Примерное время чтения: 6 минут
120

Киноискусство без границ. Автор сам устанавливает рамки или нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 39. "АиФ на Мурмане" 26/09/2012
Фото: АИФ

 «Я всегда считал, что художественное высказывание не может быть никем и ничем ограничено. Автор сам для себя решает, необходимо ставить какие-то рамки или нет. И если он хочет что-то сказать, пусть говорит, а дальше уже дело тех, кто слушает, как они к этому будут относиться», - признался в беседе с корреспондентом «АиФ» председатель студенческого киноклуба «Арт-проектор» Александр САУТКИН.

Искусство должно будоражить!

- Александр, расскажите, как у вас возникла идея создания клуба?

- Я люблю кино как вид искусства, причём именно в его традиционном варианте, когда приходишь в кинозал - и на плоскости экрана перед тобой оживает какой-то причудливый мир. Сейчас, в связи с развитием новейших технологий, многие считают, что классический кинематограф постепенно уходит в прошлое (такой позиции придерживается, например, известнейший британский режиссёр Питер Гринуэй). В этом году в Москве проходила выставка по следам 34-го Московского кинофестиваля под названием «Погружение», посвящённая экспериментальным формам кинематографа: тактильное кино, интерактивное кино, медитативный кинематограф и т.п. Я с интересом слежу за всеми этими тенденциями, но для меня кино - это всё-таки висящая на стене простыня с мелькающими на ней фигурками.

И вот в какой-то момент захотелось поделиться с другими тем, что я видел, тем, что знаю, кому-то что-то рассказать, услышать чужое мнение о каких-то фильмах. Я решил, отчасти с просветительской точки зрения, отчасти просто из авантюризма, собрать людей: студентов, коллег-преподавателей, да и всех желающих, кому кино интересно в принципе. Киноклуб начал функционировать в таком достаточно локальном виде с 2005 года: сначала собирались в университете, потом появилась возможность сотрудничать с Областным художественным музеем, где наш клуб работает вот уже на протяжении четырёх лет, за что я очень признателен директору музея Ольге Александровне Евтюковой.

- А по какому принципу отбираются фильмы для просмотров?

- Показы у нас обычно тематические: «Тема мести в мировом кинематографе», «Сюрреализм и кино», «Французская “новая волна”»… Бывают показы, посвящённые отдельным персоналиям (актёрам, режиссёрам): так, в прошлом году сезон открылся фильмом Б. Шрёдера «Пьянь» («Barfly») с участием Микки Рурка, и, соответственно, мы говорили об этом замечательном актёре, о его непростой творческой судьбе. А, например, ко Всемирному дню философии (третий четверг ноября) мы показывали фильм Алехандро Аменабара «Агора», посвящённый древнегреческому философу-женщине Гипатии Александрийской. Это очень гуманистический фильм, направленный против фанатизма любого рода: религиозного, этнического и т.д. Как видите, мы смотрим разноплановое кино; чаще всего это то, что по телевизору или в кинотеатрах сложно увидеть.

- Такие фильмы, естественно, в некоторой степени являются провокационными. Скажите, а как к этому относится молодёжь?

- Я бы не сказал, что наши показы провокационны в обычном смысле: я не стремлюсь никого эпатировать. Более того, в мировом кино есть немало отличных лент, которые я никогда не покажу в киноклубе. Это моя внутренняя самоцензура - как педагога, как религиозного человека… Однако любое произведение искусства, если оно действительно стоящее, всегда человека встряхивает, будоражит и, если угодно, провоцирует - в первую очередь на размышления. И вот в этом смысле - да, наши показы провоцируют у зрителей работу ума и эстетическую рефлексию. Скажем, пару лет назад показывали фильм Ларса фон Триера «Антихрист» - очень сложный, местами жестокий фильм, и обсуждение его тогда длилось больше часа, причём я перед просмотром давал разъяснения по поводу некоторых моментов. Фильм можно назвать шокирующим, но это выдающийся кинотекст, принадлежащий одному из самых талантливых режиссёров современности. Молодёжь относится ко всему этому с интересом, что меня очень радует.

- Много ли людей приходит на показы?

- Количество участников бывает разное, от чего это зависит, сказать сложно. В среднем на просмотре присутствует человек двадцать. Собственно, наш киноклуб и функционирует в достаточно камерном формате. Наибольшее количество публики (около полусотни человек) было на показе фильма Лилианы Кавани «Ночной портье». В основном, наш контингент - это студенты, кроме того, приходят молодые люди, которые вуз уже закончили, где-то работают, бывает и более возрастная публика. Конечно, в клубе есть не то чтобы «костяк», но постоянные зрители, которые регулярно приходят на показы.

Фильмы категории «Z»

- В этом году в Мурманске отменили кинофестиваль «Северное сияние». Слышала, что у нас существуют определённые категории фильмов, участвующих в других фестивалях. Скажите, идёт ли развитие в этом направлении?

- В связи с относительной доступностью видеоаппаратуры сейчас любой человек может снять любительский фильм. И в нашем городе наблюдается весьма активное развитие андеграундного кино: существуют различные творческие группы и сообщества, которые этим занимаются. Я в своё время имел отношение к ряду таких проектов в рамках студии ZPK-films, снявшей четыре фильма, три из которых были участниками известного питерского фестиваля независимого кино «Дебоширфильм / Чистые грёзы».

В настоящий момент я отошёл от дел, но по-прежнему оказываю творческую поддержку всем желающим. У нас есть молодые люди, которые делают кино, невзирая ни на отсутствие дорогой аппаратуры, ни на свой дилетантизм. Это такое кустарное кино, оно не имеет никакого отношения к профессиональному кинематографу - абсолютные любители, категория «Z». Но оно тоже имеет право на существование. Во всём мире люди снимают, вооружившись какой-нибудь плохонькой камерой, собрав своих друзей-энтузиастов. В ноябре прошлого года французский режиссёр-документалист Стефан Каррель приезжал в Мурманск и снимал здесь одну из частей своего фильма «Les toiles des Russie». В его объектив попала одна из таких любительских студий, так что можно считать, что мурманский киноандеграунд уже получил международную известность!

- Как вы считаете, должно ли искусство быть ограничено чем-то?

- Я всегда считал, что художественное высказывание не может быть никем и ничем ограничено. Автор сам для себя решает: необходимо ставить какие-то рамки или нет. И если он хочет что-то сказать, пусть говорит, а дальше уже дело тех, кто слушает, как они к этому будут относиться.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах