Примерное время чтения: 7 минут
99

«Камерные» победы. Петрозаводский режиссёр не стал бы снимать сериалы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. "АиФ - Карелия" 19/09/2012
Фото: АИФ

Иван КУЛЬНЕВ занимается редким для нашего города делом. Он - режиссёр игрового кино. Его картины, созданные на студии «Карелфильм», в своё время широко обсуждались культурной публикой, в том числе и в Интернете. А прошлой зимой жители карельской столицы могли увидеть его картину «Человек из банки» в широком прокате, в одном из кинотеатров. Что заставляет Ивана заниматься столь непростым видом искусства, и чего нам ждать от него в ближайшее время?

Творческий товаровед

- Расскажи, когда ты пришёл к мысли о том, что в таком не кинематографическом городе, как Петрозаводск, тоже можно снимать игровые фильмы?

- В конце 1990-х, когда мне исполнилось 16 лет, родители подарили мне серьёзный подарок - любительскую видеокамеру. И наша безумно большая компания с радостью стала снимать «мегафильмы» про себя. Всем казалось: вот он, смысл жизни, найден. Мы смотрели на себя в кадре, показывали знакомым… Снимали-снимали-снимали, а потом друзья потихоньку отошли от этого, а я продолжил.

- Сейчас все повально увлекаются фотографией, и я знаю, многие из тех, кто снимает видео, «вырастают» из фото. Почему видеокамера зацепила тебя сразу?

- Потому что фотокадр - это момент: событие, эмоция. Когда смотришь на фотографию, сам придумываешь, что было до неё, что будет после. А кино - это движущаяся картинка, которая сама рассказывает историю, с её помощью можно доносить до аудитории собственные мысли. Кинематограф - одно из самых любопытных искусств, и прикоснуться к нему хотя бы через любительские записи - это очень интересно.

- И в один прекрасный момент ты созрел для того, чтобы научиться снимать профессионально…

- Мои родители хотели, чтобы я после школы поступил на престижный факультет - стал юристом или экономистом. А я в глубине души хотел другого. Завалил вступительные экзамены на экономический факультет ПетрГУ и поступил в кооперативный техникум на товароведа. У нас есть семейный бизнес, и я немного поработал по специальности, навыки пригодились.

- Потом мы серьёзно поговорили с родителями, и я поступил в Институт экономики и культуры в Москве на актёрско-режиссёрский факультет. Институт оказался не самым лучшим и никак не был связан с кино. Впрочем, режиссёр - это одна из тех профессий, в которой диплом никак не влияет на твоё профессиональное будущее. В Москве я жил в общежитии ВГИКа, все творческие работы снимал с его студентами и потому очень хорошо подковался технически. Многие из моих друзей сейчас работают в сериалах, а один уже вышел на уровень серьёзного кино. Но большинство, к сожалению, растворились в других сферах жизни.

Как сделать кино?

- В октябре твой фильм «Человек из банки» едет на престижный фестиваль…

- Я с коллегами отправляю фильмы на разные фестивали, и вот нас пригласили в Москву на шестой международный фестиваль независимого кино «2morrow/Завтра» в категорию «Офсайд», где будут представлены независимые режиссёры из регионов России. Организаторов очень заинтересовало, как создаётся кино вне системы, вдалеке от столиц.

- И как же оно создаётся? Ведь нет техники, студий, специалистов, трудности с прокатом…

- Именно на эту тему я буду давать на фестивале мастер-класс, выступлю в роли эксперта. На самом деле техника теперь стала доступной, любой может себе позволить снимать: не нужно, например, экономить дорогую киноплёнку. Второе: появилось мощное интернет-сообщество, можно свои фильмы выкладывать в Сеть и получать отзывы, комментарии, критику. В-третьих, нет ограничений в плане свободы слова - снимай, что хочешь, всё зависит от автора. Финансовая составляющая для независимого кино значения не имеет. Сейчас понимаю, что очень важен хороший сценарий. Раньше я не продумывал сценарии по всем законам драматургии, просто снимал, изучал ремесло и не боялся сделать плохо. Опыт - тоже одна из самых важных составляющих хорошего кино, если ты работаешь вне системы.

Ждём «Отпуска в трущобах»

- Какой ты режиссёр?

- Пока об этом говорить рано. Я точно не диктатор, даю определённую свободу творчества актёрам, но в разумных пределах. Много мыслей от разных людей для одного фильма - это не очень хорошо. Сейчас я уже стараюсь работать с профессиональными актёрами из петрозаводских театров. В «Человеке из банки» работал с Алексеем Беловым, Людмилой Зотовой - это высшая актёрская лига нашего города. Я многому с ними научился. К сожалению, в России, в отличие от Голливуда, нет школ киноактёров, а театральные актёры играют в кино как на сцене. Очень хорошая актриса Людмила Зотова на съёмках выдавала такие эмоции, которые в кино не проходят. Кино слишком интимно. Мы видим в кадре глаза, а это начало инстинкта, которое фиксирует камера, но не видит зритель в театре.

- Кого из известных актёров ты считаешь гениальным?

- Очень нравится Владимир Машков - фактурный и харизматичный. Если брать Голливуд - Аль Пачино, Ди Каприо. Их много. Вроде бы человек ничего не делает в кадре, но от него исходит мощнейшая энергетика.

- А, например, Мэрилин Монро ты бы стал снимать?

- Конечно! Она гениальна в своей непосредственности. Образ сексуальной дурочки - это большой труд, ведь в жизни она такой не была.

- Почему сейчас в России почти не снимают хороших фильмов?

- Серьёзная проблема в сценариях, в историях. Во-вторых, в 1990-е годы государство перестало финансировать киноиндустрию. У нас нет, за исключением, пожалуй, ВГИКа, хороших школ, в то время как в Голливуде их сотни. В Америке тоже снимают много плохих фильмов, но в целом картин в сотни раз больше, поэтому больше и хороших. К тому же сейчас в профессии очень много случайных людей.

- Если бы тебя позвали снимать сериалы?..

- Я бы отказался. Потому что вижу, как друзья, работающие в них, сходят с ума. Там нет никакого творчества, нет как такового понятия режиссёра, есть продюсер, а остальное никого не волнует.

- Что из фильмов ты бы посоветовал посмотреть?

- Из последних, наверное, французскую картину «Неприкасаемые» («1+1») с плотным сценарием и мощнейшей актёрской игрой. Фильм «Артист», романтическую комедию французского режиссёра Мишеля Хазанавичуса, снятую в стилистике немого кино. Нравятся фильмы Даррена Аронофски, автора «Реквиема по мечте», «Фонтана», «Чёрного лебедя». Начинаю отсматривать всё больше старых советских фильмов: это такой золотой фонд, такие мастера… Мы ни на кого не равнялись, кино не было похоже ни на что.

- Чего от тебя ждать в ближайшем будущем?

- На студии «Карелфильм» мы пишем сценарий нового полнометражного фильма, романтической комедии с рабочим названием «Отпуск в трущобах». Съёмка планируется на 2013 год. Скоро будет создана отдельная группа, где все смогут наблюдать за процессом создания фильма и внести в него свою помощь. Мы уже заявили о себе, нас услышали, люди понимают, что мы теперь снимаем не любительское видео, а выходим на профуровень, к серьёзным проектам.

Справка «АиФ-Карелия»

Первый короткометражный фильм Кульнева - «Потерянный город». Потом - мистическая короткометражка «Озеро», начаты съёмки фильма в жанре фэнтези. Последний фильм - полнометражная романтическая комедия «Человек из банки», которую снимали почти 2 года.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах