.

Это происходит потому, что появляется больше прямых перевозок, перевозчики начинают конкурировать и снижать тарифы. Второй момент: страны, за исключением Турции, существенно не подняли цены для российского рынка.

Но если мы будем сравнивать цену в рублях с прошлым годом, мы увидим страшную картину – 60-70% роста. То есть в номинальной стоимости туры начинают дешеветь, но пока евро и доллар будут держаться на столь высоких отметках, мы будем видеть аномально дорогие туры.

- Кажется, что и цены на российских курортах подтянулись к стоимости зарубежных туров.

- Цены на отдых в России выросли, но надо смотреть статистику по ряду направлений, где очень высокий спрос. Увы, но это нормальная реакция: если высокий спрос, то на этом надо зарабатывать, иначе какой смысл затевать дело, на котором нельзя будет максимизировать свои вложения, отбить побыстрее.

С другой стороны, общая индексация цен, я думаю, не превысит 10-15%, из которых половина – это официальная инфляция, а вторая половина – её неофициальная составляющая, поскольку ряд, скажем так, гостиничных и курортных потребностей реализовывали за счёт импортных комплектующих, а они подорожали кратно. Плюс мы видим дефицит кадров, рост стоимости, например, в том же Сочи, земли, аренды, зарплаты. Всё это требует индексации цен.

Поэтому сказать, что российские курорты себя ведут некорректно и пользуются ограничениями, абсолютно неверно. Сейчас достаточно предложений для полётов за границу, просто внутренний спрос находится на высокой точке, а объектов размещения, особенно крупных, не хватает.

В другую сторону

- Ещё до пандемии многие россияне в новогодние каникулы ехали в европейские столицы вроде Таллина, Рима, Праги. Сейчас для нас эти направления закрыты, что пришло на смену?

- Если говорить о формате short trip, формате выходного дня, то тут активно влились столицы стран СНГ: Ереван, Ташкент, Баку, сейчас активно врывается Грузия, как раз за счет расширения полетных программ и дешевизны направления. Лидером в этом сегменте стал Стамбул. Во-первых, большое количество полётных программ как раз по направлению Россия - Турция с аэропортом прибытия в Стамбуле, плюс это безвиз.

Основные критерии сейчас – это безвизовость, относительная дешевизна проживания в столичной или в туристической зонах, возможность перезагрузиться: погулять ножками, покушать вкусно. Поэтому эту нишу прочно заняли страны СНГ с большой полетной программой и Стамбул.

- В какие Европейские страны россияне всё ещё могут улететь?

- Единственная страна в Европе, которая имеет прямое авиасообщение с Россией, это Сербия и туда по-прежнему доступны туры. Спрос на перелёт в Сербию остается крайне высоким и это связанно с транзитными возможностями этой страны. Говорить о том, что там выросло число российских туристов, некорректно: самолёты полные, но это транзитники.

Туристические визы россиянам по-прежнему выдают Греция, Франция, Италия и поездки туда есть. Если сравнивать с прошлым годом, то мы в АТОРе оценили рост турпотока в 35%.

- То есть, несмотря на все ограничения, турпоток из России в Европу растёт?

- По сравнению с прошлым годом – да. Но общий объём российского туризма в Евросоюз была на уровне 5-10% от допандемийных показателей. То есть, в этом году мы видим плюс 35% к вот этим 5% от допандемийных туров.

- В середине сентября Европейская комиссия выпустила целый список вещей, с которыми россиян больше не пустят в ЕС. Как дела обстоят на самом деле, что действительно не стоит брать с собой?

- Мы считаем, что в текущий момент только автомобиль с российскими номерами может стать предметом конфискаций. Остальные же вещи, по нашему мнению, не представляют интереса для стран, пускающих россиян по правилу первичного въезда, и скорее всего никаких эксцессов с конфискацией вещей не будет.

Я так говорю, потому что технически Евросоюз не способен проконтролировать россиян, влетающих через третьи страны в рамках прохождения «зелёного коридора». То есть, там никто паспорт не проверяет и это технически невозможно. Чтобы как-то фильтровать прибывающих, им нужно вводить отдельную таможенную службу под граждан России. Такое технически невозможно.

При этом мы видим, что та же Франция заявила, что не будет конфисковывать российские машины.

- Значит, пока никаких реальных историй об изъятых телефонах и косметике нет?

- Нет, ни у кого ничего отбирали, да и не будут отбирать. Отбирать могут только наличную валюту при выезде: как предмет, запрещенный к экспорту в Россию. Ну это опять же при пересечении наземного пограничного перехода. А наши с вами соотечественники в основном влетают в ЕС на самолётах из третьих стран, значит, предмета экспорта и импорта в Россию нет.

Но вообще эффект от такого рода глупейших, на мой взгляд, ограничений для простых путешественников является очень болезненным для стран, которые такое вводят. В долгосрочной перспективе, во-первых, российские туристы, скорее всего, ограничат свои поездки без крайней необходимости в эти страны, а во-вторых, о туризме там ещё нельзя будет говорить долгие годы.

- Получается, что в числе самых пострадавших от новых ограничений оказались жители Псковской области, которые регулярно ездили за границу на автомобилях...

- Да, вы пострадали сильно, но не только вы, а все, кто живёт в приграничных с Евросоюзом регионах: это ещё и Ленинградская область.

- Ещё одна страна, с которой граничит Псковская область, это Белоруссия. Именно туда сейчас и поехали псковичи в те самые короткие туры. Недавно у нас открылось авиасообщение с Минском. А как в разрезе страны обстоят дела – пользуется ли популярностью Белоруссия?

- Белоруссия, безусловно, растёт как направление, особенно кластер санаторного лечения. Это один из коньков туризма в Белоруссии. Огромное количество россиян ездит туда именно в санатории. При всём при этом сам Минск находится, на удивление, не под столь большим санкционным давлением, как Россия, а значит, там есть элементы шопинга и формат вот этого short trip, о котором я говорил ранее.

Конечно, Белоруссия имеет практически те же ограничения на авиасообщение с точки зрения полётов национальных перевозчиков, что и Россия, но при этом даёт более широкую курортную транзитную сеть. «Белавиа» летает и в Арабские Эмираты, и в Турцию, в Египет, а значит, у россиян есть альтернатива полётов из своих регионов, при этом тарифы в Минске бывают дешевле.

В остальном же это некий гибрид внутреннего туризма, как и Абхазия. По крайней мере, операторы её видят именно в таком ключе.

- В Абхазию едут за природой, в Белоруссии природа, в общем-то, такая же как у нас.

- Там санатории, вы не представляете, какое количество россиян поехало в санатории. И в Минск на выходные – тоже популярное направление. Плюс ко всему – это относительно бюджетно.

- Нет прогнозов, что в связи с высоким спросом Белоруссия перестанет быть бюджетной?

- Пока нет предпосылок, потому что здесь всё зависит от того, как экономика Белоруссии будет себя чувствовать.

Родные просторы

- В период пандемии подскочил спрос на поездки по стране. Если не брать города-курорты, то какие направления в России сейчас сохраняют популярность?

- По туристическому потоку по-прежнему лидируют Москва и Санкт-Петербург. Если брать другую сторону, то Северный Кавказ, Дагестан показывает сумасшедшие темпы роста туристического потока. По-прежнему крайне востребована Карелия. Если говорить о дальней части России, то это Забайкальский край, но здесь все-таки не те объемы, чтобы сравнивать с Дагестаном, Москвой или Петербургом. В принципе, россияне стали путешествовать гораздо охотней, география поездок растет и это видно практически в каждом регионе, где есть историческое наследие, но у нас оно везде есть.

Якорем всегда является дорожная инфраструктура, которая позволяет добраться на личном транспорте, – а 70% россиян путешествуют на машине, – железнодорожное сообщение и туристическая инфраструктура.

По факту, наверное, тренды такие: поездив по, скажем так, знатным локациям типа Москвы и Петербурга, посетив пару раз Дагестан, люди расширяют свой кругозор. То есть, интерес к стране растет.

- На это повлияли ограничения, в том числе и пандемийные?

- Внутренний туризм не надо вообще противопоставлять выездному, это совершенно параллельные миры. Те, кто ездит за границу, с огромной охотой ездят и по стране, и наоборот. То есть это не взаимоисключающие варианты отдыха, поэтому и идет такой органический прирост.

Государство на протяжении последних лет пяти вкладывало во внутренний туризм существенные средства, сейчас мы начинаем получать эффект накопленной базы, плюс инвестиционный климат в гостиничном секторе все-таки положительный. Все это ведет к тому, что люди охотнее путешествуют по стране, гораздо шире становится палитра возможностей. Тренд на увеличение внутреннего потока между регионами будет расти.

- Не известно ли вам о планах по созданию какого-то удобного сервиса бронирования мест размещения взамен ушедших?

- По официальной статистике на текущий момент лидером стал Яндекс Тревел, дальше «Островок» и МТС-Тревел. У нас это направление не развивалось, потому что был Вooking, но сейчас очень благоприятная среда для российского техстартапа и бизнеса техгигантов, чтобы создавать новую инфраструктуру.

Одномоментный уход Вooking ударил даже по компаниям, которые долго были на рынке, типа «Островка». Они с трудом справляются с объемами запросов и просто не могут делать еще более детализированный продукт.

Владельцы объектов размещения раньше смотрели за бронированием только на одной платформе. Сейчас те, у кого нет автоматизированного инвентаря, следят за пятью-шестью платформами. То есть ты должен даже со своими двумя домиками сидеть каждый день и забивать, сколько у тебя номеров свободно, на какие даты, смотреть: эта бронь пришла оттуда, эта оттуда. Все это колоссальный труд.

Но я общается с директором Яндекс-вертикали, с МТС-Тревел, и могу сказать, что они видят потенциал в этом направлении. Просто дайте им время, это за за год не делается.

- Как раллийный пилот и руководитель промоутера чемпионата России по ралли вы бываете на гонках в Псковской области и, вероятно, можете оценить туристический потенциал региона. Видите ли вы какие-то изменения?

- Однозначно, могу сказать, что стали дороги лучше, именно в классических туристических локациях. Это всегда огромный плюс. Вот в Пушкинских Горах я не был два года, приехал сейчас и просто идеальная дорога, прям классная!

Но, конечно, требуется модернизация аэропорта с внедрением комфортных зон ожидания. Ещё важная составляющая роста туристического потенциала – прокатная автомобильная инфраструктура. Она появилась в Пскове, но, на мой взгляд, еще не справляется: найти машину в прокат практически не возможно, потому что всё забронировано. Нужно привлечение сюда крупных каршеринговых компаний.

Если говорить про гостиницы, то есть и якорные хорошие отели, например, «Двор Подзноева», есть и более доступные варианты.

Очень классная тема здесь – это экотуризм. Та же страусиная ферма. Но, на мой взгляд, этого маловато. Плюс у Псковской области есть историческая часть.

Мне кажется, достаточно делается для продвижения именно отдельных локаций Псковской области. Сам регион довольно активный, и наш АТОР сюда приезжает, обсуждают, смотрят агротуризм и прочее.

- Какие проблемы в части развития туризма мы видите у региона? На что стоит обратить внимание?

-Тут есть еда самобытная, национальная, ее тоже надо продвигать. По-прежнему не хватает, на мой взгляд, ресторанов вне Пскова, самобытных интересных проектов, по-прежнему проблема вечером попасть в магазин после одиннадцати. Для туристов нужна некая гибкость в плане подхода к сервисному сегменту.

И по-прежнему катастрофически не хватает качественных объектов размещения. Я вижу, что спрос выше, чем предложение. Вот мы на гонку приехали и еле-еле нашли жилье за какие-то сумасшедшие деньги. Я, конечно, польщен, что наш Чемпионат и Кубок привлекают такое количество людей, но нас там приезжает тысяча-полторы человек, получается, что и койко-мест полторы тысячи? Я сомневаюсь, наверно всё же больше. Вот этот отпугивает туриста, потому что росиянин сейчас выбирает локацию, видит, что она занята, и выбирает другую. Он не будет ждать дня, когда локация освободится, потому что, к сожалению, отпуск по России – это больше спонтанный продукт, чем продукт, который ты за пять месяцев запланировал.

- Мне кажется, что в России в целом есть ещё такая проблема, как не соответствие цены и качества в части объектов размещения.

- Да, потому что спрос превышает предложение: берут деньги как за пятизвездочные отели, а получаешь полутора-двухвездочные. Это неизбежная участь, когда так стимулировали внутренние поездки, что забыли о том, что нужно стимулировать еще и развитие. Ну, этим занимаются, слава Богу: есть субсидии на модульное каркасное строительство.

- Какие точки роста для Псковской области ещё вы можете выделить?

- На мой взгляд, если летом сюда туристы едут, то зимняя часть не представлена. Я, как человек, как не специалист по России, я не знаю, стоит ли ехать сюда зимой или нет.

Те же Великие Луки сами по себе интересны – тоже направление для развития. Мне кажется, историческую часть, связанную со Второй Мировой войной, которая является трендом, нужно развивать.

Может быть, не хватает, каких-то коротких экскурсионных пакетов для тех, кто приехал буквально на полдня. Мне посоветовали гида и мы сходили на экскурсию в Мирожский монастырь, который через реку от Кремля, я был в восторге. Мы там провели час или полтора, это действительно то, чем надо гордиться и продвигать.

Наверное, надо как-то консолидировать все гостевые дома под единым зонтиком, под каким-то маркетингом, бюджетным управлением, чтобы их тоже продвигать. У вас есть совершенно шикарные дома, которые сдаются, есть довольно простые и бюджетные, доступные практически каждому россиянину.

Потенциал у области хороший, у нее хорошая дорога из центральной части страны, из Санкт-Петербурга.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах