Примерное время чтения: 6 минут
182

Елена Новицкая: «Классикой никого не удивишь»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ на Мурмане" 02/11/2010

О том, почему играть нужно с душой и куда делся интерес к классической музыке, корреспондент «АиФ на Мурмане» пообщался с Еленой Новицкой, победительницей множества музыкальных конкурсов и бывшим педагогом.

Главное - душа

Елена Новицкая родилась в семье музыкантов. Отец девочки был преподавателем класса гитары, мама - известной вокалисткой. Поэтому маленькой Леночке путь в музыкальную школу был предрешен - крошку и так с детства растили для сцены. Сейчас Елена признаётся, что она не обижается на родителей. Оказалось, что музыка - истинное призвание женщины. А вот в детстве ей было нелегко.

- Во времена моего детства было очень модно заниматься танцами. Все мои подружки бегали на занятия в кружок, а я была прикована к фортепиано. Я ненавидела его! Мне казалось, что если бы не эта чёрная коробка, то моя жизнь была бы намного веселее, - рассказывает пианистка.

Но чем дальше оставался переходный возраст, тем больше Елене нравилось заниматься музыкой. Девушка стала участвовать во всевозможных конкурсах и выигрывать. К тому же жюри всегда отмечали, что молодая пианистка в произведения вкладывает душу, а не просто технически исполняет репертуар.

- Меня часто спрашивают мои подопечные: что нужно для того, чтобы хорошо отыграть? Техники одной мало - нужно чувствовать произведение, - объясняет бывший учитель. - Ведь та же соната или прелюдия - это как рассказ, только без слов. И пианист работает вместо оратора. Где нужно - делает паузы или наоборот повышает интонацию. Главное тут - чувствовать и слышать. Понимать, что хотел сказать композитор.

Высшее искусство для пианиста - умение подобрать мелодию или сымпровизировать. Если ты выступаешь на сцене и вдруг от волнения забываешь текст, не нужно останавливаться. Человек с музыкальным слухом всегда чувствует тональность, но сыграть в рамках этой тональности, довести произведение до конца сможет не каждый.

Однажды на международном конкурсе пианистов им. Шопена с Еленой случилась как раз такая неприятность - на середине пьесы девушка забыла текст. Пришлось придумывать музыкальное произведение на ходу, несмотря на потные ладони и страх провалиться. В тот раз она первое место не заняла, зато приз зрительских симпатий получила.

Капелька таланта и море усидчивости

Закончив Петрозаводскую консерваторию по классу фортепиано, Елена Новицкая стала преподавать в музыкальной школе в Мурманске. Пианистка вспоминает, что по началу энтузиазма было много: все дети казались ей безумно талантливыми. Молодая преподавательница постоянно придумывала для детей новшества, чтобы те быстрее смогли понять азы фортепианного искусства. Так длилось 10 лет.

- Преподаватель фортепиано в музыкальной школе - всё равно что классный руководитель. Мои дети приходили ко мне в возрасте семи лет и заканчивали «музыкалку» только через пять или семь лет. Так что всё их становление проходило на моих глазах. Своих детей у меня ещё в первые годы преподавания было двое, но казалось, что их намного больше, - смеётся преподаватель.

Бывало и так, что дети не выдерживали труда. Ведь играть на фортепиано не так-то просто. Каждый день на протяжении двух часов необходимо оттачивать технику: играть гаммы, этюды, упражнения. И только потом можно переходить на разучивание пьес, что, естественно, должно занимать минимум столько же времени. Некоторые особо сложные места в произведениях нужно повторять десятки раз, чтобы пальцы запомнили, как им двигаться. Не каждый ребёнок обладает такой усидчивостью и любовью к музыке. К тому же если школьные уроки могут проверить родители, то вот уроки в музыкальной школе им проверить часто не под силу, особенно в том случае, если дело происходит уже в старших классах. Ну, как поймут мама или папа, правильным ли пальцем их малыш нажимает на ноту «до» или нет? Это под силу только профессионалу.

Диктат моды

С особенно одарёнными учениками Елена ездила на конкурсы. Чаще всего они были областными, но несколько раз удалось поучаствовать и во всероссийских. Особенно хорошо жюри принимало дуэт фортепиано с домрой. За клавишами сидел один из учеников Елены Дмитрий Никитин. Концертная пара получила несколько первых мест на всероссийских конкурсах по концертмейстерству.

Только через долгое время Елена Новицкая поняла, что классическая музыка сейчас особо не нужна - ею никого не удивишь. В моду входят другие направления. И с каждым годом конкурсов пианистов становится всё меньше и меньше. Да и зарплату учителям музыки с каждым годом урезают. После долгих колебаний женщина решила уйти из музыкальной школы. Не могла смотреть, как жюри презрительно кривится при исполнении Моцарта или Гайдна.

- К сожалению, нужно признать, что классика сейчас не котируется. Ушли те времена, когда оркестры играли Бетховена. Сейчас ему на смену пришли современные композиторы, - утверждает Елена. - Да, когда-нибудь и они станут классикой, но проблема в том, что каноны их игры не подчиняются никаким правилам. Я не говорю, что это плохо. Это нормально - дань времени. Вот только сама в этом процессе участвовать не желаю.

Сейчас Елена сидит дома и занимается карьерой детей. Старший сын играет на гитаре, младший - на домре. Вот в них-то Елена и вкладывает свой нереализованный творческий потенциал. Иногда она репетиторствует, обучает детей, которые хотят научиться играть «для себя», чтобы порадовать родителей на праздниках. При этом бывшая звезда фортепианной сцены считает себя почти счастливой. Женщина радуется успехам детей, ведёт домашнее хозяйство и лишь иногда по вечерам вспоминает свою яркую музыкальную карьеру.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах