Примерное время чтения: 5 минут
37

Максим Колпаков: «В светлое прошлое не зову»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. "АиФ - Псков" 06/10/2010

 Эскапизм в чистом виде (бегство от действительности) или желание постичь нечто сокровенное? Эти и другие вопросы мы адресовали кандидату исторических наук, заведующему кафедрой всеобщей истории и регионоведения Псковского государственного педагогического университета Максиму Юрьевичу Колпакову, который также является одним из руководителей популярнейшего в регионе и за его пределами клуба исторической реконструкции «Усадьба».

Как продекларировано на «усадебном» сайте, участники клуба занимаются реконструкцией материальной и духовной культуры полиэтничного (славянского, скандинавского, финно-угорского) населения Пскова и Псковско-Чудского региона второй половины X - первой половины XI веков: «эпоха викингов» в Северной Европе, период становления государственности на Руси.

Методом погружения

- Максим, темой вашей кандидатской стала средневековая Франция. В сферу ваших научных интересов древняя Русь не входит?

- Мне всегда было интересно средневековье. В любом его проявлении: будь то Франция или древняя Русь. Ещё академик Тарле сказал: «Тот из историков, кто не любит средние века, не имеет сердца». Увлечение же самой реконструкцией даёт возможность наиболее полно погрузиться в эпоху. Такое личное участие в процессе не даёт, если хотите, закостенеть в своих академических изысканиях. Есть и ещё один момент, на который я как историк хотел бы обратить внимание: все эти чисто прикладные знания и навыки позволяют глубже понять ментальность наших далёких предков. Учёный, сидя в своём кабинете, на основании архивных изысканий делает некие теоретические выводы, но при этом повседневная жизнь людей как бы выпадает из зоны его внимания, остаётся за кадром. А этот пласт исследований (т.н. «living history»), как мне кажется, не менее важен, чем, допустим, умение работать с документами.

- С чего началось ваше увлечение исторической реконструкцией?

- Вообще это движение зарождалось в Западной Европе в конце 50-х - начале 60-х годов. Основополагающим тезисом была идея гуманизации истории. Проще говоря, пошёл обратный процесс: наука двинулась навстречу человеку. Изучение стиля жизни, повседневных нужд простого ремесленника или крестьянина помогли не только сделать историю более живой и доступной, но и многое понять в той эпохе. При этом я не считаю, что реконструкция - это удел профессионалов. Среди участников движения есть химики, военные, инженеры и т.п. И каждый из них интересуется тем, что ему ближе. Химики, например, пытаются исследовать особенности тогдашних ремёсел, найти что-то любопытное, но порядком подзабытое. Военные интересуются по своей специальности. Вот, к слову, интересное наблюдение: во время раскопок учёные обратили внимание на то, что более трети воинов, павших на поле битвы, имели ранения ног. Почему? Анализ военных экспертов  показал, что именно эта часть тела была менее всего защищена. Сверху были шлем, кольчуга, грудь воина прикрывал щит, а вот нижнюю часть тела, увы, защитить возможности не было. Каждый в этом увлечении ищет что-то своё.

Каждый спасается как может

- А что ищете вы?

- Мне интересна даже рыбалка. И тут мне, как говорится, леску в руку: сестра жены (тоже историк) писала диссертацию о рыбном промысле в Псковской области. Она мне очень многое рассказала о снастях. Да мы сами пробовали ловить рыбу, как это делали наши предки в IX веке. Вили льняные нити, ковали и крепили крючки, из известняка делали грузила и… клевало! Чтобы окончательно погрузиться в ту реальность, обычно мы зимой устраиваем почти первобытные походы. Пользуемся при этом только теми предметами, которые были в ходу у наших предков.

- Что входит в ваш гардероб в этих походах?

- Амуниция занимает целый шкаф. Три-четыре комплекта штанов: и льняные, и шерстяные. Несколько рубах. Все они не только сшиты в домашних условиях, но и выкрашены с использованием натуральных красителей. У меня несколько пар обуви: и летняя, и зимняя. Как правило, мы изготавливаем её из толстой свиной кожи. В моём гардеробе есть и худ - капюшон с оплечьем (такие обычно носили выходцы из Скандинавии, которые в Х веке тоже жили в Пскове), кафтаны, другая одежда. Не говоря уже об украшениях. Например, есть специальный литой серебряный браслет (почти 300 граммов веса), который тоже был частью одежды мужчины средневековья.И, к слову, такова была цена жизни человека низкого сословья: за его убийство платили всего одну марку, или 300 грамм серебра. Кстати, об украшениях: несколько лет подряд мы пытались овладеть секретом производство стеклянных бусин. И теперь я - не без гордости - могу сказать, что у меня они получились. А первоначальный материал для этого производства - обычный речной песок. Такие украшения очень ценились у наших предков.

- Многие убеждены, что стремление «припасть к корням» - просто бегство от действительности…

- Как говорится, каждый спасается как может. Про себя скажу, что совсем не чужд прелестям цивилизации. Другой разговор, что, например, в «телевизоре» я отдаю предпочтение программам познавательным, а все новости узнаю в Интернете. К тому же есть «социальные сети», где можно не только узнать о последних событиях, но и обсудить их.

- И всё-таки то, чем вы занимаетесь, - это хобби или?..

- Конечно хобби. Если бы я относился к этой деятельности как к какой-то обязаловке, то непременно бросил бы. И никого назад, в наше «светлое прошлое» я не зову.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах