28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь будет праздновать своё 550-летие. В преддверии юбилейной даты в обители начались масштабные реставрационные работы, часть из которых завершат к празднику. Любая реставрация памятников приносит открытия. О том, какие находки удалось сделать в процессе работ и о планах по созданию в Печорах филиала Русского музея «АиФ-Псков» рассказал гендиректор АНО «Возрождение объектов культурного наследия Пскова (Псковской области)» Денис Василенко.
Город мёртвых
- Один из самых загадочных объектов монастыря – пещеры, где находится некрополь. Недавно их изучали физики-ядерщики. Удалось ли учёным получить какую-то новую информацию о пещерах?
- Владыка благословил и они проводят исследования чуть меньше года. Приезжают со своим уникальным оборудованием, о котором они не рассказывают. Это серьезное такое оборудование, аналогов ему нет. Они выявили несколько объемов, пространств, о которых мы не знали.
- Что это за объёмы?
- Так скажем, раскрыты помещения, новые входы. Очень подробно пока не могу рассказывать, они больше знают и пока отчет до конца не подготовили. Но то, что пещеры, которые мы сейчас видим и знаем, на самом деле больше – это факт.
- А ваши специалисты пещеры не изучали?
- Изучали, но не на таком тонком уровне, как физики-ядерщики. Когда мы рассматривали вариант, как укреплять их, как решить вопросы температурно-влажностного режима, мы сканировали все пещеры и у нас тоже была схема, и она, в принципе подтверждается. Но те, новые объемы, которые были вскрыты физиками-ядерщиками, мы, конечно, не находили обычными сканерами.
- Что-то ещё узнать о пещерах удалось?
- Мы получили подтверждение того, что своды состоят из песка и природного цемента, который скрепляет этот песок. Ему нужны определенные температура и влажность.
- Вам же удалось найти и неизвестные ранее керамиды («крышки», закрывающие погребения в стенах пещер – «АиФ-Псков»)?
- Да, много керамид было раскрыто, когда мы проводили проектные работы. 386 у нас новых керамид. И более того, мы не только нашли их, но и изучили, кому они принадлежали. А ещё установили, что они сделаны не только из керамики и известняка. Из новых 238 керамид из известняка, 102 – из керамики, 16 мраморных, 14 металлических, четыре гранитные. И есть 10 керамид, материал которых не определён.
- Есть легенда, что в пещерах находится клад самого Ивана Грозного, так что будем ждать ещё находок. Зачем-то же все таки прятали их от глаз людских...
- Я думаю, что есть информация, которую знает, наверное, только узкий круг батюшек.
Наскальная живопись
- Керамиды находятся только в пещерах?
- Нет, 387-ю керамиду XVI века мы нашли в Благовещенском храме. Мы вскрывали стену и прямо в кладке была заложена керамида.
- Что-то ещё интересное удалось обнаружить?
- Да, например, изображения в башнях. В современном варианте это, наверно, можно назвать граффити. Оставили их, вероятно, петровские стрельцы. Там есть надписи на старорусском, нарисована пушечка и лошадь.
- А их можно будет увидеть?
- Да, конечно, мы это сохраняем. Оставляем даже надписи «за ВДВ» 1980-х годов.
- Как-то укрепляете эти надписи?
- Естественно. Есть разные составы, которые не только укрепляют, но еще как бы сохраняют верхний слой от влаги, типа как лак.
- Какие-то ещё открытия башни крепостной стены принесли?
- В Петровской башне раскрыли бойницы. Эта башня построена по распоряжению Петра I, сейчас там Святые врата – мы через неё входим в монастырь.
- Об этих бойницах раньше не знали?
- Из архивов мы знали, что они есть. Но до нашей реставрации они были спрятаны. Когда стали проводить работы, то раскрыли и увидели, что там бойницы для пушек.
Монастырь всегда был оборонительным сооружением, крепостью. Там были созданы каменные стены, построены восемь каменных башен. Потом, уже позже, Петр распорядился построить ещё одну – основную. На ней был изначально не крест, а двуглавый орел.
- А как вы оцениваете состояние монастырских стен? Они требуют реставрации?
- Они в целом в неплохом состоянии. У основы очень хорошее состояние, но фундамент в некоторой части стен… Его либо практически нет, либо он разрушен из-за того, что вода стекает: нет отмостки и попадает под фундамент, а он распадается.
Но сейчас мы видим монастырь в очень, – ну, по сравнению с тем, как было после войны, – в очень хорошем состоянии внешне. Мы видим по архивным фотографиям, как он выглядел 1965-го года, до глобальной реставрации. Были разрушены стены, по сути на них не было ходов, все было утрачено, и это воссоздали.
Нужно понимать, что монастырь – это не просто комплекс зданий, это прежде всего дом, там живут иноки, монахи. Там, конечно же, жилые корпуса, трапезные, склады, много помещений для жизнедеятельности. Монастырь же разделен на основную часть, историческую, которую мы все видим, и закрытую, хозяйственную. Там, кстати, в процессе реставрации мы много помещений раскрыли, появились свободные площади.
- Сейчас в монастыре многие церкви находятся в стадии реставрации, о них появляется какая-то новая информация в процессе работ?
- Например, в Сретенском храме открылись оконные проёмы и потайной ход, по которому можно спустится в Благовещенский храм.
Послание в бутылке
- Керамиды, росписи на стенах, бойницы, потайные ходы – всё это невозможно поместить в какой-то музей. А есть что-то, что могло бы стать экспонатами?
- Мы нашли целую коробку книг церковного протокола 1925 года. Обнаружили её на чердаке храма Сорока Мучеников. Такие книги нам помогают при проектировании.
- Каким образом?
- Допустим, в них указано, какой материал использовался при ремонте. Там даже сметы есть, только написанные от руки. Плотник такой-то расписывает, сколько он потратил на ремонт, например, на ремонт крыши. А что нам это дает? Это артефакт и там самая ценная информация: мы понимаем, как ремонтировался храм в 1925 году, какие были материалы. Ничего не вскрывая, мы уже можем оценить состояние.
Или вот недавно в большой звоннице мы нашли послание в бутылке из-под водки от 1985 года, по-моему. Оно было от наместника архимандрита Гавриила и от архимандрита Нафанаила – в то время он был казначеем монастыря.
- А что там написано?
- Кем ремонтировалась – имя мастера. Тоже очень-очень интересно. Это недавняя история, но это история!
Ещё мы в большой звоннице раскрывали полы и нашли свёрнутую фотографию старого монаха, дореволюционную. Никто не рассказал, что за монах. Но фотографию, а она была скучена и бумага бы потрескалась, если бы стали её раскрывать, мы отдали реставраторам Псковского музея-заповедника. Они нам её уже вернули.
- Клады, деньги, ценности находите?
- Ну в Лазаревской церкви полушку нашли XVI-XVII веков, есть царская копейка с гербом Российской империи, есть чешуйки серебряные, 10 грошей, пфенниг 1912 года. Советские копейки встречаются. Находим, конечно, разные иконки, какие-то оклады из серебра.
- Где планируется хранить все эти находки?
- Мы это всё передаём в монастырь. Думаю, что они будут выставлены в музее, который собираются открыть в гостинице Псково-Печерского монастыря. Этот музей может даже быть филиалом Русского музея. Сейчас, по крайней мере, это все к этому идет. Мы его к празднику планируем открыть.
Там будут выставляться картины из коллекции отца Алипия, которые он собирал и спасал от того, чтобы они не попали на Запад. Либо он выкупал картины, которые уже были на Западе. Большую часть картин, которые он спас, отец Алипий передал в Русский музей, часть коллекции находится в Пскове. Вот некоторые картины отца Алипия будут временно выставляться в этом новом музее.