Вот уже полгода наблюдаю, проходя или проезжая мимо, как археологи ведут работы на улице Поземского, которую сейчас реконструируют. Они же свои раскопки ни осенью, ни зимой не прекращали, благо тепло было! А что нашли? Есть, чем похвастаться?
С октября 2019 года в рамках масштабной реконструкции улицы Леона Поземского на участках нового строительства ведутся археологические исследования. Большая часть раскопов расположена вдоль средневековой трассой улицы Званица. О том, чем интересна эта улица историкам и археологам, и какие новые знания о ней удалось получить ученым, «АиФ-Псков» рассказал начальник отдела полевых исследований и камеральной обработки Археологического центра Псковской области Александр Михайлов.
Чем чинили дороги в средневеком Пскове?
- Чем примечательная с исторической точки зрения улица Леона Поземского?
- Одна из главных магистралей нашего современного города, она была важной трассой и в средневековье. За все время ее существования у нее было несколько названий, и самое раннее название, которое зафиксировали псковские летописи, — улица Званица. Эта улица впервые упоминается в летописях в XV веке. Трасса четко определяется по тем церквям, которые на ней расположены. Это церковь Козьмы и Домиана с Примостья на перекрестке улиц Леона Поземского и Труда, церковь Воскресения со Стадища и церковь Варлаама Хутынского. В связи с последней улица Званица и упоминается. В летописях пишется, что в 1466 году на Званице поставили деревянную церковь Варлаама. В XIX веке эта улица называлась Нарвской, потому что это была главная дорога из Пскова на север, в сторону Ивангорода и Нарвы. А уже в советское время она получила имя первого псковского комсомольца Леона Михайловича Поземского.
- Что из себя представляли средневековые улицы, как они выглядели?
- Для средневековых русских городов очень распространенным являлось деревянное мощение улиц. Технология строительства деревянного замощения такой: по трассе улицы, вдоль нее, укладывались три-четыре параллельных рядов бревен — лаги, на которые поперек крепились деревянные плахи (половина бревна плоской стороной вверх). Плахи укладывались таким образом, что получалось единое деревянное замощение.
- Наверное, строительство таких улиц было долгим и дорогостоящим?
- Учитывая достаточно хорошую обеспеченность материалом (леса было достаточно) и отработанность технологии, таких деревянных замощений встречается очень много. Помимо самих улиц, такие же конструкции имели торговые места — и старый Торг, который находился около кремля, и Новый Торг, который в начале XVI века был перенесен за стену Среднего города. Дворы крупных усадеб имели такое же деревянное замощение. В Пскове деревянные мостовые мы фиксируем с XII века.
Само строительство улиц велось из разных источников финансирования. Это были и городские деньги, и средства людей, дворы которых выходили на мостовые. Их обязанностью было вкладываться в строительство и ремонт расположенного рядом участка улицы.
- Как часто приходилось ремонтировать деревянные улицы?
- Дерево - не самый долговечный материал. В процессе эксплуатации часть деревянных плах приходила в негодность и псковичи занимались, как сейчас модно говорить, ямочным ремонтом. И эти ямы в мостовой заделывались не только известняковым щебнем - зачастую они забивались и костями крупного рогатого скота.
В зависимости от интенсивности формирования культурного слоя вокруг этой улицы приходилось ее замощение перекладывать. Как сейчас один слой асфальта накладывается на другой, примерно так же ремонтировались трассы важнейших средневековых псковских улиц, когда на один ярус мостовой настилался второй, через четверть века — следующий ярус, потом — еще ярус. Так на крупных улицах, которые существовали долгое время, может находиться 6-7 ярусов такого деревянного замощения.
Куда вел подземный ход из Троицкого собора?
- А как выглядела улица Званица?
- Улица Званица не открыла еще всех своих тайн. Но поскольку наши работы продолжаются, мы не теряем надежды с самой улицей более тесно познакомиться. Пока мы знаем только, что в сравнении с современной улицей Леона Поземского, средневековая Званица была вдвое уже.
- То есть это была улица с односторонним движением?
- Светофоров там не было, разделительных полос тоже. Понятно, что центральные улицы шире, чем какие-то второстепенные улочки. Но в целом, улицы были не широки. У каждого времени есть свои потребности. Нашим предкам вполне хватало ширины 4-5 метров.
- Ранее вы говорили, что уличная сеть Запсковья сформировалась во второй половине XVIII века. Причем, строительство улиц Труда и Волкова помогло сохранить непотревоженным культурный слой Пскова. А современное строительство помогает что-то сохранить для будущих поколений?
- Под проезжей частью современных улиц находится большое количество коммуникаций. Мы работаем вдоль улицы Леона Поземского на прокладке различных инженерных сетей. Действительно, очень много потревоженных участков культурного слоя. Но тем ценнее оказываются те небольшие участки, где между двумя траншеями водопровода и теплотрассы сохраняется средневековый слой. Потому что в этой части города Пскова, в районе сквера Парламентаризма, археологических исследований велось не так уж и много.
Еще один из вопросов, на который мы пытаемся ответить, проводя исследования в этой части города — это вопрос о возникновении города именно на этом месте. Пока у нас самые ранние находки относятся к XI веку, элементы городской застройки датируются XII столетием. Вдоль самой улицы Леона Поземского открыто несколько каменных построек XVII-XIX века. От них мало что сохранилось. Но при этом, в ходе археологических исследований четко видно, как появляются у того или иного участка хозяин, строит деревянный дом с каменным подвалом, потом на месте этого дома появляется другое каменное сооружение, и на рубеже XIX-XX веков это все перекрывается большими мощными каменными фундаментами зданий, которые доживают до середины XX столетия.
Во время последней бомбежки в феврале 1944 года большая часть зданий именно в этой части Пскова была разрушена. Но если говорить о том, может ли современная улица сохранить исторические следы, можно вспомнить подвальную постройку XVIII века, о которой много писали в конце прошлого года. Она сохранилась, в том числе, и потому, что начиная с послевоенного времени, была частично закрыта проезжей частью. Другая ее половина оказалась в нынешнем сквере Парламентаризма, и тоже не была разрушена. С XVIII века она достаточно хорошо сохранилась.
Эта интересная находка породила новые псковские легенды о том, что археологи все-таки нашли легендарный тайный ход, который соединял Троицкий собор и Запсковье. Подземных ходов мы не нашли. Это просто подвал, хороший, небольшой по размерам. Но подвал.
- После реконструкции Леона Поземского эта находка будет доступна для псковичей и гостей?
- Эту подвальную каменную часть дома мы зафиксировали всеми возможными способами, самыми современными. Выполнено полное сканирование этой постройки. Есть совершенно точная цифровая модель объекта. Были разные предложения по его дальнейшей судьбе. Но учитывая особенности проекта реконструкции улицы Леона Поземского и того, что сквер Парламентаризма будет находиться в центре кругового перекрестка, почти вплотную к этой постройке проходит один из новых съездов с круга, этот объект законсервирован.
Никаких утрат объект не понес, а если дальше, в ближайшее время или в чуть более отдаленное от нас, возникнет идея ее приспособления, музеефикации, к этому всегда можно будет вернуться. И поскольку работы продолжаются, и по Леона Поземского и по улице Набат, которая тоже в планах, думаю, что мы еще много получим интересной информации об одном из таких значимых районов Пскова, как Запсковье.