В Средние века Псков славился своей иконописной школой. К счастью, эти традиции не пропали и современные иконописцы продолжают их приумножать. С одним из них — Николаем Блохиным, который работает в иконописной мастерской известного на весь мир фресками XII века Мирожского монастыря — пообщался «АиФ-Псков».
Значимые люди
- Николай, как давно вы работаете в этой мастерской?
- Два года, но с мастерской знаком давно, еще с тех времен, когда здесь работал известный архимандрит Зинон. Мы тогда были молодые художники: приходили, смотрели, набирались опыта, вдохновлялись его работами.
Позже мы уже как иконописцы работали в различных храмах Пскова. Моим «университетом» стал псковский храм Успения с Полонища. Его прихожанкой была Ирина Самойловна Родникова, известный искусствовед в России и за рубежом, специалист по древнерусской истории и культуре, член Союза художников России. Пять лет ее уже нет с нами, но именно она вдохновила меня заниматься псковской иконописью и это сказалось на всей моей творческой биографии.
- А где и у кого вы учились?
- Я окончил художественное профтехучилище по профессии «художник росписи по дереву, золочение и реставрация», увлекался керамикой. Интересы были обширные. Моим преподавателем был Михаил Александрович Пикалев, известный псковский художник-реставратор. Он-то и вдохновил меня заниматься иконописью, открыв в 1992 году иконописную школу при училище. Мы делали много совместных работ, участвовали в реставрации иконостасов псковских храмов.
- Получается, что это он вас привел в иконопись?
- Да, а позже знакомство с Ириной Самойловной Родниковой утвердило меня в желании изучать и заниматься именно псковской иконописью. Первая выставка с моим участием состоялась, когда я еще учился в училище. Было это в далеком 1993 году в выставочном зале на Ленина,1. На ней были представлены мои первые небольшие иконы, которые я тогда только начинал писать.
Красная, яркая, впечатляющая
- Всем гостям Пскова рассказывают об уникальной средневековой иконописной школе. А современная псковская икона есть? Какие у нее отличительные особенности?
- Современная школа очень многообразна, как и любое художественное творчество. Есть увлечение стилями, эпохами, многим нравятся греческие иконы, но для меня и нашей мастерской актуальна псковская традиция иконописи. Мы пытаемся древнюю традицию перенести в наш современный мир, заинтересовать людей теми красками, той радостью, которые дарит псковская икона.
Конечно, есть каноны иконописи, но это буква, а то как эта буква будет нарисована зависит от художника, его мастерства и любви к искусству. Современная икона она не повторяет полностью древние каноны.
- Отличить современную псковскую икону от какой-то другой возможно?
- Это очень широкое понятие. Псковичи ведь в древности при написании икон ориентировались на самые разные иконописные школы: и византийскую, и балканскую, и романскую, и готическую. И современный иконописец тоже ориентируется на многие древние памятники иконописи, но пишет современную икону.
Псков — граница Руси, можно сказать альфа и омега, начало и конец России. Это сказывается на экспрессивности изображения. У псковской иконы особенный колорит: ей свойственны глубокие зеленый и красный цвета. Например, икона «Воскресенье Христово», она всегда красная, яркая, впечатляющая. Христос всегда изображается, как в песнопениях: «Пасха красная». И псковичи в буквальном смысле в иконах это и показывают.
- Сколько иконописцев работает в мастерской Мирожского монастыря?
- В данный момент два иконописца и один реставратор. Здесь всегда была иконописная мастерская. Известный иконописец, выходец нашей мастерской — преподобный мученик Корнилий Псково-Печерский игумен. В летописи сказано, что он был послушник Мирожского монастыря и занимался иконописью.
Один за всех и все за одного
- Ваши собственные иконы, они какие?
- Мы делаем акцент на историю Псковского края, на историю псковской иконописи. В них всегда можно увидеть наши родные красные, зеленые, желтые краски, узнаваемая иконография: можно понять, куда художник смотрел, чем вдохновлялся и как переработал древние известные памятники иконописи для современного зрителя.
- Вы всегда довольны результатом своей работы?
- Приходится работать так, чтобы результат устраивал. Можно что-то переделать, что-то доделать, но всегда ты должен быть удовлетворен результатом хотя бы на определенном этапе.
- А как много времени уходит на написание одной иконы?
- Очень по-разному. Иногда думаешь долго, а пишешь быстро. Небольшую икону иконописец может за день написать, а может над ней работать месяц, придумывая как воплотить то одну, то другую идею.
- Знаете, бывают фотографы, которые любят пейзажную съемку, а есть те, которые предпочитают снимать людей. Вы какие сюжеты в написании иконы любите?
- Любимые - это всегда праздники и сюжетные композиции, а также отдельные образы Богородицы, Спаса.
- Не приходилось считать, сколько за время работы написали икон?
- Трудно сказать, за эти почти 30 лет я работал не менее чем в 12 храмах Псковской области и Петербурга. Может, полтысячи. Кроме икон у меня есть еще иконостасы, ведь иконописцу всегда интересна сюжетная работа. Их можно увидеть в таких псковских храмах, как Покрова от Пролома, Образа Нерукотворного, Успенья с Полонища, а также в Творожковском монастыре. Кроме этого, я неоднократное участие принимал во многих совместных работах.
- А что значит совместная работа для иконописца?
- Обычно это называется «соборный труд». 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Пскове открывается выставка современного церковного искусства. Она так и называется: «Собор церковного искусства Пскова». Подразумевается, что там будут собраны воедино различные художники и совместные творческие проекты.
Соборный труд - это и совместная мысль, и создание сюжета. Один может быть знаменщиком композиции, второй - работать с красками, а третий - писать отдельные лики. Всегда в православном искусстве это соборное творчество было. Из летописей мы знаем, что даже известный иконописец, преподобный Андрей Рублев работал в художественной артели.
Глубокие корни
- Николай, а ваши работы на выставке будут?
- Да, будут и мои личные иконы, а также иконы и монументальная живопись Алексея Яблочкина - другого иконописца мастерской Мирожского монастыря. Все работы уже отправлены в музей для создания экспозиции. В мастерской осталась икона Божьей матери «Неупиваемая чаша», она уже подготовлена и ждет переезда в новое пространство псковского музея: Палаты Постникова. Монтаж в самом разгаре, готовится экспозиция и мы, как иконописцы Мирожского монастыря, принимаем в этом самое непосредственное участие.
- Иконы, которые участвуют в выставке, из храмов?
- Совершенно верно, все иконы взяты из действующих храмов Пскова, а две - «Сошествие во ад» и «Похвала Пресвятой Богородицы» - привезут из храма Рождества Христова, который находится в Санкт-Петербурге.
В течение семи лет - с 2008 по 2015 - мы работали в Санкт-Петербурге. По проекту нашего архитектора Андрея Лебедева был построен большой пятиглавый собор в Невском районе города. Он же проектировал иконостасы и киоты. Резьбу для них, которую заказывали в Сергиевом Посаде, проектировал псковской резчик. Псковские кузнецы ковали для него кресты и подсвечники. Наши псковские иконописцы написали более 200 икон, в их числе и те, что привезут на выставку.
Храм Рождества Христова уникален тем, что в нем практически все от проекта до интерьеров выполнено псковскими мастерами.