Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, сильными, крепкими, и выносливыми. При этом сами частенько забывают про здоровое питание, живут на перекусах, злоупотребляют газировкой, а свободное время любят проводить у телевизора. «АиФ-Псков» узнал у главного врача Псковской детской городской поликлиники Эльвиры Мелех и главного врача Центра общественного здоровья и медицинской профилактики Марии Отрадновой, как вырастить здорового ребенка.
С первой минуты жизни
– Мария Анатольевна, почему так важно привлекать детей к здоровому образу жизни?
Мария Отраднова (далее – М.О.): Когда ребёнок появляется на свет, у него исключительно здоровый образ жизни, всё продумано, по режиму питание, сон. И у семьи тот же образ жизни, потому что весь ритм подстроен под ребёнка. Родители рано ложатся спать, рано встают, много гуляют с малышом, правильно питаются. И чем дольше жизнь идёт в таких рамках, тем лучше у ребёнка формируется привычка к режиму. Он спокойно встаёт утром и идёт в садик, в школу. Ложится спать до 10 вечера, а не бегает до часу ночи по квартире. Соответственно, легче переносит нагрузки.
Все привычки по питанию и физической активности тоже прививаются с детства. Сначала родители отводят малыша в секцию, потом ребёнок ходит туда сам, а затем он будет заниматься спортом или фитнесом по жизни. Если в семье всегда на столе есть свежие овощи и фрукты, это станет для ребёнка вариантом нормы, он будет выбирать полезное и во взрослой жизни. Образ жизни родителей – образец для детей. Поэтому очень важно, чтобы семья поддерживала именно здоровый образ жизни.
– Сегодня система образования очень активно подключается к формированию здорового образа жизни.
М.О.: Да, я вижу по школам, с которыми мы работаем. Практически во всех заключены договоры на предмет активного продвижения здорового образа жизни среди школьников. Это занятия по основам безопасности жизнедеятельности, куда входит здоровый образ жизни, различные спортивные мероприятия и секции, которые создаются в учебных заведениях.
– Эльвира Борисовна, на чём должен быть основан здоровый образ жизни ребёнка?
Эльвира Мелех (далее – Э.М.): Питание, здоровый сон, двигательная активность в оптимальном для ребёнка режиме. Иммунная защита – вакцинация. Соблюдение правил личной гигиены и отказ от вредных привычек.
М.О.: Также ребёнок должен с детства регулярно проходить медицинский осмотр. Потому что только вовремя обратившись к врачам, можно найти проблему и убрать её на корню. Поэтому и в школах ежегодно проводятся профосмотры перед началом учебного года.
Очень хорошее дело
– Как часто детям нужно проходить профосмотры?
Э.М.: С 1 сентября немножко изменился порядок, добавили некоторые осмотры для детей. Профосмотры проводятся в первый год жизни ежемесячно, далее раз в год в школе, в детсаду. Если ребёнок не ходит в садик, то в поликлинике. Мы везде публикуем информацию, что проходить осмотры надо обязательно. Состав специалистов и лабораторных обследований для каждого возраста разный. Самые обширные – в год и начиная с 15 летнего возраста. 15-17-летним подросткам добавлено исследование крови на холестерин. Это касается детей из группы риска, с ожирением.
Добавились обследования гинеколога, невролога и уролога для детей с 13 лет, сейчас большое внимание уделяется репродуктивному здоровью. Профосмотры – дело очень хорошее, благодаря им мы много выявляем пороков развития, особенно у маленьких детей. У подросших детей основная проблема – заболевания костно- мышечной системы, сколиоз, нарушение осанки. Это просто бич, потому что школьная нагрузка большая. Сейчас государство говорит, что следует её снизить. А родители из благих побуждений ещё стараются ребёнка своего отдать в кружок или секцию, чтобы у него не было ни минуты свободного времени, чтобы дурью не маялся.
Я веду прием как гематолог и как невролог. Вот приходит бледный, несчастный ребенок, а мама гордо рассказывает: она отличница, ещё гимнастикой занимается, на пианино ходит и на гитаре играет. Понятно, что надо развивать детей, но должен быть разумный подход, чтобы ребенок достаточно отдыхал, ведь его нервная система ещё не полностью сформирована. Сейчас очень много к психологам обращаются, особенно родители подростков. Вроде был хороший ребёнок и вдруг раз – его куда-то несёт, он перестает вообще слушать маму и папу. А всё потому, что просто психика не выдержала. Поэтому надо находить баланс, ребёнок должен отдыхать, гулять.
Про пищевое поведение
– Что делать, если ребёнок хочет есть только сладкое, макароны, картошку, сосиски и напрочь отказывается от овощей?
М.О.: Единственный вариант – менять образ жизни всей семьёй. То есть вся семья начинает есть брокколи, включая кота. Понятно, что ребёнок будет сопротивляться, надо быть к этому готовым и найти какие-то важные для него мотивационные точки. Девочке, например, можно внушать, что она будет лучше выглядеть, не появится проблем с кожей. Мальчику – что здоровая пища поможет развить мускулатуру. Только не надо говорить, что если не будешь есть брокколи, не станешь пользоваться телефоном. В таком случае кроме негатива ничего не получите. В нашем центре работают психологи, к которым обращаются родители детей с нарушениями пищевого поведения. Возраст таких детей резко снизился. Раньше с подобными проблемами приходили 15-16-летние, а вот последний случай в нашем центре – девочка 9 лет. Сначала у ребёнка было переедание, а потом полный отказ от еды. Её мама просто молодец, вовремя забила тревогу, и они пошли к психологу. Если момент упустить, то потом крайне сложно восстановить нормальное пищевое поведение.
– Специалисты отмечают, что выросло поколение детей, отказывающихся от мяса.
Э.М.: Видела детей, которые не едят мясо, в пять лет не умеют жевать, потому что родители бесконечно давали им обработанную, перемолотую пищу. Всё закладывается в детстве. Призываю мам дольше кормить младенцев грудным молоком, потому что там гормоны, факторы роста, антитела, которые защищают ребёнка. Но когда у него уже выросли зубы, этого делать не стоит, ему уже надо есть твердую пищу, жевать. Рекомендации давно известны: в 4-6 шесть месяцев надо вводить прикормы: каши, овощная пюре, творог, кефир, кисломолочные продукты, яйца, мясо. Чтобы у ребёнка нормально челюсть развилась и зубы встали на место, он должен жевать. А если ты не приучил его с раннего возраста к рыбе и мясу, с подростком будет значительно сложнее. Также не приучайте детей к фастфуду и сладкому, можно до трёх лет вообще не добавлять сахар в пищу и питьё. И будьте сами примером для своего ребёнка.
М.О.: С детства ребёнку нужно есть строго за столом, в определённое время и желательно со всей семьёй. За беседой, без телефонов и телевизоров, которые отвлекают от еды и провоцируют у детей проблемы пищевого поведения. И впоследствии он не станет бегать по улице, перекусывая на ходу чем-то непонятным, а пойдет домой, сядет за стол и нормально поест. Опять же пример родителей очень важен, особенно в первые три года жизни ребёнка. Поэтому общайтесь со своими детьми, ешьте вместе, устраивайте семейные ужины. Так выработаете привычку к правильному питанию.
– Как компенсировать недостаток веса у ребёнка? Давать витамины?
– Э.М.: К БАДам я отрицательно отношусь, а к витаминам по назначению врача прекрасно. Два раза в год вполне можно давать комплекс витаминов с микроэлементами, железом, цинком, селеном, магнием, которые очень хорошо воздействуют на нервную систему, укрепляют ногти, волосы.
– Часто школьники не хотят завтракать. Можно ли это игнорировать или не стоит идти на поводу у ребёнка?
Э.М.: Завтрак очень важен, потому что ребёнок в школе занимается умственной и физической нагрузкой и надо подпитывать организм. Если не успел поесть с утра дома, надо дать с собой, чтобы перекусил между уроками. Уходить из дома на голодный желудок – значит провоцировать развитие заболеваний желудочно-кишечного тракта, гастрита. Важно приучить ребёнка к такому режиму, что он должен в обязательном порядке с утра дома позавтракать кашей, творогом, йогуртом или съесть бутерброд. Кому что нравится.
Договорись со мною, мама
– Каков должен быть баланс между гаджетами и активным отдыхом?
Э.М.: Для начальной школы телевизор, планшет и телефон вкупе – не более 1 часа 20 минут в день, обязательно с 15-20-минутными перерывами. Переключайте ребёнка на другие дела, отвлекайте, ищите альтернативу, так как сейчас очень много нарушений зрения.
– Психологи советуют договариваться с ребенком: твоё время от и до.
М.О.: Очень хороший способ – договариваться с ребёнком, давать ему право выбора с самого маленького возраста. Это отлично работает. Ребёнок сам принимает решение, чувствует себя взрослым, видит, что с ним считаются. Это очень важно для детей, особенно для подростков.
– Как относиться к нежеланию детей ходить на уроки физкультуры?
Э.М.: Категорически против, чтобы родители шли на поводу у детей в этом отношении. Есть чёткие критерии, по которым определяется физкультурная группа на основании профилактического осмотра: если у ребёнка нет никаких хронических заболеваний, он идёт в основную группу и может сдавать нормативы, бегать, прыгать, участвовать в соревнованиях. Если нашли отклонения в здоровье, то подготовительная группа, при хронических заболеваниях – специальная. Совсем освобождают от физкультуры по серьёзным причинам.
– Достаточно ли не очень спортивному ребёнку школьных занятий физкультурой или нужны дополнительные в секции?
Э.М.: Считаю, что не надо насильно ребёнка куда-то запихивать, если он не хочет или неспортивный. Уроки физкультуры сейчас проходят активно: играют в волейбол и баскетбол, прыгают, бегают, ползают по канату. Поэтому вполне достаточно.
Правила здорового сна
– Сколько ребёнок должен спать?
Э.М.: В начальной школе – 10-12 часов. Не стесняйтесь положить малыша, который только-только адаптируется к школе, поспать днём. Ничего страшного, если он часик прикорнёт, потом это пройдет, он втянется, адаптируется. Сон очень важен, потому что недосып – это нервы, плохая физическая активность, иммунитет страдает.
М.О.: Спать дети должны достаточно, подростки – 8-10 часов и ложиться до полуночи. Это особенно важно, у них большое количество уроков, высокая загруженность.
– Почему сейчас у многих детей фиксируют нарушения сна?
Э.М.: Всё от переутомления. Ты вроде как хочешь спать, устал ужасно, но не можешь заснуть.
М.О.: Еще заметьте, сколько детей спят в наушниках, что очень опасно для сна. Мозг постоянно что-то слышит, не отдыхает. Человек вроде и спал, но голова-то не спала, и поэтому ему сложно сосредоточиться на учёбе и любых других делах. Спать надо в темноте, тишине и в проветренной комнате. Проблемы со сном в подростковом возрасте потом сопровождают человека всю жизнь и чреваты бессонницей.