Примерное время чтения: 6 минут
93

Николай Чиндяйкин поселился в Долине грёз

«Я родился в Горьковской области. Крестили меня в храме, который стоял на стрелке, где Ока впадает в Волгу. Вот и получается, что я, покуролесив и по России, и по всему земному шарику, опять вернулся к Оке. По сути, вернулся к себе, к своим истокам. Поэтому мне хотелось, чтобы наш будущий дом напоминал тот, в котором я родился и провёл детство. А у супруги Расы детство связано с Вильнюсом и маленьким литовским городком, где у семейства Торнау было родовое поместье. Мы решили объединить два наших желания, две памяти о моём и её детстве. А Таруса… Уж если даже некоторые парижане считают, что центр мира - это именно Таруса, то чего уж нам от этого отказываться. Как человек, любящий поэзию, к Цветаевой, к её творчеству отношусь с огромным уважением и нежностью. И я счастлив оттого, что дом мой стоит на территории, которая, по легенде, называется Долина грёз. Имя этому месту дала сама Цветаева - она любила здесь гулять».

«Как известно, всё хорошее делается от глупости и от незнания. Это как раз наш случай! Если бы мы изначально представляли, что нас ожидает в процессе строительства, не стали бы ничего затевать. Тогда, в начале 2000-х, мы располагали суммой в 25 тыс. долларов, заработанных непомерным трудом. На эти деньги мы решили построить себе счастье. Начались длительные переговоры с архитекторами. Но в конце концов всё завершилось успешно - наш дом ближе к северной архитектуре избостроения. В нём много окон - он весь оказывается пронизан светом».

«Не могу сказать, что я такой уж любитель острых ощущений. В молодости, правда, был сумасшедшим мотоциклистом, летал на «Яве-350». Но я всю жизнь так много работаю, что острых ощущений мне хватает на сцене и в кино. Не хочу никого обижать, но мне кажется, все эти поиски приключений - немножечко от лукавого. Ведь сама жизнь - сплошное острое ощущение».

«Как профессиональный человек, работающий в театре много лет, я понимал: режиссёр - отдельная профессия, ей надо учиться. Конечно, было тяжело - что тут скрывать! Тебе уже за 30 лет, а приходится вновь делать этюды, терпеть замечания педагогов. Но такая уж у нас профессия - в ней каждый день сдаёшь экзамен. Сейчас мне уже 62, и всё равно каждый раз, выходя на сцену или на съёмочную площадку, мне нужно кого-то убеждать, доказывать… Но раз так хочется заниматься режиссурой, значит, надо было подчиниться учителям. На самом деле умение подчиняться - очень нужное качество. Хорошей армии без этого не бывает, правда ведь? И хорошего театра без него не бывает. Это же одна из ипостасей актёра - уметь подчиняться. Искренне, самозабвенно. И при этом не быть рабом, а оставаться художником, свободным человеком. Все большие дела делаются сообща - теми, кто умеет командовать, и теми, кто умеет подчиняться. А самое главное - кто умеет меняться этими местами. И кто понимает, что есть на земле что-то важнее их самолюбий».

«Я сейчас снимаюсь в третьем сезоне «Часа Волкова». Не надоело? Нет! Вы любите романы? Так вот, сериал - это тот же роман. Когда мы были маленькими, папа брал какую-нибудь интересную книгу и читал нам по две главы в день. Для нас, детей, это был самый настоящий сериал. Просто как анекдот может быть бездарным и пошлым, так и сериал может быть бездарным и пошлым. Или, наоборот,  блистательным. Хотя мне вообще кажутся напрасными ожидания, что через этот ящик с экраном к тебе домой придёт великое искусство. Не ходит великое искусство по домам с протянутой рукой! Попу нужно от дивана оторвать, что-то сделать, какое-то усилие предпринять, чтобы приобщиться к действительно великому искусству. А человек не хочет ничего делать - он хочет лежать и при этом требует: «Вы мне великое дайте!» Нет, милый мой! Великое не уместится в ящике - там только какое-то бледное подобие может существовать, отпечаток.

Я не испытываю нежных чувств к сериалам как к жанру, но мне и не хочется кричать: «Давайте расстреляем!» Это всё - из Гражданской войны. Просто, прежде чем кричать, нужно подумать о том, что существуют миллионы людей, которые каждый вечер ждут продолжения. Хорошо, перестанем мы снимать наши сериалы. Значит, зритель перейдёт на бразильские, мексиканские. Люди всё равно будут смотреть то, что они хотят смотреть. А получается, что их мнение вообще никто не учитывает. Все наши демократы проср…ли свою жизнь потому, что население - с их желаниями, надеждами, эстетикой - им просто неинтересно. Оно им глубоко противно. Вот поэтому мы и имеем такую демократию. Так не повторяйте одних и тех же ошибок - постарайтесь услышать людей, для которых вы сами же работаете. Дайте этим миллионам то, что они хотят. Просто постарайтесь предложить им продукт высокого качества, а не рассуждать вместо этого о низких вкусах зрителя».

Досье

Николай ЧИНДЯЙКИН, актёр, режиссёр. Родился в 1947 г. в с. Чёрное Нижегородской обл. В 1968 г. окончил Ростовское театральное училище, в 1987 г. - ГИТИС (факультет режиссуры). Работал в театрах Ростова и Омска, в «Школе драматического искусства» А. Васильева, с 2008 г. - в труппе МХТ им. Чехова. В 1997 г. получил премию «Золотая маска» за постановку спектакля «Плач Иеремии». Снимался в кино и сериалах «Музыка для декабря», «Мама, не горюй-1, 2», «Дети Арбата», «Знахарь», «Александровский сад», «Час Волкова» и пр. Преподаёт в РАТИ. Женат. Нынешняя (третья) супруга - Раса фон Торнау.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах