Дикая охота
Региональная Красная книга, которая была издана в 2014 году, содержит сведения о 64 видах птиц и 15 видах млекопитающих, нуждающихся в охране. Примечательно, что многие из этих животных не так давно считались самыми обычными, и исчезновение им не грозило.
Взять, например, европейскую норку. Ещё в 50-60 годах прошлого столетия эти зверьки встречались во всех пригодных для обитания псковских водоёмах. А сейчас они полностью исчезли на севере и в центре региона, и увидеть их можно – если очень повезёт – лишь на юге области в бассейнах рек Кунья, Ловать и Локня, а также на территории Себежского национального парка и Полистовского заповедника.
По оценке специалистов, сейчас в Псковской области обитает не больше 800 европейских норок. А причинами резкого уменьшения численности этих зверьков, оказавшихся под угрозой исчезновения, они называют загрязнение берегов водоёмов и истребление охотниками, а также жёсткая конкуренция с «наглой эмигранткой» - американской норкой, которую завезли в СССР в 1933 году, и которая на редкость хорошо адаптировалась на новом месте.
Похожая история произошла и с бобром. В прежние времена он во множестве водился на территории всей области. Но последние упоминания об этом животном в псковских письменных источниках относятся к первой половине XVIII века. А к началу двадцатого столетия его здесь полностью истребили.
Восстанавливать популяцию бобра в Псковской области начали лишь в 50-х годах прошлого века. Первых 36 особей, завезённых из Белоруссии и Воронежской области, поселили в Псковском и Гдовском районах, вторую «партию» - ещё 48 бобров-новосёлов - выпустили в Новосокольническом и Великолукском районах.
Зверюшки прижились, и теперь бобра можно встретить даже в черте Пскова, а такие районы, как, например, Гдовский, Плюсский, едва ли не перенаселены представителями этого вида. Что, кстати, уже негативно сказывается на состоянии окружающей среды. Ведь из-за бобров оказались заболочены многие реки, запружены озёра. Из-за того, что они сводят лес, на обрывистых реках осыпаются песчаные берега, а это уже приводит к исчезновению ласточек-береговушек.
«От стихийного бедствия»
А среднерусская белая куропатка, которая вот-вот может исчезнуть как вид? Ещё в 80-е годы прошлого столетия она считалась самой обыкновенной птицей, на неё можно было даже охотиться. Сейчас же эта куропатка встречается настолько редко, что в 2013 году сотрудники Полистовского заповедника предприняли несколько экспедиций вглубь своих болот. Они хотели выяснить – осталась ли на территории заповедника хоть одна такая птица? Сразу скажем, что научные путешествия увенчались успехом – их участникам удалось сфотографировать несколько небольших стаек белых куропаток.
Но не только деятельность человека приводит к уменьшению численности птиц и зверей. Вот, например, что писал в прошлом веке очевидец тех событий:
«От чисто стихийного бедствия - урагана, - который пронесся по нашему краю летом 1920 года, было вырвано с корнем и сломано много редких старинных деревьев и целые рощи. Так, буреломом была почти уничтожена роща из вековых елей бывшего Елизаровского монастыря вместе с колонией серой цапли, которых насчитывалось в роще около 200 гнезд. После урагана осталось лишь несколько десятков. А колония цапель Елизаровской рощи является единственной в своем роде во всем крае и заслуживает в полном смысле этого слова названия «памятника природы нашего».
Впрочем, серые цапли живут на территории Псковской области до сих пор, а их колония в окрестностях Пушкинского музея-заповедника - одна из крупнейших на всем Северо-Западе России. Более того, именно этим довольно редким и очень красивым птицам Михайловское обязано своим первым названием. Дело в том, что в допушкинские времена эта деревня называлась Зуево – от слова «зуя», то есть, «цапля».
По дороге бобра
Чтобы сохранить всё разнообразие местной флоры и фауны, на Псковщине выделили несколько особо охраняемых природных территорий. Это Полистовский заповедник, Себежский национальный парк и Ремдовский заказник (сейчас он находится в ведении Себежского нацпарка).
«Особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки) созданы для изучения особенностей жизни животных в естественной среде их обитания, закрытой для хозяйственной деятельности человека. В случае, если численность представителей того или иного вида опасно сокращается, специалисты не ограничиваются наблюдением за животными, а разрабатывают комплекс мер по восстановлению популяции редкого вида, - рассказала Елена Чиркова, пресс-секретарь Полистовского заповедника. - Например, кулик большой веретенник, занесённый в Красную книгу Псковской области, вместе с десятками видов околоводных птиц находит безопасное место для жизни и выведения потомства на топких берегах речек и болотах нашего заповедника. Другой обитатель Полистовья с непростой судьбой — обыкновенный, или речной бобр. К началу 20-го века этот зверь практически исчез с территории страны. В советские времена восстановлением его поголовья занимались специалисты нескольких заповедников; на прежние места обитания было расселено более 15 тысяч зверьков, выведенных на охраняемых территориях. Сейчас это широко распространённый вид, создающий своей деятельностью в руслах ручьёв и речек особенный «бобровый ландшафт». Этому животному даже посвящён один из экскурсионных маршрутов нашего заповедника, он так и называется - «Дорогою бобра».