Примерное время чтения: 6 минут
123

Жизнь через затвор фотоаппарата. Николай Пантелеев об искусстве, ремесле и красоте мира

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ на Мурмане" 25/04/2012

 Один из них - Николай Пантелеев. Его фотографии можно увидеть в известных российских и мировых журналах. Победитель международных конкурсов Николай уверен: каждому фотографу необходим индивидуальный проект, который он должен знать и раскрыть до конца.

Профессионализм в душе

- Николай, когда вы взяли в первый раз в руки фотоаппарат?

- Почти всё детство я провёл в деревне у бабушки с дедушкой среди природы среднерусской возвышенности - в Тульской области. Природа - мой главный учитель фотографии. В 12 лет я начал фотографировать на «Зенит»: сначала - жучков, цветы, потом - пейзажи. Я хотел остановить мгновение, сохранить красоту. Постепенно фотография в мою жизнь входила всё больше. Хотя я и закончил университет по специальности «экономист», но жить фотографией - моя мечта, и я постоянно к этому иду. Помимо этого, я всегда мечтал научиться рисовать, мои любимые художники - импрессионисты, и фотографировать я пытаюсь именно в этом стиле: яркие цвета, пятна и свет преобладают в моих фотографиях. Я вижу мир в ярких цветах и не признаю чёрно-белую фотографию.

- В каком жанре любите работать?

- Пейзажи - мой любимый жанр. Природа - самый искусный художник, надо лишь подсмотреть у неё картины. Главное - не исказить красоту. Сейчас многие считают себя фотографами, взяв в руки профессиональную камеру. Огромный медиа-поток размывает истинное понятие красоты. Но хороших фотографов единицы, и хорошая фотография для меня лишь та, что показывает красоту мира. Красота - не обязательно только радостные чувства. Грусть, страдания и смерть тоже могут быть красивыми. Но в последнее время вокруг очень много «чернушной» фотографии - пустой, часто прикрывающейся модными сейчас «концептами». Фотограф должен быть профессионалом, запечатлевать то, что у него в душе, а не бежать за модой, выдавая коммерческие проекты за настоящее искусство.

- По-вашему, фотография - это всё-таки ремесло или искусство?

- Нельзя сказать, что фотография - ремесло. Не называем же мы ремеслом кино, например. Но реальный процесс создания фильмов и с искусством ничего общего не имеет. Неважно, кто режиссёр картины, какие актёры заняты в съёмках. Это просто серьёзный труд, в котором важна максимальная отдача каждого. Так вот искусство складывается из абсолютного, безусловного профессионализма всех участников процесса. Искусство - это результат, а не процесс. В фотографии - абсолютно всё то же, что и в кино, но в меньших объёмах: меньше лампочек, меньше людей, меньше оборудования, а процесс тот же. Фотограф, как и режиссёр, должен чётко понимать, что делает. Потому, когда ты смотришь на результат, сразу понятно: вот это сделано «правильно». Или наоборот... Результат и есть мерило. И это может оценить любой человек, разбирается он в фотографии или нет.

Диалог - залог раскрепощённости

- Как вы думаете, удалось ли вам открыть что-то новое в искусстве фото?

- Вообще, в мире уже всё снято. Другой вопрос - как? Когда я поехал в Африку, мне сказали: «Зачем ты туда едешь? Уже всё давно снято!» Во -первых, у каждого свой взгляд, и сюжеты развиваются каждый день новые. Леопард останется леопардом, но другое дело, как ты его снимешь: с хорошим светом, интересной мимикой, динамикой драки. В силу того, что техника стала доступной, фотографией занимаются многие, но не каждый, кто прочитал книгу о танцах, может танцевать. Не каждый, кто имеет фотоаппарат, хорошо снимает. Фотографы - люди со странностями. Для них не существует чужих мнений: если они про чёрное решили, что это белое, то так и будет. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что фотографов сложно в чём-то переубедить.

- По вашему мнению, фотограф должен быть прежде всего «летописцем», то есть фиксировать реальные события жизни, или фотограф - это всё же художник, рисующий жизнь так, как видит её только он?

- Фиксировать реальные события и «рисовать жизнь» - задачи разных жанров. Если человек занимается репортажной фотографией - прекрасно, можно считать его и летописцем. Летописцем можно назвать и фотографа-любителя, который просто ходит с камерой и снимает, например, будничный город, ведь через 10 лет он будет совсем другим. Слово «художник» я вообще не признаю. Мне кажется, что фотохудожник - не очень востребованный человек, уверенный, что каждый раз создаёт что-то прекрасное. И когда человек абсолютно серьёзно называет себя фотохудожником, меня это настораживает.

- Сейчас вы работаете над новым проектом. Расскажите, с чем он связан и когда северяне смогут увидеть плоды вашего труда?

- Я начал делать серию портретов, портретов психологических. Участники моего нового проекта - это такие люди, по отношению к которым язык именно психологического портрета становится простым и понятным. За цитатами и дубликатами, штампами и клише, следующими друг за другом, сложно найти истину. В системе координат этих новых ценностей язык психологического портрета по понятным причинам начинает «сужаться» и выводит нас всегда к одному и тому же очевидному содержанию. Он лишает высказывание объёма и возможности дальнейшей интерпретации. И поэтому пришлось придумать новый ход, новое открытие, чтобы что-то сказать об этих людях. Какой именно - увидите на моей выставке; думаю, она откроется в конце лета.

- Сложно раскрепостить модели на съёмках?

- На самом деле для профессионального фотографа это не представляет труда. Главное - быть в диалоге с моделью. Мои фотографии - это студийный репортаж, а не постановка. Я не говорю, как должны себя вести герои во время съёмки, снимаю именно то, что предлагают мне сами люди. Во время работы мы обязательно разговариваем, и получается, что вся съёмка состоит из беседы на разные темы. Важно, чтобы люди находились в живом контакте с тобой. И не просто слушали, но и поддерживали диалог.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах