В марте псковская группа «Капитан Смоллетт» отметит свой 10-й день рождения. Кто стоял у истоков создания творческого коллектива, что представляет собой нынешний состав псковской фолк-панк-группы и как музыканты отметят свой первый юбилей, рассказали фронтмен группы Александр Григорьев и барабанщик Сергей Семёнов.
Без волынки
- Как возникла идея создать группу?
А. Г.: - Бэкграунд у каждого из участников нормальный. Наверное, просто успели поиграть в разных жанрах. И вот захотелось.
С. С. - У каждого была своя группа, которая что-то играла. Я играл в прекрасной группе «42» инструментальную музыку с прекрасными людьми, но всегда тянуло в панк. А у Саши была группа, которая аккуратненько разваливалась. Но оставался от нее хороший костяк: он и басист. И в один прекрасный момент мне поступил звонок: «Не хочешь попробовать?»
- Вы играете фолк-рок и фолк-панк? Есть ли аналоги в России?
А. Г. - В России есть, в Петербурге есть несколько групп наших друзей. Есть в Белоруссии.
В принципе, можно не привязываться, наверное, что это фолк-панк. Там такая своеобразная мешанина получается из всего, что мы когда-либо делали.
- В вашем творчестве присутствуют кельтские мотивы...
А. Г. - Могло быть и больше подобных мотивов. Но есть сложности в нашем городе с музыкантами, играющими на экзотических инструментах. Вот в чем основная загвоздка. Мы хотели бы привлечь таких музыкантов. Но некого. Либо, если мы сталкивались с какими-то людьми, но не находили общий язык.
- А что это за инструменты?
А. Г. - Например, недурственно было бы волынку запульнуть. Еще трех музыкантов, наверное, можно было взять.
- То есть вы готовы расширяться?
А. Г. - В общем то, не против, если человек будет стоить того.
- Хорошо, а если этот человек - женщина? Говорят, что женщина на борту к беде.
А.Г. - «Беда» - корабль из другого произведения.
С. С. - Мы это тоже проходили. Было интересно. Но не сложилось.
- Какой сейчас состав у группы, какие инструменты? Сколько человек?
А. Г. - Сейчас четверо, как и было раньше. Два гитариста, басист, барабанщик.
- А что, если кому- то из музыкантов пройти курсы повышения квалификации, научиться играть на волынке?
А. Г. - Да, в теории можно, но никто из нас не сталкивался с игрой на духовых инструментах. Здесь же другой поход, другая техника игры.
Нормальная история
- Что важнее - текст или музыка?
С. С. - Мой папа однажды сказал: «Я люблю иностранную музыку, потому что я не понимаю текстов». И на самом деле - это ответ. Мне кажется, что должно быть все - и то, и то. Потому что какая бы ни была красивая музыка, словами ее очень легко испортить. Ну, и наоборот.
- А что пишется сначала - музыка или текст?
А. Г. - По-разному бывает. Тут вот абсолютно нежданно-негаданно, бывает по-всякому.
- Банальный вопрос, но для нас любопытный. Как рождаются произведения искусства? Есть ли у вас какие-нибудь странные необычные истории: шел по улице, читал вывески и сделал текст.
А. Г. - Пару текстов я написал, идя по улице. Нормальная история. Я на диктофон постоянно записываю что-нибудь, если что-то придумывается.
- В общем, не стоит удивляться встречая на улице человека, который на диктофон произносит какие-то фразы в рифму. Это может быть поэт, а может быть, музыкант.
Немножко отойдем от творчества. Ваша группа - это постоянный участник рок-фестивалей, вы часто гастролируете. А насколько обширна ваша карта гастрольная?
А. Г. - Северо-Запад и Беларусь. Чаще всего- Петербург, поскольку он рядом. Мы дружим с музыкантами подобного жанра. В Петербурге есть люди, которые приходят специально на нас уже. То есть нормально сформировавшаяся публика.
Пролетели незаметно
- Вашей группе исполняется в этом году 10 лет. Для псковской рок-сцены - это много?
А. Г. - Не думаю, что много. На самом деле я не успел заметить, как они пролетели. Просто круглая дата. Наверное, пять лет глупо отмечать. А здесь все-таки, 10 лет жизни мы отдали творчеству. Надо как-то это дело подытожить, отметить и дальше идти.
- Может, у вас есть какие-то традиции? Вы куда-то выезжаете группой, семьями?
А. Г. - Пока не обсуждали, если честно. Когда к группе что-то относится, оно должно происходить на сцене.
- А как семья относится к творчеству? Приходят на концерты? Может быть, дети говорят: «Папа, я скоро буду играть на барабанах вместо тебя».
С. С. - У меня в этом плане все сложнее. Дочке нравится, но на концертах она гость редкий, к сожалению. Вот вместо барабанов она выбрала гитару почему-то. Ей 16 лет. И она просто в один прекрасный момент сказала маме, что хочет играть на укулеле для того, чтобы показать папе, что может научиться по урокам из сети это делать. Чем это все закончится, не знаю - я пока в ожидании.
- Саша?
А. Г.: - Я отвечаю обычно одинаково: у них нет выбора.
- Кто знает, может быть, ваши дети потом свою сколотят банду группу и вы будете вместе играть вообще?
А. Г. - Да, пожалуйста. Главное, чтобы не зашло в какие нибудь вредные привычки, которые ассоциируются с рок-музыкантами.
- Вот у нас складывается впечатление по разговору, вы говорите о детях и о семье. Но есть некоторые стереотипы о рокерах...
С. С. - Как в анекдоте: музыкант это, прежде всего, человек тонкой душевной организации и только потом пьяная скотина.
- Вы, наверное, на сцене все рокерское выдаете, а в семье уже не остается запала этого?
А. Г. - Везде все остается. Я живу, наверное, в этом во всем. То есть мне не нужно в какой-то образ входить. Меня все это окружает по жизни. Не нужно притворяться.
Дорогое хобби
- Музыка - это единственное дело, которым вы занимаетесь?
А. Г. - В смысле зарабатываем ли мы музыкой? Нет, не зарабатываем. Скорее, наоборот. Конечно, обидно будет сказать по отношению к нашей музыке, что это очень дорогое хобби. Но и не сказать это тоже нельзя. Потому что профессионально заниматься музыкой - очень дорого. Играть на хороших инструментах - это хороших денег стоит.
- Для многих деньги - это показатель успеха. А что для вас показатель успеха?
А. Г.: - Показатель успеха - это количество зрителей на концертах. И их отдача.
- Есть ли у вас представление о том, кто ваш слушатель?
А. Г.- Очень разноплановая публика: от менеджеров какого-нибудь звена до обычных людей, дворников. Очень разная публика и по возрасту.
Двойной юбилей
- Александр, Сергей, а как в вашей жизни появилась рок-музыка ?
С. С. - Почему-то я до 14 лет слушал исключительно попсу. И в 15 лет мне просто-напросто одна американка дала кассету. Я просто обалдел от темпа. И после этого только панк-рок! Вот реально переключила моментально.
А. Г. - Я застал Цоя живым еще. В плане послушать. Поэтому с пластинки группы «Кино» у двоюродного брата в гостях началось все. Где-то год 1988-89-й примерно. Мне понравился баланс текстов и музыки. И захотелось чего-то попробовать в дальнейшем самому.
- А ваши дети что предпочитают слушать?
С. С: - Вот надо отдать должное: дочь абсолютно всеядна. То есть мы с ней в машине слушаем абсолютно все, что мне интересно - от классики до чего угодно.
А. Г. - Но у меня дочка просто еще маленькая. Ей шесть она. Ну, в общем, «Король и шут» уважает. Несколько песен поет. А так слушает всякую детскую чушь, которая сейчас из интернета льется, про всякие ягоды-малинки.
- А были у вас веселые истории с гастролей или с концертов, например?
С. С.: - Был чудесный балалаечник в группе - Володя. Он играл у нас, и в один прекрасный момент нам надо было играть, слава богу, в Пскове. Мы упаковали весь инструментарий в машину, все приехали уже непосредственно на площадку. Начинаем, раскладываемся и Володя просто говорит: «Ой. Наверное, я балалайку не взял». А это единственный его инструмент.
- У вас есть любимая площадка в нашем городе?
А. Г. - Наверное, «Тир». Так исторически сложилось, потому что все-таки клуб легендарный. Кстати, заодно и 20 лет «Тиру» отметим. Подтянем за уши эту дату.
- Будет двойной праздник. Но вы, наверное, были с самого открытия там. Это исторически была главная рок-площадка в городе или что-то еще было?
А. Г. - Масштабные мероприятия раньше проводились на стадионах, на «Машиностроителе». В «Пароходе», наверное, еще концерты проходили. И были площадки поменьше.
- Наверное, на закрытой площадке и на открытой площадке - это два разных стиля подачи материала?
А. Г.: - Скорее, не подача, а ощущение того, где ты находишься. На огромной сцене по-другому. В общем, круче, конечно, выступать на фестивалях, на больших летних площадках. Клубы - это история такая, несезонная, но это тоже хорошо.