aif.ru counter
258

Эдуард Банько: «Готов слушать… тишину»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. "АиФ-Псков" 28/03/2012

 Профессиональных дирижёров на весь город всего два: он и его коллега Геннадий Чернов. Оба они стали лауреатами основной премии областной администрации в области музыкального искусства за цикл концертных программ «От Моцарта до современности», «По страницам музыкальной классики», «Слушаем музыку вместе». Сегодня Эдуард Иванович - гость нашей газеты, однако наш диалог коснулся не только профессиональных проблем.

Хочу играть на баяне!

- Эдуард Иванович, откуда у вас тяга к музыке? Не по наследству?

- Мой отец великолепно пел, хотя это было всего лишь его увлечением, а вот моя мама - профессиональный музыкант. Она очень хотела, чтобы я научился играть на рояле. Может быть, так оно и было бы, если бы не моя детская прихоть. Я очень любил своего дядю и всегда равнялся на него, а он замечательно играл на баяне. Поэтому, когда родители отдавали меня учиться в музыкальную школу, я настоял, чтобы моим основным инструментом стал именно баян. По классу баяна я закончил и Петербургскую консерваторию.

- Почему же вы оставили инструмент и серьёзно занялись дирижированием?

- Не скрою, моя карьера профессионального баяниста складывалась весьма успешно. У меня были победы на международном и всероссийском конкурсах, но в какой-то момент ко мне пришло ощущение, что мне тесно в рамках этого инструмента. Главная причина в том, что баян - относительно молодой инструмент, и в те времена, когда жили и творили Бах, Чайковский, Рахманинов, баяна ещё не существовало. А мне хотелось исполнять великую музыку не в переложении, а именно в оригинале. После окончания дирижёрского факультета у меня появилась такая возможность.

- Как вам работается с Псковским областным симфоническим оркестром?

- Мне довелось выступать с разными оркестрами, поэтому есть с чем сравнивать. У псковских музыкантов есть совершенно замечательное качество: у них сохранился огонёк энтузиазма, который обычно свойственен любителям. И это очень хорошо. Я выступал с разными музыкантами: да, порой их мастерство весьма высоко, но при этом нет такого отклика и рвения при исполнении. К тому же Псковский оркестр ещё слишком молодой (ему всего-то 15 лет), поэтому я считаю, что у него ещё всё впереди. Хотя, конечно, без проблем не обходится.

- В чём они заключаются?

- Псковский симфонический оркестр не до конца укомплектован. Не хватает, например, валторнистов. Впрочем, эта проблема существует не только у нас, но и по всей стране.

Кроме того, многим нашим музыкантам приходится совмещать работу в оркестре с другой деятельностью (увы, на одну оркестровую зарплату не проживёшь): преподаванием в музыкальных школах, колледже искусств. А часть наших духовиков - вообще военнослужащие. В армии их основная работа, поэтому бывает трудно соотнести график выступления симфонического оркестра с воинской службой.

На радость людям

- Может, всё от того, что симфоническая музыка сейчас не особенно в чести. Говорят даже, что этот жанр вымирающий и т.д. Как вы относитесь к таким приговорам?

- Спокойно. Да, сейчас, как у нас в стране, так и во всём мире, мы наблюдаем засилье попсы, но для серьёзной музыки это не помеха. Существует теория, что мир развивается по спирали, и, может быть, этот всплеск какофонии, о котором вы говорите, есть очередной виток этой самой спирали? Другой разговор, к чему он приведёт. Чтобы понять и постичь этот процесс, у нас просто нет времени: человеческая жизнь слишком коротка для того, чтобы увидеть развязку этого процесса. Но почему-то я уверен, что всё не так трагично. Лично я симфоническую музыку воспринимаю как некий оазис по-настоящему высокой культуры, способной влиять не только на настроение человека, но и на его судьбу. К тому же (в этом я тоже глубоко убеждён) она несёт человеку радость. Но не такую, как, допустим, от щекотки, а более глубокую, гармоничную, пробуждающую душу.

- Цикл концертных программ, за который вы вместе с главным дирижёром оркестра Черновым стали лауреатами областной премии, адресован массовому, в том числе и самому юному, зрителю. Как дети воспринимают симфоническую музыку?

- С интересом. Это заметно, когда мы исполняем, например, музыку к балету Карена Хачатуряна «Чиполлино» (из цикла «Сказка с оркестром» абонемента для детей и юношества). Среди других проектов были и песни из популярных советских мультфильмов в исполнении симфонического оркестра. Меня искренне радует, когда наша школьная аудитория активно реагирует на каждый номер программы, а порой даже подпевает. Не остаются дети равнодушными и к серьёзной симфонической музыке. «Времена года» Чайковского, Вивальди, «Метель» Свиридова и многие другие произведения вызывают в наших маленьких слушателях радость, волнение, сопереживание... Это же замечательно! Не нужно воспринимать симфоническую музыку как нечто предназначенное для особо подготовленных, ориентированное только на избранных.

Разговор с Богом

- А каковы ваши личные музыкальные пристрастия?

- Обычно говорят: любишь ту музыку, которую исполняешь - но если бы мне пришлось подбирать репертуар (за него отвечает главный дирижёр), то я бы остановил свой выбор на Брамсе и Рахманинове. Но вне сцены я люблю слушать даже… тишину.

- Как вам это удаётся?

- Люблю путешествовать. С друзьями мы бывали с походами в Крыму, на Кавказе, на Алтае, где однажды подобрались к подножию знаменитой горы Белухи. На восхождение мы не решились (у этого «четырёхтысячника» капризный характер, бывает, что он не принимает даже опытных альпинистов), но это общение с девственно чистой природой вдохновляет, заряжает духовной энергией.

- Но искусство всё-таки порождение разума и сердца человеческого…

- А Бог создал этот мир. И людям трудно с ним сравниться. Но посредством искусства мы можем приблизиться к этому совершенству через катарсис - очищение.

- Ваше любимое изречение?

- Одно из любимых принадлежит великому Мравинскому: «Музыка - это разговор с Богом. По большому счёту, слушатели и не нужны - это лишь дань традиции».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах