Примерное время чтения: 5 минут
485

«Джаз – это адреналин». Игорь Бутман о музыке, импровизации и страхе

Андрей Степанов / АиФ

Игорь Бутман – пожалуй, самый известный и титулованный в России джазмен. В интервью «АиФ-Псков» он рассказал, как рождается импровизация, почему в советское время в джаз «шли от отчаяния» и зачем в его Академии джаза учат «сперва увлечь человека словом, а потом уже музыкой».

Упасть с дивана

- Один известный музыкант сказал: в джазе мне нравится то, что я не представляю, что произойдет дальше. Согласны ли вы с этой формулировкой и за что вы любите джаз? Что в нем вас цепляет?

- Трудно не согласиться. Мы и знаем, и не знаем, что будет, как это будет, как среагирует публика, как среагируют партнеры, музыканты. Мы репетируем, договариваемся о чем-то, но иногда результат бывает лучше, чем, на репетиции. А бывает и хуже. Но не бывает, чтобы все время было гладко. Это может не заметить зритель, но это заметим мы.

ДОСЬЕ
Игорь Бутман родился в Ленинграде 27 октября 1961 года. Советский и российский саксофонист, народный артист РФ, художественный руководитель Московского джазового оркестра под управлением Игоря Бутмана. В 2019 году основал и возглавил единственную в России Академию джаза.

Мы любим джаз за то, что каждый раз это адреналин, волнение: ты должен выдать шедевр на уровне лучших произведений музыкального искусства. Должны быть запоминающиеся мелодии, интересный ритм, интересные пассажи, виртуозность, лирика. И все это не выученно.

Конечно, было бы неплохо взять самый лучший свой концерт, выучить его и уже играть как по написанному. Но тогда это неинтересно, ведь тебе уже ничего не страшно. Поэтому каждый раз интрига, но к которой мы каждый раз готовимся и очень много репетируем, чтобы было интересно не только нам, но и публике.

- А в чем секрет? Вот поймать эту золотую середину: подготовиться, и при этом не упустить момент импровизации?

- Должна прийти какая-то идея. Ее может дать пианист, гитарист, барабанщик, контрабасист. Он берет, и на одной ноте играет, а ты начинаешь вокруг этой ноты что-то делать. Музыканты, с которыми я играю, высочайшего уровня. И все равно я что-то от них требую, каждый раз мы думаем, смотрим, они мне что-то говорят: почему они так сыграли, на что мне обратить внимание. У нас все время постоянный диалог.

- Вы в жизни тоже цените эту непредсказуемость, как в джазе? Или вы больше за ее плавное течение?

- Даже если в жизни плавное течение, всегда может подняться шторм. Поэтому какая бы она ни была размеренная, все равно где-то что-то может произойти. Если человек не готов к этому, то ему будет не очень хорошо. Даже с дивана можно упасть, если ничего не делать.

Объяснить джаз

- Есть мнение, что джаз – это музыка для подготовленной аудитории. Не каждый с первого раза воспримет ее должным образом. А как сделать аудиторию «подготовленной»?

- Знаете, давайте посмотрим на классическую музыку. Неподготовленный человек может, допустим, оценить композиторов двадцатого века? А все ли готовы для Баха или Ференца Листа? Нужно просто любить музыку и понимать, что какая-то сложность – это самое интересное. Ну и надо слушать шедевры, чтобы потом оценить уже весь спектр джаза, чтобы понимать, откуда что пошло, как начиналось. Поэтому да, какая-то подготовка должна быть.

- То есть, наслушанность выработать можно?

- Конечно. Надо просто быть любознательным человеком. Мы же Пушкина тоже сразу не прочитаем. Надо вчитаться, войти в этот ритм. И как только ты вошел, ты уже не можешь остановиться, ты уже читаешь, читаешь, читаешь. И тебе уже стихи кажутся не стихами, а каким-то повествованием без всякой рифмы. Ты просто увлекся сюжетом, увлекся переживаниями героев.

- Каков ваш слушатель?

- Нет типичного портрета. В джаз пришла молодежь, уже начинается серьезное обучение в хороших музыкальных школах: есть джазовые классы. Саксофон набрал большую популярность у детей, которые идут учиться играть на музыкальном инструменте. А это о чем говорит? Что они где-то слышали джаз.

Раньше музыкантов, которые увлекались джазом, было не так много, потому что им было очень трудно найти себе работу. Не было профессиональных джазовых коллективов, ты мог играть джаз, но в любом случае твоя работа была либо в ресторане, где звучит музыка далеко не первого сорта, либо в каких-то оркестрах, не связанных с джазом. Музыканты с отчаяния шли в джаз. А сейчас, если ты хороший профессиональный музыкант, ты можешь выступать, ездить, есть много коллективов.

КСТАТИ
В советское время музыкантов, которые увлекались джазом, было не так много, потому что им было очень трудно найти себе работу: не было профессиональных джазовых коллективов.

- Вы являетесь руководителем Академии джаза. Сейчас у ребят меняется отношение к джазовой музыке, ее восприятие?

- Они сейчас больше творят, пишут, создают свои ансамбли, видят перспективу успешной музыкальной карьеры. И очень много информации можно почерпнуть из интернета: ноты, музыка, видео. Преподают в академии музыканты, которые учились в самых престижных джазовых школах мира. Мы считаем, что музыкант должен уметь рассказать о себе, о своей музыке: увлечь человека сначала словом, а потом уже музыкальным искусством. Объяснить, почему джаз для него лучше, чем все остальное.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах