Примерное время чтения: 12 минут
100

Обыкновенные волшебники. Новые тренды и старые пьесы псковского театра кукол

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ-Псков 17/04/2024
Некоторые юные зрители приходят на спектакли по нескольку раз
Некоторые юные зрители приходят на спектакли по нескольку раз / фото из группы театра в соцсетях / АиФ

Что нравится маленьким зрителям, какие запросы у их родителей, как отбирают актеров, сколько стоит поставить один спектакль, нужны ли «детскому» театру постановки для взрослых – об этом и многом другом «АиФ-Псков» рассказала директор Псковского областного театра кукол Татьяна Ааб.

Судьба спектакля

- Сегодня отмечается Всемирный день театра. Как вы его празднуете?

- Эта неделя наполнена мероприятиями. Одно из них – мастер-класс «Играем в теневой театр». Он уже состоялся. У детей была возможность получить для себя совершенно новую информацию о том, что такое теневой театр. У нас в репертуаре таких спектаклей нет. Кроме того, дети сами могли сделать кукол для теневого театра и попробовать себя в роли артистов. 27-28 марта мы играем спектакль «Мы не волшебники». Он поставлен по одной из самых известных сказок Шарля Перо «Золушка».

- А почему именно этот спектакль?

- Вы знаете, хочется всегда порадовать зрителя чем-то новым или хорошо забытым старым. «Мы не волшебники» – это спектакль, я считаю, настоящий, театральный. Там есть и артисты, которые играют в живом плане, там есть театр с планшетными куклами, там есть ширмовой театр. То есть самое разнообразное действие, вплоть до боев на шпагах. Плюс это тот спектакль, судьба которого такова, что его зрители видели очень мало. Есть, к сожалению, в репертуаре каждого театра такие спектакли. Они очень хорошие, но обстоятельства складываются так, что актер уходит. И на спектакле ставят крест. Мне всегда их жалко. Спектакль «Мы не волшебники» достоин того, чтобы его видели наши современные дети. Он не утратил своей актуальности, я уверена, что он будет интересен зрителям и сейчас.

- Получается, у вас велика роль одного актера? На нем иногда держится все?

- Ни в одном нашем спектакле нет такого, чтобы в нем была занята вся труппа. Но когда один, а то и два актера выбывают, то поверьте, спектакль нужно фактически ставить заново. Но, во-первых, не каждый актер может эту роль исполнить, а, во-вторых, иногда бывает так, что нужных актеров попросту нет.

- Сколько у вас актеров в труппе и насколько для вас кадровый вопрос актуален?

- На сегодня у нас самая большая труппа за те годы, что я работаю в театре: 6 женщин и 6 мужчин. У нас было пополнение, пришли молодые ребята. В прошлом году – Варвара Филатова, в этом – Владимир Новоселов. Они оба – студенты вузов. Я вообще сторонник того, что артист должен быть с высшим театральным образованием. Хорошая учебная база дает им толчок для развития и роста, многие из них становятся профессиональными, крепкими артистами. Я просто рада за них.

Фото:  из группы театра в соцсетях

- Этого хватает?

- Если бы артистов было больше, наверное, было бы лучше. Потому что, конечно, мы не успеваем обслужить всего зрителя. Мы же областной театр, не городской. И мы в ответе за то, чтобы зрители, которые живут в области, имели точно такой же доступ к театру кукол, как и те зрители, которые живут в Пскове. Есть у нас программа «Культурные выходные», когда мы выезжаем в районы области, но в год получается объехать порядка восьми районов, а у нас их более двадцати. Вот теперь представьте, что жители Локнянского района спектакли театра кукол могут увидеть один раз в три года. Это очень плохо. И если бы труппа была побольше, то и выезжать получалось бы чаще.

Профессионал и человек

- В некоторых театрах есть практика приглашать режиссеров, актеров. Для вас это актуально?

- Мы приглашаем режиссеров, художников, композиторов. С актерами все несколько сложнее. Мы можем пригласить актера в спектакль, но надо учитывать то, что ему придется приезжать к нам на его прокаты. Я думаю, что каждый его приезд будет стоить, как весь наш спектакль. Это немножко из области фантастики для нас и для нашего зала.

- Какие-то требования, помимо профессионализма, вы к актерам предъявляете?

- Я бы очень хотела, чтобы они еще были хорошими людьми. У нас очень небольшой коллектив, всего 32 человека. Каждый виден, как на ладони. Хотелось бы, чтобы плохие люди на нашем пути, в нашем коллективе не встречались. Хочется работать только с хорошими, с надежными, с добрыми, с честными, с открытыми, с теми, кто готов всегда помочь, подставить плечо. И пока нам везет.

Я раньше все время говорила: хороший человек – это не профессия. На работу старалась взять, прежде всего, профессионала. Но потом поняла: наш театр – особенный, такого количества работников нет ни в одном театре страны. И сейчас всегда обращаю внимание еще и на то, какой это человек. Скажу вам больше: иногда я даже звоню туда, где актер работал раньше, и прошу его охарактеризовать как специалиста и как человека. Бывает, беру не всех.

- Удается ли театру зарабатывать?

- Удается. План прошлого года мы перевыполнили на 30%, заработали 8 миллионов рублей. Для нашего театра это достаточно большая сумма. Особенно если учесть, что практически не было повышения цен. Сегодня, к сожалению, я вынуждена говорить, что с апреля у нас цена все-таки станет выше, но ненамного.

Фото: из группы театра в соцсетях

- Сколько стоит поставить один спектакль? И от чего цена зависит?

- От 25 000 до 35 000 рублей. Зависит от того, кого ты приглашаешь на его создание. Если это известный режиссер, или художник, или композитор, надо понимать, что это стоит денег. Очень часто бывает так, что когда приезжает приглашенный режиссер, особенно если он живет в Санкт-Петербурге или в Москве, он мыслит немного другими масштабами, и, соответственно, хочет сделать спектакль с очень большой декорацией, с большим количеством кукол.

Такой масштаб требует средств. Соответственно, начинают расти расходы на создание спектакля. Зрители любят такие спектакли, но в то же время у нас есть спектакль «Петрушка и Колобок», который я безмерно люблю. Его декорации умещаются в 3-4 чемодана. А есть тот же «Фауст» или «Карнавал животных», декорации которых занимают всю цену. Но какой из этих спектаклей лучше, я не могу сказать. Мне нравится и тот, и другой.

- А что для современного зрителя сейчас важно? Декорации? Спецэффекты?

- Они реагируют на все. Но тут надо сказать, что зритель, который приходил 20 лет назад сильно отличается от того, что приходит сейчас. Раньше дети были очень зажаты. И когда нужно было кого-то вывести на сцену, это стоило большого труда. Такие же были и мамы. А сегодня у нас зрители спрашивают: «Скажите, пожалуйста, у вас сегодня спектакль-игра или просто спектакль»? Потому что когда спектакль-игра, это значит, что детей будут приглашать на сцену. И если только мы задаем вопрос «Кто хочет выйти на сцену?», то поднимается лес рук. Хотят все, а самые нетерпеливые – они даже руку не поднимают, они сразу бегут на сцену!

Дети очень активные и динамичные. Им важна и декорация, и музыка. Но даже не это самое главное. Важно, чтобы спектакль брал за душу ребенка. Когда Олега Ефремова спрашивали о критериях хорошего спектакля, он говорил, что это тот, от которого мурашки бегают внутри. Вот если мурашки начинают бегать, тогда, мне кажется, это спектакль хороший, он состоялся для зрителя. А как мы этого добились: двумя ли платочками, игрой ли одного артиста – не важно.

Благодарные зрители

- Взрослые выражают свою благодарность аплодисментами, вызовом артистов на сцену, криками «браво». Как это делают дети?

- Дети ничем не отличаются от взрослых. Сейчас они настолько эмоциональны, настолько легки на подъем, что если им что-то нравится, они очень быстро реагируют на это. Иногда мы сталкиваемся с тем, что дети во время спектакля, как мне раньше казалось, шумят. А оказалось, что они не шумят, они обсуждают спектакль прямо во время спектакля, им нужно сразу поделиться впечатлениями, что-то уточнить, переспросить.

- Театр кукол идет на поводу моды, трендов, тенденций?

- Это достаточно консервативное явление. Некоторые спектакли идут уже по 20 лет. В этом плане театр очень тяжело меняется. Но при всем при этом сейчас настолько много всего такого, чем раньше мы не могли похвастаться. Например, различные спецэффекты: дым-машины, мыльные пузыри, снег. Сказать, что это тренд? Нет. Но у нас все это есть и мы этим используем.

- Какие премьеры зрителям ждать в этом году?

- Будет два новых спектакля. Первый – это «Аленький цветочек» режиссера из Санкт-Петербурга Константина Мохова. Он у нас уже ставил спектакль «Золотой цыпленок», который идет в нашем театре 15 лет. Второй премьерный спектакль поставит художественный руководитель театра Александр Заболотный. Он по произведению Юрия Олеши «Три толстяка».

Фото: из группы театра в соцсетях

Мы стараемся ставить спектакли на разный возраст детей. Сегодня вообще в театрах кукол появилась тенденция ставить спектакли для взрослых. Это как раз тренд очень многих театров. Когда в театре большая труппа, он выпускает 4-6 спектаклей в год, есть две сцены и 25 артистов, возможно, они могут позволить себе поставить спектакли и для более взрослого зрителя. Мы – театр, который может в год поставить максимум четыре спектакля. И нам самое главное – обслужить наших основных зрителей, маленьких детей.

Еще одна премьера этого года – новогодняя. Спектакль мы уже запустили, он ставится самым первым. Называться будет «Там на неведомых дорожках».

- Какие-то театры на гастроли вы в этом году ждете?

- У нас будут гастроли Калининградского театра кукол. Я очень надеюсь, что мы попадем и в следующий год в эти гастроли. Нам очень хочется, чтобы наш псковский зритель видел как можно больше профессиональных спектаклей.

Санкт-Петербургский Театр сказки и Архангельский театр кукол, которые к нам уже приезжали… Я не очень люблю это слово, но скажу, что это крутые театры! Попасть на их спектакли наши псковичи имеют минимальную возможность.

Калининградский театр кукол приезжает к нам в октябре этого года. Ну и, соответственно, в это же время мы будем в Калининграде. Еще в этом году планируем участвовать в театральном фестивале. Когда мы были в прошлом году в Мурманске на фестивале «Полярная сова», то получили приглашение от Гродненского театра кукол. На мой взгляд, это самый сильный театр кукол в Белоруссии. И в сентябре каждого года они проводят фестиваль «Куклы над Неманом», на который приглашают один российский театр. Вот такое приглашение в прошлом году получил наш театр.

- Какой самый старейший спектакль в репертуаре театра?

- «Красная шапочка» – 1999 года, «Терем-теремок» – 2003-го. И они до сих пор не потеряли своей актуальности. «Петрушка и Колобок» – старый спектакль. Вы знаете, не поднимается рука списать его, потому что на него до сих пор хорошо идут зрители. Тут надо сказать, что наш зритель быстро вырастает. В три года дети приходят, а в десять уже уходят. Но подрастает следующее поколение, которое тоже хочет посмотреть «Терем-теремок». А есть такие родители, которые приходят на спектакль и говорят: «А я этот спектакль видела у вас, когда была ребенком!»

- Какие спектакли самые популярные?

- В каждом возрасте свои. Для маленьких зрителей это, естественно, «Терем-теремок», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Гуси-лебеди». Для ребят, которые старшие, конечно, «Фауст». Взрослые очень любят «Карнавал животных». Все любят спектакль «Мы победим». Его показываем очень редко, обычно ко Дню Победы. Но вот я не знаю ни одного зрителя, кто ушел бы после него разочарованный. Не потому, что он посвящен теме Великой Отечественной войны, Победе. Просто это хороший, добротный спектакль, настоящий спектакль, который интересно смотреть.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах