Руководитель фольклорного коллектива «Веретье», обладательница почетного звания «Душа земли Псковской», специалист по фольклору Тямшанского подразделения Псковского районного центра культуры Елена Обухова в конце прошлого года стала обладателем премии правительства в области культуры. «АиФ-Псков» расспросил Елену Евгеньевну о награде и планах на будущее.
Влюбленная в фольклор
- В вашей жизни было много наград и премий. Эта особенная или есть другие более дорогие сердцу награды?
- Я должна была ее получить лет двадцать назад, когда находилась в своей лучшей форме. Но всему свое время. Я считаю, что она нашла своего героя. Получили ее шесть человек со всей России, и мы, подавшие документы из деревни Тямша. Писали характеристику по нескольким направлением, какое выстрелило, к сожалению, не знаем. Единственный в России ночной фестиваль «Соловьиная ночь»? Или то, что я даю мастер-классы и фольклорные уроки детям, родители которых лишены родительских прав? Или мой коллектив? Или работа в театре, где у меня два фольклорных ансамбля? Что же касается ее ценности, то, наверное, более трепетно я относилась и отношусь к званию «Душа земли Псковской».
- У вас очень разноплановая работа: вы и дизайнер, и специалист по фольклору, и преподаватель по вокалу, и режиссер. А вы кем себя ощущаете?
- Специалист по фольклору. Я родом из Ижевска. У меня очень хорошая семья, а именно с нее все начинается, я в этом убеждена. Моя мама красиво поет, папа бесподобно танцевал «Яблочко», он служил на морфлоте, но и пел хорошо, правда, редко. Меня отдали в музыкальную школу, чтобы я получила музыкальное образование, я без проблем поступила на академическое пение в Санкт-Петербургский институт культуры.
Начала учиться. На нашем отделении все тихо и спокойно, а на народном - настоящая вакханалия. Третий этаж, который они занимали, ходуном ходил. Я заинтересовалась и начала ходить в фольклорный ансамбль, который создали сами студенты. Думала, что это мне не повредит для общего развития. Наверное, месяца через два забрала документы с академического пения и перешла на народное отделение.
Ни разу не пожалела, но сначала сомневалась. Мои сомнения развеяла экспедиция в Новгородскую область. Я влюбилась в этих бабушек и в их жизнь. Я поняла, что это мое. Меня зацепило. Когда уезжали обратно в Санкт-Петербург, я каждый дом провожала с мыслью, что не успела в нем побывать, не смогла поговорить с живущей там бабушкой, узнать что-то новое и интересное. В первую же экспедицию мне удалось записать свадебный обряд из 62 песен. Эта была удача. И это меня настолько засосало, что я начала заниматься свадьбами.
- А как вы во Пскове оказались?
- Попала по распределению в Псковский колледж культуры преподавателем. Более 10 лет преподавала на кафедре хоровые дисциплины, вокал, создала ансамбль «Очелье». Тогда это был ансамбль песни и пляски. Вместе с Маратом и Людмилой Хафизовыми решили, что надо создать единый коллектив. Мы работали в одном направлении с хореографами, у нас была единая программа.
Для чего мы задумывали «Очелье»? Чтобы занимавшиеся в нем студенты могли использовать его, как песенную копилку. Ведь все, кто ходил в «Очелье», создали впоследствии свои коллективы.
10 лет в торговле
- А кто-то из «Очелья» есть в вашем коллективе «Веретье»?
- Нет. Когда наступили лихие 90-е годы, перестали платить зарплату. А я на тот момент вдова, у меня маленький ребенок на руках и по полгода не получать деньги я просто не имела права. Встал вопрос об увольнении из колледжа. Я ушла на рынок, и проработала в торговле 10 лет. Мне нравилось. Все мне говорят: «Опускай этот период». А я не хочу, это часть моей жизни. Я работала в магазине вечернего платья, обуви и аксессуаров, а это связано и с культурой, и с имиджем. Мне было легко работать.
- А как появился ансамбль «Веретье»?
- Я лежала в больнице, у меня была операция на ноге. В это время звонит Татьяна Комисаровская, она тогда была директором псковского драмтеатра, и говорит, что задумала постановку «Сказ о Пскове». Меня попросила поставить псковский материал за определенный период. Я подумала, что в торговлю все равно вернуться не смогу, потому что ходить толком долгое время не получится, и согласилась. В это же самое время звонит Марина Волкова, она тогда была директором псковского районного Центра культуры, и просит создать в районе фольклорный ансамбль. Тогда я сразу начала работать в театре и в ансамбле.
- Какое интересное у ансамбля название...
- Больше 300 деревень в Псковской области так называются. «Веретье» – это возвышенность, бугорок над топью, а «тямша» («мшара», «мша») - болото, низинка. Но это не значит, что мы противопоставляем себя Тямше, вовсе нет. В прошлом году ансамблю исполнилось 10 лет. Сначала пришли работники культуры, потом мы обросли педагогами и воспитателями. Сейчас у нас пятнадцать человек, но костяк состоит из шести. Ходят семьями: это Ольга и Егор Шалободовы и двое их детей, Сергей и Мила Рюхины, их сын с невесткой и двое маленьких детей, Алексей и Наталья Лебедевы. Мы разрастаемся, как куст. Поем песни, изучаем традиции, шьем костюмы.
Ближе к народу
- Есть что-то, что отличает «Веретье» от других таких коллективов?
- Да, во-первых, смешанный состав, во-вторых то, что он самодеятельный. Наши участники до шести вечера работают, бегут за детьми в детский сад, а потом приходят петь в Дом культуры. Я вот про себя подумала, если бы я до вечера работала, бежала бы я потом куда-то еще петь? Сомневаюсь... А они приходят по собственному желанию. Мы в коллектив принимаем всех и никого в нем не удерживаем.
- Для вас и ваших коллег из «Веретье» главное что: развлекать и радовать людей, собирать и сохранять традиции, самим получать удовольствие?
- Об этом хорошо сказала участница нашего ансамбля Надя Кириллова: «Я до Обуховой знала, что есть какие-то народные игры, знала, что есть Масленица, но только после знакомства с ней поняла, какой глубокий смысл во всем этом заложен». К каждой новой песне я готовлю этнографическую справку, которая объясняет, почему песня пелась, для чего, каким голосом, какую магию календарного цикла несет.
Та же Надя как-то у меня спросила: «А можно я эти песни и игры в детском саду буду использовать». И я ответила: «Не то что можно, а нужно». Чем больше людей будет играть в фольклорные игры, а не сидеть в гаджетах, чем больше мы за руки будем держаться и энергию через руки в хороводах передавать, тем сильнее мы будем, как нация. Наша сила - в наших корнях.
- Какие планы у вас?
- Я потихонечку поворачиваю коллектив в театральную деятельность. Сейчас задумала поставить «Маленького принца». Казалось бы, какое отношение он имеет к фольклору? А это французский шансон. Маленький принц привезет с той планеты французскую народную песню, возможно, это будет колыбельная или баллада. Он будет говорить только по-французски, потому что он с другой планеты и потому что это Антуан де Сент-Экзюпери.
Еще в этом году хочу вернуть Масленицу в Псковский район: нанять лошадей, сани и проехать по деревням, где нет клубов, чтобы люди почувствовали праздник. Пока одна часть коллектива будет привлекать людей, другая - быстро накроет пятачок с блинами и чаем.
Мы в прошлом году приехали в Торошино, нам поставили сцену, около нее все расчистили, а местные жители совсем в другом месте собрались. Для кого работаем? Не ясно. А оказалось, что у них принято именно в этом месте Масленицу праздновать, там у них столы сколочены, они приходят с самоварами, блинами. Когда к ним наш гармонист подошел и начал играть частушки, они сразу ожили. Потом начали плясать. И Масленица получилась замечательной.
Я тогда пошла в комитет по культуре и сказала: «Ребята, мы ошиблись. Им не нужна ни сцена, ни чучело. Пусть они сами попоют, ногами потопают. Если старушка болеет, мы даже к ней в дом зайдем, блинов ей принесем. У меня такой коллектив - от него идет теплота, энергия положительная и все об этом говорят. Мы зайдем хотя бы частичку морозца ей принесем, споем, может быть какую-то лирику, чтобы она поплакала вместе с нами, чтобы вызвать хоть какие-то эмоции».
Хотим попробовать это направление, а я посмотрю, как оно зайдет, сделаем выводы, и дальше будем двигаться.