Примерное время чтения: 5 минут
238

Чудак-мультипликатор. В карельской глубинке снимают лучшие в России мультики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ - Карелия" 10/10/2012
Фото: АИФ

Мультфильм «В гостях у бабушки» из Карелии стал лучшим в номинации «Короткометражный анимационный фильм» на II Финно-угорском фестивале визуальных искусств «Туйвеж» («Перекрёсток»).

Режиссёром этого мультфильма выступил художник и педагог Олег Обносов, а вот создавали мультфильм сами дети - воспитанники студии «Домик света» при эссойльском отделении Пряжинской школы искусств.

Сам Олег Обносов считает, что столь высокий результат стал свидетельством того, что ему удалось отчасти решить поставленную перед собой сверхзадачу - научить ребят целостному восприятию мира. Ведь именно анимация, по мнению Обносова, во многом создаёт культурный код нации: та же современная Америка своими успехами во многом обязана волшебному миру, созданному трудами Уолта Диснея.

Между аниме и «Смешариками»

- Олег, насколько мне известно, вы, пожалуй, единственный человек во всей Карелии, который сегодня работает в области анимации с детьми?

- Да, конкурентов у меня действительно нет и, наверное, не только в Карелии, но и на всем Северо-Западе. Почему так? Сложно сказать. Наверное, потому что анимация и сама по себе не слишком прибыльное дело, а возиться с детьми - это, ко всему прочему, ещё и сложно. К нам приходят ребятишки с первого класса - и занимаются до 7-8-го. Отсев, кстати, очень велик. Дело в том, что это ещё и достаточно трудное дело, тем более для непосед. Технически это происходит так: дети рисуют картинки, а потом мы их оцифровываем. Но среди тех, что остаются, есть таланты. К примеру, из моего первого выпуска практически все связали свою жизнь с искусством - среди них есть иконописцы, есть те, кто работает в прикладном искусстве, есть фотографы, искусствоведы. Не каждый должен стать художником, да и не это главное. Надо чтобы человек начал понимать и ощущать архитектонику этого мира.

- Архитектонику чаще всего понимают как композицию художественного произведения. Вы же явно трактуете термин гораздо шире..

- Безусловно. Если говорить попросту, это целостное восприятие мира. Понимание того, что и ты своей работой создаёшь этот мир. Анимация вообще играет в этом процессе огромную роль. Я думаю, что Уолт Дисней своими работами во многом создал современную нам Америку, в его «Белоснежке» зашифрован ключ к пониманию культурного кода всей нации. Классическая советская мультипликация также работала на этом высоком уровне. Увы, современная российская анимация подобными достижениями похвастаться не может.

У нас есть только компьютеризированные «Смешарики», не предлагающие зрителям никакой целостности в восприятии мира. Поэтому мы не пошли по этому пути. Постарались избежать и влияния японского аниме. Ориентируясь на лучшие образцы советской мультипликации, мы создаём собственную карельскую архитектонику, активно используя в своей работе тот же карельский язык. Ведь культурный код Карелии неуловимо, но отличается от общероссийского, и эту нашу уникальность и самобытность мы стараемся сохранить и показать. В конечном итоге наша задача - художественными средствами объяснить и ребёнку - создателю фильма, и его будущим зрителям, где мы живём и ради чего.

Чудак и отшельник

- Вопросы философского или даже, скорее, религиозного плана. Вы - человек верующий?

- Скорее да, но я не могу отнести себя к какой-либо определённой конфессии, тем более к официальной церкви. Из тех людей прошлого, кто мне духовно близок я могу назвать истинно православного старца Серафима Саровского. Из апостолов - Иоанна, Фому. Из философов и богословов - Павла Флоренского, митрополита Антония Сурожского. Из художников - Рублёва, Джотто, Чюрлёниса, Ван Гога.

В своё время у меня был период, когда я жил... если не отшельником, то весьма оторвано от цивилизации. Жил в избушке подсочников (была такая профессия) уединённо в лесу. Читал научную литературу про старообрядчество, впитывал впечатления от окружающего мира и как художник пытался изобразить свой духовный опыт на холсте. А теперь я учу тому же самому и детей, и я буду просто счастлив, если кто-то из моей студии станет в будущем настоящим Мастером. И, кстати говоря, это вовсе не означает, что у такого человека будет много титулов и званий: наш мультфильм победил, конечно, на конкурсе, но важна не эта победа сама по себе. Главное, чтобы человек смог самореализоваться, чтобы наша анимация дала ему возможность понять этот мир и даже, может быть, воспарить над ним.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах