Примерное время чтения: 9 минут
284

«Это космос». Режиссер Александра Ловянникова – об особенностях бэби-театра

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Псков 25/10/2023
Александра Ловянникова - номинант крупнейших театральных премий страны «Золотая маска» и «Прорыв»
Александра Ловянникова - номинант крупнейших театральных премий страны «Золотая маска» и «Прорыв» Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина

Театральные постановки для малышей, которые ставят в Псковском театре драмы, пользуются большим спросом: желающих посетить их всегда больше, чем билетов. Режиссером трех из четырех детских спектаклей, идущих на псковской сцене, является номинант крупнейших театральных премий страны «Золотая маска» и «Прорыв» Александра Ловянникова. Она рассказала «АиФ-Псков» о своем новом спектакле, источниках вдохновения, особенностях маленьких зрителей и издержках работы в разных регионах.    

С расчетом на родителей

- Александра, о чем ваш новый спектакль?

- Он называется «Большое космическое путешествие» и рассказывает историю о маленьком мальчике, который мечтал полететь в космос. Однажды ночью ему это большое космическое путешествие приснилось, он летал по разным планетам, знакомился с инопланетянами. В какой-то момент даже остался без ракеты, но зато нашел друга и целый и невредимый вернулся домой.

ДОСЬЕ
Александр Ловянникова родилась в Москве. В 2012 году закончила первый экспериментальный курс Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича на режиссерском факультете РАТИ (ГИТИС) по специальности «Сценография». В 2013 году училась в магистратуре Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ. Лауреат премии «Текстура-2012: Взгляд СегоДня» за сценографию к спектаклю «Язычники». Номинант театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Эксперимент» и «Драма, работа художника» за спектакль «Камера обскура» (2014 год) и премии «Прорыв». Участник многочисленных театральных фестивалей, режиссерских лабораторий. Резидент театральной лаборатории «Бэби-Лаб» (Москва).

- Как к вам пришла тема космоса?

- Была поставлена задача сделать уже что-то про людей, чтобы детские спектакли не воспринимались, как такой огромный зоопарк. Так и появилась тема космоса. Сначала мы ее утвердили с театром, а дальше уже драматург пустился в свое космическое путешествие.

Спектакль «Большое космическое путешествие» – о маленьком мальчике, который мечтал полететь в космос
Спектакль «Большое космическое путешествие» – о маленьком мальчике, который мечтал полететь в космос Фото: Псковский академический театр драмы имени А.С.Пушкина

- Одно дело работать над постановкой для взрослых, а другое – для зрителей, которым от 2 до 6. В чем принципиальное отличие?

- Это не первая моя постановка в Псковском театре драмы для этого зрителя. В этом же театре идут мои спектакли «Год жирафа» и «Невероятные приключения голубя Петра». Меня позвали именно потому, что зритель хорошо откликнулся на предыдущие истории и хочется продолжить эту тему.

Спектакли сделаны в довольно интересной технике: куклы и живые актеры работают вместе. В ходе постановки мы немножко учим маленького зрителя тому, что можно с игрушкой играть не только так, как он играл, а еще как-то чуть посложнее. Все игрушки для спектаклей сделаны с огромной любовью и теплотой. Их шила мама троих детей и бабушка четверых внуков.

- Бэби-спектакли – они только для детей?

- Так как дети от 2 до 6 лет редко ходят в театр в одиночестве, то, конечно, они и для детей, и для взрослых. Важно, чтобы спектакли нравились взрослым. К нам же часто маленькие зрители приходят по два, по три, по четыре раза. И если взрослому не нравится, ну, представьте, какая это мука снова идти в театр!

- Как режиссер понимает, что маленькому зрителю понравилось?

- Режиссер понимает, если ему не понравилось. Дети чуть менее вежливые зрители, чем взрослые. Если ребенку не нравится, он заплачет, уползет, спросит у мамы, когда все закончится, не пойдет фотографироваться с актерами. А вот если ему очень понравилось, то он подойдет к актерами и спросит, а что еще есть.

Лучшее - детям

- Какие задачи у бэби-театра?

- Бэби-театр, во-первых, показывает способ игры. Ведь обычная подушка может превратиться в планету. У меня есть разные спектакли. В одном, например, мы показываем, что можно сделать с обычным листом бумаги и дети повторяют это дома.

Во-вторых, бэби-театр прививает вкус. Мы же не знаем, что отложится со спектакля у ребенка, но что-то отложится точно. У нас в одном спектакле расческа превращалась в ежика. Ребенок сходил на этот спектакль, а через полгода стал сам из расчески делать ежика. Мама же его была уверена, что он ничего оттуда не запомнил. Может, впоследствии дети вспомнят, что театр – это милое безопасное пространство. Может, запомнят, как свет светил или как музыка играла.

Кстати, именно поэтому у нас и композитор есть. Музыку для спектакля про космос написал Игорь Ушаков. Он сам работает в Большом театре кукол в Санкт-Петербурге, и тоже папа. Важна и анимация, поэтому мы зовем аниматоров, которые участвуют в фестивалях, которые крутые, а не просто абы кто, потом что это же для детей.

- А что с актерами? Если актер хорош на взрослой сцене, значит ли это, что он отлично сыграет в беби-спектакле?

- Для детских спектаклей очень важна искренняя заинтересованность актера в результате. Все мои ребята говорят, что после 40-минутного детского спектакля выходят, как после трехчасового взрослого. Детям надо отдавать очень много энергии, чтобы их внимание удержать.

В спектакле «Большое космическое путешествие» занята лауреат главной театральной премии России «Золотая маска» Дарья Чураева. Она абсолютно отдается репетициям: пробует, уточняет, задает вопросы, предлагает. А еще у нее маленькая дочка Мира и она вкладывается в спектакль, понимая, что однажды и Мира на него придет. Другой актер, Алексей Ухов, никогда в жизни с куклами не работал. Сейчас он учится, это реально сложно. И я понимаю, что на первом спектакле он будет играть с куклой не так, как на десятом, потому что к десятому он уже больше с ней сживется.

- После показов работу над ошибками проводите?

- Проводим. Плюс мы еще снимаем репетиции, чтобы потом дома ребята могли посмотреть и увидеть ошибки. Кроме того, у нас есть тестовые показы для детей сотрудников театра. По итогам этих показов актеры выходят абсолютно мокрые, потому что удержать внимание настоящих маленьких детей – это не то же самое, что удержать внимание взрослого режиссера, сидящего в зале.

- Как вы готовитесь к постановке? Если она про космос, то насколько вы в эту тему погружаетесь?

- Иногда вдохновение обнаруживается в каких-то неожиданных местах. Я, например, очень люблю подкаст Льва Ганкина «Шум и яркость». Он про саундтреки к фильмам. После этого подкаста я начала по-другому относиться к музыке в театре. Мир перевернулся! Это было не специально под какой-то проект, он как-то случайно нашелся. На самом деле я верю в то, что никогда не знаешь, что где пригодится.

Разный театр

- Александра, вы живете в Москве, а спектакли ваши идут и Челябинске, и в Казани, и в Перми, и в Пскове. Как это у вас получается?

- Мне, честно скажу, сложно, потому что, когда ты приезжаешь в театр, у тебя нет ни семьи, ни друзей. За месяц довольно сложно построить какую-то глубокую дружбу. Есть еще определенные бытовые сложности, климатические особенности региона.

- С другой стороны, это развивает гибкость мышления, учит быстро приспосабливаться к любой ситуации...

- Это правда. У любого режиссера, мне кажется, есть такие прекрасные истории, когда тебя селят прямо в театре и утром ты просыпаешься от разговоров уборщиц.

- Судя по тому, что в Пскове вы ставите уже третий спектакль, прием здесь хороший?

- Да. Я очень люблю и театр, и псковских актеров, и Андрея Пронина, и Дмитрия Месхиева, потому что они занимаются театром, они действительно им занимаются, они о нем пекутся, делают фестивали, гастроли, зовут разных режиссеров. Я не знаю, насколько это понимают жители Пскова. Ведь в некоторых городах театра нет вообще или он очень слабый.

- Каким сейчас должен быть театр? Какие должны быть форматы?

- Мне кажется, важно, чтобы театр был разным. Я опираюсь на те спектакли, которые идут у вас. Например, «Соседи». Я обожаю этот спектакль, потому что я как-будто попадаю внутрь советского фильма. Там милая, добрый история, конфликты такие, что ты понимаешь, что все равно они будут вместе, все будет хорошо. А есть спектакль «Гробница малыша Тутанхамона» – яркая анимация, яркая форма, современная пьеса. И понятно, что если человек, которому понравились «Соседи», сходит на «Малыша», он может удивиться, и это правильно.

- Часто в контексте современного театра упоминается мастерская, лаборатория. О чем это вообще? Почему это так модно?

- Лаборатория – это когда ты ставишь спектакль буквально за пять дней, неделю или три дня. Это как повезет и какая лаборатория будет. Чем это интересно? Обычно на лабораторию приезжают четыре режиссера и они делают одновременно спектакли в разных пространствах. Например, у меня в Казани появился спектакль в гардеробе, потому что мне и еще одному режиссеру пространства не хватило. С утра репетировал он, днем я. У нас была разная рассадка зрителей. Спектакль до сих пор идет в гардеробе.

В чем еще прелесть лаборатории? Не все спектакли потом становятся спектаклями. Многие показываются единожды. И получается, что ты видишь какой- то уникальный продукт. Поэтому в театрах, где лаборатория не первая, зрители чуть ли не на люстрах висят: все понимают, что могут и не увидеть этого потом.

- Как сделать так, чтобы вот ту же самую «Метель» не повторить?

- Разные режиссеры видят по-разному. У одного «Метель» будет про любовь, у другого – про судьбу, а у третьего – про его детство в 1993 году. Именно поэтому люди не театральные, когда их зовешь, например, на «Чайку» могут ответить, что они ее уже видели. Не все понимают, что очень важно посмотреть на фамилию режиссера, а не просто купить билет по одному названию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах