В нашем Пскове помимо древних храмов и башен есть не менее интересные артефакты советской эпохи. Правда, задумываться об их ценности псковичи начинают, когда эти предметы привычно радовавшие глаз, вдруг бесследно исчезают. «АиФ-Псков» решил выяснить, какие материальные свидетельства ушедшей эпохи еще остались в Пскове и что из этого наследия стоит спасать.
«Псков совсем роскошный»
В конце сентября в Пскове прочитали лекцию о своей работе члены питерской команды «Гэнгъ» - блогеры-краеведы, которые занимаются в северной столице спасением исторических парадных. «Просто рассказывать о себе скучно, поэтому мы думали, что бы предложить псковичам. Так вот — нечего, город уж очень хорошенький», - поделилась впечатлениями о Пскове в аккаунте команды в Instagram блогер Ксения Сидоркина.
По ее словам, «нашлась только одна идея — очистка и реставрация мозаики на проходной завода», но «оказалось, что ее уже сбили». «Поправлю: мозаику в Пскове с проходной завода увезли на реставрацию, а не сбили!» - уточнили в комментариях под постом. «С ума сойти. Псков совсем роскошный», - восхитилась Ксения.
Речь шла о мозаике рядом с проходной псковского Домостроительного комбината (ДСК). Ее пропажу пользователи соцсетей обнаружили 23 сентября. На следующий день журналисты смогли получить комментарий от представителя собственника предприятия. Заместитель директора группы компаний «ЛУГ» Светлана Сибилькова заявила, что мозаику временно демонтировали, чтобы «привести в порядок, а затем вернуть на место».
«Поэтому говорить о сносе панно некорректно», - резюмировала она. Впрочем, сообщить «АиФ-Псков» кто именно и где занимается реставрацией объекта, а также когда мозаика вернется на свое место, Светлана Сибелькова не смогла. Так что, не исключено, что восторги питерских культуртрегеров преждевременны.
«Время показывает, какова ценность»
В любом случае, история с мозаикой подстегнула дискуссию о том, что из себя представляет советское культурное наследие Пскова и заслуживает ли оно защиты и охраны наряду с памятниками более древних эпох.
«Время показывает, какова ценность произведений. Особенно произведений монументальных, которые находятся в городской среде», - уверена председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), искусствовед Ирина Голубева.
По ее словам, еще в 2015 году на заседании на заседании общественного совета по культурному наследию при губернаторе Псковской области обсуждался вопрос о псковских памятниках XX века: «выдающихся авторских произведениях известных в России художников и скульпторов». Речь шла, в частности, о витраже художника Алексея Аникеенка в бывшем здании центрального телеграфа на Октябрьском проспекте.
«Здание перешло в частные руки и было непонятно, что будет делать хозяин с этим большим витражом», - вспоминает Ирина Голубева. По ее словам, фактически ситуация до сих пор так и не разрешилась.
Аналогичный вопрос поднимался и по расположенным там же барельефам работы Алексея Кириллова. «Когда начался ремонт этого здания, стали снимать эти чеканные композиции крупного размера. И неизвестно, куда бы они ушли, если бы вовремя Союз архитекторов и Союз художников не подключились и не помогли их сберечь», - добавила она.
Ирина Голубева вспоминает, что «тогда на губернаторском совете поговорили, что надо этим заняться, систематизировать информацию об этих памятниках», однако по большому счету так ничего и не изменилось.
«Юридически ее нет»
Что касается мозаики ДСК, то, по словам Ирины Голубевой, это яркий пример так называемого «сурового стиля» в искусстве. Там «не было ничего лишнего, ничего сентиментального, но это показывало суровый советский быт, готовность к подвигам во имя отечества. Это целый пласт не просто культуры, а жизни людей», - поясняет искусствовед. «Такие вещи - это социокультурное событие. И если уж они в городской среде оказались, конечно, надо беречь элементы этого «сурового стиля», - уверена Ирина Голубева.
Не менее интересно, по ее мнению, большое металлическое панно на главном корпусе псковского завода АТС, композиции, которые выложены из мелких плиток на торцах крупнопанельных пятиэтажек, построенных ДСК на улицах Розы Люксембург, Максима Горького и Юбилейной. «Это тоже знаки этого времени. Такой был художественный стиль. И элементы этого стиля надо сохранять», - считает председатель реготделения ВООПИиК.
Сейчас председателя регионального ВООПИиК волнует судьба хорошо известной всем псковичам декоративной композиции «Щит и меч» Всеволода Смирнова на крепостной стене в Кремле. «Псковичи звонили и говорили, что там пропал голубь — птичка на мече. По одной версии ее украли любопытные, по другой - она упала сама. И были добровольцы, которые предлагали восстановить», - рассказала «АиФ-Псков» Ирина Голубева.
«Я стала бумаги писать в разные инстанции. Получила ответ, что никто на баланс не брал эту композицию, собственника у нее нет и фактически можно подогнать машину, ее снять и увезти, - поясняет она. - Недавно на эту тему говорила с музейными сотрудниками, они сказали, что ее берегут. А как? Крепостная стена на музейной охране. И у нее есть предмет охраны — элементы, которые при любых работах должны сохраняться. А эта композиция в предмет охраны не вписана, то есть юридически ее нет. Тут должен быть в документах порядок».
Искусствовед считает, что «в данном случае надо внести дополнения в предмет охраны». А что касается судьбы советского наследия в Пскове как такового, то рассчитывать на какие-то федеральные решения и прецеденты пока не приходится. «Но местная инициатива важна», - уверена Ирина Голубева.
«Лучше семь раз отмерить»
«Советский этап в жизни России был важным и просто его взять и вычеркнуть, в том числе, артефакты произведения искусства и архитектуры вычеркнуть, конечно, нельзя. Оно на наших глазах исчезает», - считает известный псковский архитектор Владимир Шуляковский.
Однако, по его словам, «все сохранять, конечно, не имеет смысла». Те же барельефы, украшающие фасад здания телеграфа, он считает сомнительной ценностью. «При всем уважении к советскому искусству, на них спокойно смотреть не могу. По-моему, они смешные какие-то. Но это мое субъективное мнение, - отметил он. Тем более, поколению, жившему в советский период «страшно надоели на каждом фасаде надписи «Слава КПСС!» и все эти молотобойцы страшные нарисованные».
Архитектор сожалеет, что в Пскове собираются сносить так называемую «Таблетку» в Летнем Саду, изменен облик культовой «Шайбы» на Яна Фабрициуса, подверглись масштабной реконструкции три здания на улице Профсоюзной, как раз относящиеся к позднему советскому периоду: ЦУМ, библиотека, столовая «Волна». А вот о сцене Зеленого театра, демонтаж которой также вызвал скандал, Владимир Шуляковский отзывается без восторга: «Вещь симпатичная в своем роде как малая архитектурная форма, но в эксплуатации была вообще никакая, неудобная».
В любом случае, поясняет архитектор, когда речь идет о памятнике «нет критериев бухгалтерских - сосчитали проценты и сказали: «это хорошо, а это плохо». «Здесь все равно субъективный взгляд присутствует. Как это все разделить, я не знаю. Но хотелось бы, чтобы совсем это все не исчезло. В любом случае лучше семь раз отмерить, один раз отрезать. Если есть какие-то сомнения - давайте подождем. Пройдет время, взгляд будет другой», - уверен Владимир Шуляковский.