Псковскому клубу туристов в этом году исполняется 60 лет: солидный возраст для некоммерческой организации. Подарком к юбилею стал впервые выигранный президентский грант. На что пойдут его средства, почему в туризм сегодня все чаще приходят взрослые и состоявшиеся люди, как псковские туристы попадают в Непал и многом другом, «АиФ-Псков» рассказала куратор Школы туризма при Псковском клубе туристов Арина Румянцева.
На голом энтузиазме
- Арина, а раньше в грантовых конкурсах не доводилось участвовать или просто попытки были неудачные?
- Раньше и подавать не пробовали. Ресурсов не хватало, ведь чтобы написать грант, надо потратить время и силы. И опять же, когда ты этого никогда не делал, очень страшно: кажется, что там все сложно. Но все-таки мы пришли к тому, что надо пытаться, иначе нам совсем трудно проводить Школу туризма.
- Псковский клуб туристов никакой финансовой поддержки не имеет?
- Нет. Он живет на чистом энтузиазме людей, которые занимаются любимым делом. У нас некоммерческая организация. Все имеющееся у нас снаряжение - это либо наследство советских времен, либо собственное имущество самих туристов.
- Деньги гранта пойдут на снаряжение?
- Основу гранта составляют средства на закупку базового комплекта снаряжения для обучения. Оно стоит достаточно больших денег. Когда мы его для себя покупаем, то и отвечаем за него сами. Сам порвал - сам виноват. Давать свое дорогостоящее снаряжение человеку, не имеющему опыта и не знающему, как с этим обходиться - большой риск, что ты его или утратишь, или оно будет повреждено. И это проблема.
Для организации каждой тренировки я, к примеру, обхожу своих друзей-туристов и прошу воспользоваться их снаряжением. На одну тренировку я набираю снаряжения на 300-400 тысяч рублей под свою ответственность. Морально это не комфортно. Если сейчас все сложится и мы сможем купить базовый комплект, то проблема будет решена.
- Что входит в базовый комплект?
- Для занятий по водному туризму мы взяли две байдарки со спасательными жилетами, веслами, и 7 комплектов снаряжения для занятия альпинизмом и скалолазанием. Это веревки, карабины, каски - все то, во что мы минимально должны человека экипировать для того, чтобы он мог заниматься.
Изначально хотели приобрести 10 комплектов, но когда запросили информацию от ведущих российских производителей, поняли, что грантовых без малого 500 тысяч рублей нам не хватает. Снаряжение сильно подорожало за последнее время.
Выпасть из реальности
- Вы упомянули Школу туризма, расскажите о ней. Чем и как она живет?
- Школа живет на энтузиазме и нашем желании развивать туристическую среду. Если раньше у нас были при учебных заведениях и заводах какие-то туристические кружки и секции, то после 90-х годов это начало все сходить на нет. Долго по инерции существовала секция туризма в Псковском университете, бывшем Политехе. Благодаря этому был приток в туризм, а потом мы столкнулись с тем, что новые люди приходить перестали и мы начали вымирать.
Тогда возникла мысль, что нам надо самим осуществлять какую-то деятельность по привлечению молодежи и новых людей в свои ряды. Была задумана Школа туризма. По сути, любой человек может к нам прийти в течение всего года без всякой Школы и начать заниматься, но не каждый человек в силу особенностей характера способен на это, поэтому Школа - это некий способ дать людям эту возможность.
Мы для себя ставим задачи в Школе минимальные: базовый ознакомительный уровень. Хотим, чтобы люди просто узнали, что такое туризм, как это - ходить в походы, что для этого нужно. Попробовали свои силы в разных наших туристских активностях: посидели в байдарке, полазили на скалодроме, попробовали себя в ориентировании, сходили в небольшой однодневный поход. Тем, кто посмелее, предлагаем двухдневный поход с ночевкой. По итогам Школы у человека должно сложится понимание, действительно ли ему это интересно и нужно или он себе что-то другое представлял.
- Но ведь можно просто взять палатку и на выходные в лес поехать. Разве этому надо учиться?
- Есть разница между спортивным туризмом и выездом на природу. Когда ты поехал на берег озера с палаткой - это просто отдых на природе.
- А вы про что?
- Наш туризм называется спортивным, у нас есть спортивная составляющая. Это официальный спорт, у нас и разряды присваиваются, и звания кандидатов в мастера спорта, и мастера спорта, проводятся соревнования по разным дисциплинам. Наша задача - не просто отдохнуть на природе, но и совершить какие-то активные действия.
Отправляясь в поход, ты выпадаешь из своей текущей бытовой жизни со всеми ее проблемами и многозадачностью. В походе человек и физически много работает, потому что достаточно тяжело бывает в горах с рюкзаком куда-то идти, но при этом у него совершенно расслабляется голова. Есть в походе переключение на такой простой жизненный цикл, когда у тебя задачи складываются достаточно простые: проснулся, покушал, дошел до перевала, совершил подъем, спустился, покушал и лег спать. И больше ты ни о чем не думаешь.
- Кто приходит в Школу сегодня? Кому это интересно?
- Статистика сегодняшнего дня довольно интересная. Если раньше в туризм приходили в большей степени студенты, то сейчас молодежи к нам приходит все меньше, а все больше - это взрослые состоявшиеся люди.
- Может, поэтому к вам и не приходит молодежь, что очень дорогое это удовольствие?
- Снаряжение было дорогим всегда, но чем хорош туризм, так это тем, что там нет необходимости иметь все и сразу на старте. Можно формировать базу постепенно. Сразу приходится купить разве что рюкзак да спальный мешок. Все остальное можно набрать постепенно.
Вырастить приемников
- Зачем люди приходят?
- Хотят новых ощущений, каких-то перемен в своей жизни, свежей волны. На протяжении последних семи лет я наблюдаю такую статистику: если раньше 70-80% приходивших была молодежь в возрасте 18-20 лет, то сейчас их всего 50%. Например, в прошлом году из 28 человек, пришедших на первое занятие, моложе 20 лет был один человек, два человека были до 25 лет, а основу составляли люди в возрасте 33-42 года и даже было шесть человек, которым было за 50.
- Что потом с этими людьми происходит? Отучились и пропали?
- Задача, которую мы для себя ставим, чтобы они оставались в туризме, развивались в нем дальше, начинали ходить в походы, изучали наше дело глубже. Но мы прекрасно понимаем, что все 28-30 человек, которые приходят в Школу, не останутся.
Какой-то процент отсеивается сразу. Это, как правило, те люди, которые восприняли для себя это, как приключение, получили эмоции и им больше ничего не нужно. Есть те, которые на протяжение года или двух участвуют в городских мероприятиях, они не увлекаются всерьез туризмом, но приезжают на слеты или участвуют в походах выходного дня, порой посещают тренировки, которые мы проводим.
Ну и всегда есть 3-5 человека, которые прибывают в наши ряды и остаются с нами надолго. Мы статистику не ведем, но если собрать всех-всех, думаю, человек 500 наберется.
- По каким направлениям занятия в Школе проходят?
- У нас в Пскове на сегодняшний день развивается водный туризм, пешеходный туризм, альпинизм и скалолазание. Остальные направления, такие как вело- или спелео-, у нас не активны: нет людей, которые бы их продвигали.
Соответственно, в Школе туризма новичков мы пытаемся познакомить с теми направлениями, которыми сами активно занимаемся. Программа построена таким образом, что теория с практикой тесно переплетается.
- По окончании занятий выдаете какой-то документ?
- Документы гособразца мы не выдаем, мы не имеем лицензии для этого. Выдаем сертификат, но он, скорее, уровня грамоты, не носит никакой юридической силы. В некотором роде - это наше рекомендательное письмо. Если человек в Санкт-Петербурге или Москве придет в Клуб туристов и скажет, что хочет пойти с ними в поход, его спросят про опыт. Этот опыт в туризме подтверждается либо справкой о подтверждении походов (они же являются основанием для присвоения спортивных разрядов), либо сертификатом, который считается аналогом справки о походе первой категории сложности.
Походы и восхождения
- Занятия в Школе идут 3 месяца, чем в остальное время занимается Клуб туристов?
- 3 месяца - это то время, которое мы выделяем для новичков, выключаясь из своих процессов. На протяжении всего остального года мы тренируемся, совершаем свои походы и восхождения. Проводим соревнования: открытие и закрытие туристического сезона, соревнования по спортивному ориентированию на байдарках «Кубок реки Великой», по скалолазанию.
- Часто ходите в походы и берете ли с собой новеньких туристов?
- В этом и состоит наша цель, чтобы они присоединялись. Чем больше людей ходит в походы, тем больше выбор, куда сходить, и тем больше новичков можно брать с собой. Если поход высокой категории, то много новых людей в него мы взять не можем. На четверых опытных туристов идет один неопытный. Чем больше у нас будет становится таких опытных, тем больше мы сможет брать с собой в походы новичков. Большие походы случаются 1-2 раза в год.
- Что значит - большой поход?
- Поход первой категории - это 6 ходовых дней, второй категории - 8 ходовых дней, дальше - 10. На такой категорийный поход надо закладывать недели две. Для большинства людей это отпуск. Зачастую ты можешь истратить только часть отпуска на поход, а вторую половину - на семью.
- А куда сейчас ходят псковские туристы?
- География довольно широкая. Где наши только не были. Правда, последний год все больше ходим по России. Но наше счастье, что страна у нас большая: есть и горы, и море, и лес. Достаточно часто ходим на Кавказ, Крым. По осени наши туристы были в Непале, в прошлом году в Киргизии, несколько лет ходили на Байкал.
- Как это происходит? Кто-то один выступает инициатором и собирает группу?
- Да, человек для себя придумал, куда хочет идти, продумал маршрут. Озвучивает идею всем или конкретным людям, с кем ему комфортно. Есть у нас группа в соцсетях, там иной раз просят информацию опубликовать для всех желающих. Кто видит предложение, соизмеряет его со своими желаниями и возможностями. Если понимает, что ему это подходит, то уже с организатором договаривается. Набирается группа, вместе начинают прорабатывать всю остальную логистику: покупку билетов, раскладку меню питания, подготовку снаряжения, тренировки.
- Я так понимаю, что сейчас все эти походы бывалые туристы проводят бесплатно. А проводить их за плату не думали?
- Мы не хотим превращать свое хобби в работу. Каждый из нас тратит на это ровно столько времени, сколько хочет, может и готов.
- Но это может стать работой?
- Когда оно становится работой, то перестает доставлять столько удовольствия. Все-таки коммерческий туризм - он немного другой. Когда мы идем в поход, у нас каждый отвечает за себя и часть ответственности несет за что-то общее. А когда у тебя коммерческая группа, то ты будучи инструктором отвечаешь за них за всех. Соответственно, ты не можешь в этом процессе расслабиться. Но есть у нас ребята, кто практикует эту историю.
- Чего не хватает Псковскому клубу туристов?
- Сильно мечтаем о ремонте помещения клуба, оно у нас на улице Горького находится. Сами мы к нему привыкли, но видим реакцию людей, которые приходят в Школу туризма: они немного пугаются. Хотя накануне мы делаем санитарный день. Но когда помещение уже больше 20 лет не видело ремонта, то как ни наводи там красоту, особого эффекта не будет.
В идеале мечтается, что когда-нибудь в клубе будут работать люди на ставку и получать зарплату, потому что многое, что можно было сделать, требует большого количества времени, а когда у человека туризм - это хобби, и выделяет он на него свободное время, достаточно трудно организовать какие-то вещи в системе и на высоком уровне. Многое идет так: если у человека есть время и силы, тренировка есть, нет времени - и тренировки нет.