Судьба этого удивительного псковского памятника непростая, но очень интересная. Построенная в начале прошлого века прямо у Ольгинского моста, Анастасиевская часовня уцелела в первые годы революции и даже во время Великой Отечественной войны, хотя мост трижды взрывали. В 1970-е годы при строительстве нового моста ее чудом спасли от разрушения. И теперь в преддверии очередной реконструкции вопрос сохранности памятника вновь стал актуальным. Какие перемены ждут уникальную храмовую постройку, разбирался «АиФ-Псков».
Спасти памятник
История спасения часовни в 1970-е годах прошлого века подробно рассказана на выставке, которая работает сейчас во Дворе Постникова. «Наши выставки как бабочки. Они живут короткое время. И хочется, чтобы псковичи и гости города пришли на выставку, посмотрели и поняли, как часовня была спасена и какой это был невероятный труд реставраторов, краеведов», - говорит директор Псково-Изборского объединенного музея-заповедника Светлана Мельникова.
Она напомнила, что тогда решение проблемы было ограничено техническими возможностями. Сегодня же есть возможность сделать перенос менее болезненным для памятника. «Мнение музея-заповедника - памятник спасти. Если он останется на старом месте, то антропогенные нагрузки не выдержит», - отметила директор музея.
Спасти - это значит, перенести памятник на другое место, подальше от работ по реконструкции моста. Тем более, что площадка под мостом, где в последние полвека была «спрятана» часовня, в свое время была определена как временная для нее.
О том, что часовня под мостом - не на месте, не раз говорили ведущие искусствоведы страны. «К нам приезжал методический совет по живописи и архитектуре министерства культуры. Мне хотелось привлечь внимание к часовне, потому что был разработан проект и нужны были федеральные деньги на реставрацию. И когда я пригласила Льва Исааковича Лифшица [профессор кафедры Всеобщей истории факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, специалист в области изучения древнерусского искусства, охраны и реставрации памятников - «АиФ-Псков»] посмотреть часовню, он увидев ее, сказал: «Я даже не пойду туда. Памятник убит. На этом месте ее быть не должно», - рассказала начальник отдела монументальной живописи музея Таисия Круглова.
Сотрудник музея отметила, что именно тогда начался поиск аргументов за и против переноса, а когда стало известно о реконструкции моста, этот вопрос обострился: «Даже на том месте, где стоит памятник, негативное воздействие огромное, а так как при реконструкции дорожное полотно на 9 метров расширяется в сторону часовни, угроза будет еще глобальнее. И, конечно, воздействие выхлопных газов тоже сказывается на сохранении. Поэтому первый аргумент в пользу переноса часовни на 28 метров от нынешнего места — это сохранение часовни».
Второй аргумент, по словам Таисии Кругловой, - художественный. В свое время часовня была поставлена на высокий постамент - парила над Завеличьем и была связана тесно с мостом, который до нашего времени не сохранился. «В 70-е годы эта связь с мостом была разорвана и часовня оказалась под мостом. Сейчас многие не знают, что этот памятник предоставляет какую-то ценность. Поэтому идея - поднять ее, чтобы она восстановила свои позиции», - отметила сотрудник музея.
Но если в 1970 году часовню переносили в впопыхах, то сейчас к этой операции идет тщательная подготовка, чтобы при переносе ни одного процента живописи не было утрачено.
Есть варианты
Альтернативный взгляд по поводу места размещения часовни высказал псковский искусствовед, архитектор, член Союза архитекторов России Игорь Лагунин. Он напомнил, что в 1970 году речь шла о спасении памятника и было не до деталей. Сейчас же эксперта волнует судьба градостроительного ансамбля исторического Пскова. «Когда весь цивилизованный мир решает судьбу исторических городов как пешеходных центров, доступных для туристов, мы занимаемся мощными магистралями. И памятники у нас оказываются в тяжелом положении. Мы вынуждены искать решение, куда бы пристроить часовенку, не думая о том, что место для часовни - это главное», - сказал он.
По его словам, место определяет ее значение, а оно было на мостовой насыпи. «Часовня была мостовая, придорожная, она защищала Псков от мора страшного. У нее свое сакральное значение. Оторвав ее от моста и дороги мы много потеряем», - сказал Игорь Лагунин.
И предложил два варианта: либо воссоздать мостовую насыпь, либо рассмотреть место с другой стороны моста, в районе церкви Успения с Пароменья. «Там окружение памятников, прямая визуальная связь с Кремлем», - пояснил он.
Председатель Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Ирина Голубева напомнила о проведенных в 2011 году мероприятиях по обследованию конструкции часовни и выявлению следов утраченных деталей. «Был сделан проект реставрации. Тогда еще о перемещении речи не было, речь шла о сохранении и о том, в каком виде должна предстать часовня», - сказала она, пояснив, что проект возвращает такие утраченные элементы, как, например, главка часовни.
Когда же встал вопрос о перемещении часовни и архитекторы и реставраторы стали искать варианты, возможность ее возвращения к мосту тоже рассматривали. Но тогда часовня загородила бы Дом Батова. В то же время, слишком отдалять часовню от моста тоже нельзя, согласна глава регионального ВООПИиК. В результате был выбран вариант - переместить часовню в сторону кампуса ПсковГУ.
Этот вариант поддержал и общественный совет при областном комитете по культуре. «Странно в наше время говорить, что часовню нужно соединить с мостом. Мост аварийный. Странно не учитывать это. Мы говорим о безопасности людей в первую очередь. Анастасиевскую часовню и так перенесли на не очень удачное место. Но возврат на то место, которое назвал Игорь Иванович Лагунин, вызывает много вопросов, потому что сохранность на первом месте», - заявила председатель общественного совета Наталья Савицкая.
В то же время она согласилась с коллегой, что рядом с современными постройками - не самое лучшее место для часовни. «Но поднять ее с освещением, с реставрацией - мне кажется, это логично. И на общественном совете мы поддержали это решение», - сказала она.
Украсить мост
Одобряют этот вариант и московские художники-реставраторы Варвара Сергиеня и Александра Гребенщикова. Специалисты обратили внимание на два момента, которые необходимо соблюсти при переносе: убрать насколько возможно воздействие транспорта и улучшить гидроизоляцию.
Но также они передали и мнение руководителя Межобластного научно-реставрационного художественного управления Евгении Серегиной, которая считает, что ради исторической правды было бы неплохо, если бы часовня вернулась на обновленный мост. Впрочем, это требует отдельного проекта и доказательств того, что новая локация не нанесет урон памятнику.
Однако псковский архитектор-реставратор Андрей Лебедев заметил, что архитектор Алексей Щусев вместе с Николаем Рерихом украшали именно Ольгинский мост, который «был красивейшим» и одним из лучших мостов России. «Мы все прекрасно видим, что там сейчас стоит. Кроме двух русловых опор, там еще было добавлено четыре. Получилась страшная сороконожка. Она не аварийна, она может стоять очень долго. Мы видели и тот мост, который проектировала псковская контора. Если раньше была сороконожка, то сейчас это ужасное страшилище на слоновьих ногах. И, соответственно, заниматься украшением этого страшилища часовенкой нет смысла», - отметил он.
Куда бы не перенесли этот уникальный и хрупкий памятник, хочется, чтобы его снова было видно не только знающим его ценность псковичам, но и туристам, гостям города. Потому что маленькая часовня с уникальными и красивейшими фресками, безусловно, заслуживает внимания и бережного отношения.