Единственному в Псковской области конезаводу в 2023 году исполнится 100 лет. Но не факт, что предприятие доживет до юбилея: его руководство уже объявило о продаже всего своего поголовья. «АиФ-Псков» выяснил, означает ли это закрытие конезавода, насколько реально возродить былую славу псковских рысаков и как вообще обстоят дела с коневодством в России.
Прекрасное далёко
Псковский конный завод был создан в 1923 году на базе имения графа Строганова «Волышово» в Порховском районе Псковской области. Завод занял комплекс графских конюшен, которым продолжал пользоваться до недавнего времени. В годы войны конную часть и работников эвакуировали в Кировскую область, обратно вернулись только 17 животных. В 1970-х годах на заводе насчитывалось уже более 400 лошадей. Именно в этот период и начался расцвет предприятия, который длился до начала 1990-х.
Своей славой псковский конезавод обязан зоотехнику Анне Куницкой, которая проработала там 30 лет. «Она была уникальный начкон, самородок. Вопреки всем правилам и канонам она начала скрещивать рысаков орловской и американской породы. Первое поколение подобных помесей, как правило, уступает своим чистопородным предкам, но Псковскому конезаводу удалось получить уникальный приплод», – рассказал «АиФ-Псков» Михаил Стародумов, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства».
В конце 1960-х под Порховом получили потомство от американского жеребца Лоу Гановера. Его сын Отелло прославил псковское хозяйство на всю страну. Затем эстафету подхватили Лоск, Ольгин, Бродяга Я: потомки американца стали устанавливать рекорды и завоевывать награды международного уровня. А последним титулованным жеребцом псковского конезавода был рыжий Проказник, завоевавший в 1996 году главную награду страны – Большой Всероссийский приз Дерби в Москве.
Сейчас на конезаводе всё ещё есть потомки чемпионов прошлого века. Но, говорит начальник конной части сельхозпредприятия Людмила Яковлева, они уже не показывают тех результатов, что их предки. «У нас очень хорошие крови, есть достойные потомки, но это уже не то. У меня сегодня в маточном составе нет ни одной испытанной (проверенной на резвость, силу, выносливость – «АиФ-Псков») кобылы», – сетует она.
Раньше псковский конезавод отправлял своих лошадей на самые известные в СССР ипподромы: в том числе в Москву, Таллин и Киев. «Тогда все испытания, всё содержание на ипподроме были за счёт государства. Плюс государство перечисляло нам деньги за то, что наши лошади показывают высокие результаты», – вспоминает Людмила Яковлева. По ее словам, лошадей Псковский конезавод продавал в среднем по 25 тысяч рублей, а автомобиль в это же время стоил порядка 8 тысяч.
«Потом началась перестройка и всё кануло в Лету. За испытания заводы должны были платить сами, начались таможенные препоны и пришлось снимать лошадей с таллинского и киевского ипподромов», – поделилась начкон. Содержать лошадей на Московском ипподроме заводу также оказалось не по карману. До 2003 года жеребцов ещё отправляли в Псков, но потом забрали и оттуда. Сейчас, говорит Людмила Яковлева, за испытание одной лошади на Московском ипподроме придётся платить 40 тысяч рублей в месяц. «Вот и получается, что сотрудничество с ипподромным бизнесом нашему заводу не под силу», – констатировала она.
Навести красоту
Недавно в соцсетях предприятия появилось объявление о продаже всей его конной части, а это 70 голов, а потом – письмо сотрудницы президенту РФ Владимиру Путину с просьбой выкупить завод и сделать его государственным.
Чтобы разобраться в ситуации, в Волышово выезжали специалисты комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области. «Что там увидели? Грязь увидели, бардак увидели! Им сделали замечание и дали две недели на то, чтобы всё исправить, вывезти навоз, который два года не вывозился!» – заявил «АиФ-Псков» председатель комитета Николай Романов.
По его словам, Псковский конный завод не брошен государством, ежегодно он получает субсидию. «Они не работают! Всё есть, корма есть, а навоз не убирается», – возмутился Николай Романов, заметив, что при этом у конезавода полный штат сотрудников. Он также обратил внимание на то, что Псковский конный завод – это сельскохозяйственный производственный кооператив, члены которого вправе на общем собрании принимать любые решения о работе предприятия, в том числе снимать и назначать руководство.
В то же время Людмила Яковлева уверяет, что в целом на предприятии всё в порядке: не вычищена только левада, где гуляют лошади. «Я считаю, что это невозможно убрать, у нас нет такой возможности», – заявила она и добавила, что летом вся подходящая для этих целей техника занята на полевых работах, а когда они заканчиваются, уже не позволяют погодные условия.
По словам Людмилы Яковлевой, конюшни на заводе чистые, денники отбиваются каждый день, лошади – сытые и упитанные. «Они кушают, пьют, отдыхают в денниках. У них всё есть: сено, овёс. Рацион соответствует всем нормам. Они не голодные, не холодные. И я благодарна директору, который всё это тащит на себе столько лет», - говорит начальник конной части завода.
Конец эпохи
Некоторое время назад лошади сменили место жительства: они переехали из графских конюшен в помещения, принадлежащие самому заводу в том же самом Волышово. Это типовые конюшни, построенные в 70-х годах ХХ века. «Дальнейшее содержание в графской конюшне было неприемлемо», – пояснила Людмила Яковлева. Она отметила, что завод занимал их с 1924 года и когда-то чинил то, что было необходимо, своими силами.
В общем-то и сейчас можно было провести ремонт и продолжить использовать помещения в усадьбе. Председатель комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области Вадим Нэдик рассказал «АиФ-Псков», что арендатор памятника имеет право проводить работы, если при этом не производится никаких конструктивных изменений, изменений пространственно-объёмных характеристик.
При этом, конечно, придётся подготовить и согласовать проект ремонта, который потом будет проходить под техническим и авторским надзором. «Да, при проведении ремонтных работ есть некоторые бюрократические моменты, но когда к нам обращаются люди, которые заботятся о памятнике, то мы стараемся как можно быстрее помочь, как можно оперативнее провести все согласования», – заверил Вадим Нэдик.
Он подчеркнул, что, с одной стороны, если бы конюшнями никто не пользовался, то разрушались бы они гораздо быстрее, а с другой - конезавод не проводил работ по их сохранению. «Это классика жанра – вселились в памятник и сидим, а когда он начинает разваливаться, съезжаем. Мы считаем, что у каждого объекта культурного наследия должен быть добросовестный пользователь, который будет поддерживать его в надлежащем состоянии, и работаем в этом направлении», – резюмировал Вадим Нэдик.
Путь выживания
Людмила Яковлева говорит, что практически все российские конезаводы в период перестройки оказались в тяжёлом положении, но у некоторых нашлись спонсоры, некоторые перешли в частные руки, что позволяет предприятиям процветать и сейчас. Когда-то и Псковскому конезаводу помогала Ада Грызлова – супруга тогдашнего спикера Государственной Думы Бориса Грызлова, но это сотрудничество было не долгим. Сейчас предприятию позволяет выживать молочное направление, которым также занимается сельхозкооператив.
По словам Михаила Стародумова, практически все отечественные конезаводы живут за счёт побочной деятельности: молочного животноводства и растениеводства. «Вытягивают свою экономику» за счет лошадей только те предприятия, где получают высококлассных жеребцов, стоимость которых начинается от полумиллиона рублей.
В России, уверяет Михаил Стародумов, хорошие лошади по-прежнему пользуются спросом, однако участие в бегах – дело специфическое и требует высокого уровня селекции. По его словам, на одном из недавних крупных аукционов в Америке, в котором принимали участие и покупатели из России, породистых лошадей продавали за $10-30 тысяч, а на жеребят от некоторых производителей цены превышали и $500 тысяч.
Эксперт уверен, что государство уже не будет целевым образом вкладываться в конезаводы. Однако они и сейчас имеют право на субсидии по программе поддержки племенного животноводства. Такая выплата зависит от численности и качества поголовья племенного состава.
«Другое дело, что потолок этой субсидии, по-моему, 17 тысяч рублей на одну голову. Этих денег фактически хватит только на регистрацию одного жеребёнка», – рассказал старший научный сотрудник Всероссийского НИИ коневодства. Он пояснил, что каждый жеребёнок должен пройти генетическую экспертизу в специализированной лаборатории, чтобы потом получить регистрацию в государственной племенной книге и паспорт лошади.
Михаил Стародумов констатирует, что уровень развития коневодства очень серьёзно зависит от социально-экономического положения государства в целом. И привёл в пример арабские страны и Великобританию, где популярны ипподромы, а шейхи и лорды заинтересованы в разведении лошадей-чемпионов.
Не резвый галоп
Несмотря на все сложности, псковский завод, по данным старшего научного сотрудника НИИ коневодства, пока остаётся одним из самых крупных в России в своей сфере. На сегодняшний день, говорит эксперт, разведением лошадей русской рысистой породы занимаются не более двух десятков племенных заводов, а общая численность маточного состава на всю страну не превышает двух тысяч голов.
«Конечно, искренне жаль предприятие. Были и более тяжёлые времена, в которые они выжили, и надо отдать должное их руководству, их директору, который сколько может, держит завод», – сказал Михаил Стародумов. Он считает, что беда псковского конного завода в том, что он когда-то ушёл с рынка: теперь путь к успеху надо начинать с нуля.
Людмила Яковлева уверена, что вернуть былую славу заводу можно, но для этого необходимо купить парочку жеребцов-производителей с высокими резвостными качествами. Но один такой конь будет стоить не менее 500 тысяч рублей, а таких средств у предприятия нет. Плюс нужно закупить амуницию, возобновить тренинги, заездку.
«Только после этого можно будет говорить с ипподромами, чтобы они посмотрели наших лошадей. И если они будут способны показывать высокие результаты, то к нам потянутся люди и цены на наших животных будут в разы выше», – рассказала она.
Сейчас же в среднем стоимость одной лошади на псковском конезаводе составляет 65 тысяч рублей, в год удаётся продать 15-20 животных. Покупают их в основном жители Ленинградской и Псковской областей. «Их берут для себя, как предмет любования, чтобы иметь возможность сеть, проехать верхом», – пояснила Людмила Яковлева.
Оптом или в розницу
«Как бы это крамольно не звучало, на сегодняшний день нам нужен человек с хорошим кошельком», – констатировала начальник конной части предприятия. Она считает, что если состоится собрание членов кооператива по вопросу продажи конной части, то из 80 человек против будут только десять конюхов, а остальные поддержат это предложение.
«Продажа будет только на наших условиях: человек приобретает все поголовье и становится хозяином конной части. При этом все лошади остаются здесь же, в Волышово. Мы будем заезжать, тренировать молодняк, поставлять его на ипподромы», – пояснила Людмила Яковлева. По её словам, с потенциальным покупателем из Санкт-Петербурга уже ведутся переговоры.
Сумму сделки она оценивает в 40 миллионов рублей. Эти деньги предприятие собирается вложить в обновление собственной материально-технической базы. «Нам надо купить новый молоковоз, сушилку для зерна, какой-нибудь комбайн или трактор. Надо построить новый телятник», – перечислила Людмила Яковлева.
Но Михаил Стародумов считает, что 40 миллионов – это «неадекватная цена». Тем более, что предприятию будет сложно гарантировать новому владельцу лошадей какой-либо конкретный результат от этих вложений.
Если сделка не состоится, речь о закрытии предприятия и ликвидации животных не идёт. Но в такой ситуации завод намерен сократить и поголовье, и штат сотрудников. «Чтобы сохранить статус конного завода, нам достаточно иметь 30 кобыл и трех жеребцов. Так что просто продадим лишних», – заключила начальник конной части.