«Блиндаж», «Холоп», «Морские дьяволы», «Казачок», «Тайны следствия», «Союз спасения» – далеко не полный списков фильмов, в которых снялся пскович Сергей Сергеев. В прошлом – военный штурман, он всегда мечтал об актерской карьере. А когда мечта стала реальностью, решил получать профессию режиссера. О том, как быть студентом в пятьдесят, снимать свои фильмы и успевать жить, он рассказал «АиФ-Псков».
Опять за парту
- Сергей, что сейчас происходит в вашей профессиональной жизни?
- Актерская деятельность продолжается, теперь у меня появился агент. Предложений стало больше. В прошлом году была главная роль в полном метре, фильм «Самый долгий день» режиссера Виса Виталиса. Сейчас картина находится в производстве. А еще я стал студентом Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, учусь на режиссера, потому что хочется дальше развиваться и самому рассказывать истории.
- В какой момент решили для себя, что мало быть просто актером?
- Летом прошлого года в Пскове снимали фильм «Казачок», я тоже в нем участие принимал. После съемок мы сидели в актерском вагончике с артистом Егором Дроновым, он рассказывал о своей актерской жизни, о проектах, где он был режиссером. И в какой-то момент я понял, что наступит период, когда я захочу тоже не только сниматься, но и снимать, писать сценарии, собирать команду и вместе делать кино.
- Вы этого периода дожидаться не стали, решили действовать на опережение?
- Так совпало, что у меня летом была съемка рекламы, снимался у режиссера Ильи Северова. Почти сразу после этого на сайте Санкт-Петербургского института кино и телевидения, на новости которого я подписан, появилась информация, что Северов заканчивает прием на курсы режиссуры игрового кино. Я набрался наглости, позвонил ему и спросил, успеваю ли я поступить к нему на курс. Он сказал, что оставит мой телефон куратору, а тот со мной свяжется и расскажет, какие испытания надо пройти.
Так и произошло. Я приехал в Санкт-Петербург написал сочинение-эссе на тему «Какое кино я хочу снимать», творческую автобиографию, рассказ, прошел собеседование с мастером, и в свои 50 лет – студент. Все сложилось так, что я успел запрыгнуть в последний вагон, потому что группа почти была набрана.
- Сколько вам предстоит учиться?
- Большим плюсом было то, что это экспериментальный курс. На него берут только тех, у кого есть высшее образование, а учиться вместо двух лет надо год. Но этот год, он как за два идет, потому что форма обучения очная, занятия почти каждый день. Это довольно тяжело, но я понимал, что потерпев и стиснув зубы, смогу получить режиссерское образование.
Недавно снял курсовую работу. Фильм как раз о том, что каждому человеку в какой-то момент нужен толчок. Особенно, когда есть сомнения. Называется он «Знакомство вслепую», рассказывает о том, как парень знакомится по интернету с девушкой, идет на первое свидание и не знает, что из этого может получится.
По жанру – это комедия. Снимал я фильм в Пскове с нашими великолепными актерами – Сашей Овчаренко, Максимом Плехановым. В съемках участвовали актеры мастерской «Театральное искусство», тоже наши, псковские: Катя Зеленская, Миша Антонов, Ольга Каримова. Хочу поблагодарить своих родителей Николая Михайловича и Людмилу Анатольевну Сергеевых, они были актерами групповки. Для них это был первый опыт и они с большим волнением и ответственностью отнеслись ко всем задачам, которые ставились во время съемок.
Я надеюсь, что к середине апреля наш короткий метр будет готов и я смогу показать его мастеру. Ну а далее – выход на худсовет и подготовка к дипломной работе.
За еду и ласку
- Почему для съемок выбрали Псков?
- Есть такие сценарии, которые пишутся ровно под актера. А я когда прочел сценарий, понял, что никто лучше Саши Овчаренко не сыграет. Кроме того, Псков – мой родной город, здесь мне было проще собрать съемочную группу, тут много знакомых. Но и самое главное – великолепные локации. Хотелось показать красоты нашего города. Здесь есть и что снимать, и что показывать.
- Снять фильм – это же дорогая история?
- Очень! Но в нашем случае все понимали, что мы студенты и вся съемочная группа работала, как у нас говорят, «за еду и ласку». Мы всех накормили, напоили, обогрели. Все ребята, которые в съемке участвовали, были заряжены на успех, у всех горели глаза.
- Сколько в команде было человек?
- Восемнадцать. И это для фильма, который будет идти пять минут. Я когда начинал сниматься сам, то первое время не понимал, зачем столько людей на площадке. А теперь понимаю, что каждый занимается своим делом для того, чтобы не отвлекать режиссера от творческого процесса, потому что ему надо создать картинку.
- Сколько дней вы снимали фильм?
- В общей сложности один, к счастью. Один съемочный день по хронометражу – это три с половиной минуты. То есть ради того, чтобы зритель увидел три минуты фильма, съемочная группа работает двенадцать часов.
- Вы довольны результатом?
- Доволен, но окончательно будет видно, когда мы все смонтируем, озвучим и доделаем. Я искреннее благодарен ребятам. Все были погружены в процесс и каждый отдавался своей работе, хотя многие в первый раз участвовали в съемках, но делали это с большой душевной теплотой. Думаю, что и фильм должен получиться такой же. Возможно, с этой командой буду выходить и на дипломный проект.
- А дипломный фильм по хронометражу каким должен быть?
- Где-то минут двадцать. Я планирую пока уложиться в пять съемочных дней. Тоже хочу снимать в Пскове, потому что тут колоссальная атмосфера и таких локаций больше не найдешь. История тоже уже есть. Не хочу пока ее рассказывать, но вот она как раз из сердца. До этого предстоит большая работа. Я всегда думал, что продюсер просто дает деньги, а нет, он собирает большой пакет документов, чтобы все было правильно оформлено. Нам предстоит выйти на худсовет института, где будут проверять все эти документы, и только после того, как они дадут добро, можно будет начинать снимать.
Режиссер как дирижер
- Сложно быть режиссером?
- Когда процесс съемки фильма видишь со стороны, то кажется, ничего особенного в работе режиссера нет: стоит человек, управляет, командует всеми. Я всегда поражался выступлениям фигуристов или пловцов, которые синхронным плаваньем занимаются – насколько слажена их работа. Когда на них смотришь, то видишь красоту, а когда сам начинаешь заниматься, понимаешь насколько это тяжело.
Режиссер – это как дирижер, который управляет огромным оркестром, а у каждого свой инструмент. Актер отвечает только за своего героя, а режиссер проживает жизнь сразу всех персонажей, которые участвуют в фильме. А ведь кроме актеров надо собрать все цеха: звукорежиссера, гафера, оператора и так далее. С оператором и вовсе должно быть плотное совпадение по пониманию фильма. У нас на кафедре говорят: «Оператор и режиссер – это больше, чем муж и жена». Они должны видеть и мыслить в одном направлении.
- Сочетать работу актера и режиссера возможно?
- Вполне. Есть много примеров, в том числе – знаменитый Данила Козловский. Это нормальная практика. Может это и не всегда хорошо, возможно, даже порой мешает. В собственном проекте, по моему мнению, это сделать сложнее: ты все выставил, потом выбежал на площадку, отснялся, вернулся к плейбеку, отсмотрел материал. Когда же ты выступаешь в роли актера, а режиссер кто-то другой, гораздо проще.
- Вы сказали, что предложений по съемкам стало поступать больше. Уже приходилось отказывать?
- Было такое, но чисто из-за занятости. Когда снимался в «Казачке», мне предложили роль на Ленфильме, но я уже не смог поучаствовать. Зато в перерывах между съемками снялся в «Самом долгом дне». Так как я играл главного героя, то они подстроились под меня: начали съемки раньше и работали 12 дней с одним выходным. Но сделать все успели.
- Не сложно так быстро переключаться с одной роли на другую?
- Я бы не сказал, что есть большие сложности. У меня только однажды в один день была съемка в двух проектах в разных концах Санкт-Петербурга.
- Слова в голове не путаются?
- Хорошо, что где-то разрешают импровизировать, если ты не уводишь героя от основной линии. Я, например, как режиссёр – за импровизацию. Но некоторые этого не любят. Бывает, что надо все слово в слово говорить, и за этим тщательно следит скрипт-супервайзер.
- Фильм, в котором вы играли главную роль, наверное, потребовал больше усилий с вашей стороны?
- Да. Мне прислали сценарий за месяц. Текста там было страниц 60, наверное. Я в день учил по десять страниц. И на съемках тоже учил. Каждый вечер, – а смена была по 12 часов, – ребята-актеры отдыхали. Места красивые, съемки проходили за городом: лес, речка. А я брал текст и учил снова и снова.
При этом есть тексты, которые хорошо ложатся, даже несмотря на то, что большие. А есть те, запоминание которых требует максимум усилий. В фильме «Сансара» я играл врача. Слова одной из сцен запоминались особенно тяжело. Я ходил по пустому коридору, читал, перечитывал, учил и в какой-то момент произнес вслух: «Кто же такие тексты пишет!» Слышу голос сзади: «Я с вами полностью согласен!» Оборачиваюсь, а сзади режиссер стоит и говорит: «Когда будете играть эту мизансцену, сымпровизируйте».
Всегда вперед
- Все ли проекты, в которых вы принимали участие, были вам интересны? Или где-то себя заставляли, потому что нужен опыт?
- Скорее все были интересны, даже «Закон тайги», где я играю мерзавца. До этого у меня были роли бизнесмена, офицера, адвоката, врача. Все порядочные герои. Хочу потом посмотреть, что получилось. Надеюсь, получится посмотреть, потому что не все, к сожалению, фильмы, которые выходят с моим участием, я вижу.
- Не успеваете смотреть?
- Не всегда получается отследить, где и на каком канале выходит фильм. Сейчас у меня три проекта в Санкт-Петербурге, учеба, поэтому друзья звонят, говорят, что видели меня в каком-то фильме. «Сейчас тебе скинем, – сообщают. – Посмотришь».
- Есть любимые персонажи из сыгранных?
- Наверное, это Широков в проекте «Самый долгий день». Мы совпали с ним по внутреннему состоянию. Видимо, поэтому режиссер меня и выбрал. В сериале «Невский» был персонаж, которые мне очень нравился. Но как и во многих сериалах, связанных с криминальной темой, его в конце концов убили.
- Кого хочется сыграть?
- Сейчас принимаю участие в историческом проекте, это эпоха Александра I. Мой персонаж, – а он реально существовал, – мне интересен. В прошлом году у меня был юбилей и приезжало много друзей. Они сделали фильм, собрав воедино все мои роли. Было приятно. И один из моих друзей сказал, что я чем-то похож на актера Вячеслава Тихонова и вполне мог бы сыграть эту роль. Практически в это же самое время продюсер «Казачка» признался, что когда меня в первый раз увидел, то подумал о Вячеславе Тихонове. Может, и доведется сыграть.
- Свободного времени у вас совсем не бывает?
- Ну, я уже забыл, что такое читать книги, хотя очень люблю. Читаю в основном учебники, обучающую литературу, художественные произведения по программе, ну и сценарии. Плюс надо вести соцсети, я это дело очень не люблю, но работа моя связана с определенной медийностью и надо что-то туда писать. Я сам себя успокаиваю: «Подожди, этот год доучишься и времени у тебя будет больше». А мне говорят, что на этом я точно не остановлюсь. Со временем сейчас очень сложно, но в чем-то это даже помогает. Когда ты бежишь в определенном темпе, то не обращаешь внимание на негативные вещи, которые вокруг тебя.
- Сами вы в кино ходите? Что последнее смотрели?
- «Мастер и Маргариту». Очень масштабно снят фильм, но чего-то мне не хватило. Хотя многим моим сокурсникам и друзьям понравилось, у них в голове сложилось их представление о героях и герои в фильме. Ведь как у нас получается? Я вот никогда не читал «Три мушкетера» Дюма. Почему? Потому что у меня всегда скакал Боярский на коне, это было хитом моего детства. Я книгу открываю, а читать не могу, не совпадает картинка. Некий образ «Мастера и Маргариты» тоже был. Он совпал с фильмом, в котором играл актер Олег Басилашвили. А новый фильм сломал какие-то каноны. Я ни в коем случае не критикую, высказывают свое мнение. Может, надо еще раз посмотреть.
- Ваша нынешняя профессия смотреть кино мешает?
- Вот это да. Смотрю кино и думаю: вот тут плохо осветили, а вот тут по-другому надо было сделать, а вот как круто оператор снял! Смотреть от этого сложнее. Раньше у меня было такое, когда я смотрел фильмы, связанные с авиацией. Я смотрел и возмущался: «Нет, ну так не летают!», или «Нет, ну такое невозможно в полете сделать!» Себя одергивал и одергиваю всегда: «Смотри кино!» Но это, наверное, хорошо для опыта.