Человек из железа. Десантник, лишившись ноги, ушёл в большой спорт

«Я не был псковичом, но я им стал», – говорит Дмитрий Ющенко © / личный архив

Дмитрий Ющенко – офицер, ветеран боевых действий. Больше 10 лет он прослужил в псковской 76-й дивизии ВДВ, причём не оставил службу даже после тяжёлого ранения: в 2014 году при выполнении боевых задач Дмитрий лишился ноги. Летом 2022 года он всё же ушёл в запас и практически сразу попал в паралимпийскую сборную столицы по велоспорту, а ещё – начал активно заниматься бегом. «АиФ-Псков» он рассказал о том, как смог кардинально изменить свою жизнь.      

   
   

На этом жизнь не заканчивается

- Дмитрий, потеря ноги – это то, к чему невозможно подготовиться заранее. Как вам удалось принять то, что случилось?

- На самом деле, это было очень тяжело, я 3-4 года не мог смириться. Но потом я понял, что надо жить, что уже устал мучить себя. Принял себя и стал двигаться дальше, делать то, что мне больше нравится.

ДОСЬЕ
Дмитрий Ющенко окончил военное училище в Благовещенске в 2010 году. По распределению был направлен в 76-ю Гвардейскую десантно-штурмовую дивизию ВДВ, дислоцированную в Пскове. Летом 2022 года ушёл в запас. В 2023 году вошёл в состав паралимпийской сборной России по велоспорту.

- Где найти мотивацию человеку, с которым только что произошла такая история, где вы её нашли?

- Для меня самым первым мотиватором был один парень, Николай, с которым мы теперь поддерживаем связь. Я увидел его по телевизору – человек прыгает на одной ноге, пошёл, помыл руки. А я не мог даже попу поднять с кровати, мне всё было больно, всё было плохо. Я увидел и подумал: почему он может, а я не могу? Я поднялся, поскакал, и добрался до раковины, помылся. С этого и началось.

Ещё я нашёл мотивацию в спорте. В каждом спортсмене, в каждом любителе спорта. Я увидел, как они любят то, что делают, какие эмоции получают, как человек радуется на финише. Это очень сильно мотивирует. Они преодолели дистанцию, выполнили цель, которая была поставлена, они радуются. А чем я хуже? Человек бежит по лесу, а почему я не могу? Взял и побежал – и классно!

- Наверное, после травмы спорта в вашей жизни долго не было?

   
   

- Почему? Я занимался спортом. Но заниматься спортом и принять себя – это две разные вещи. Я же служил в ВДВ и три раза в год мы подтверждали физическую подготовку. Я готовился к тому, чтобы сдать её на высший бал и я это делал. Причём никаких поблажек у меня не было, я сдавал со всеми те же нормативы, только не выполнял программу прыжков, я был готов, но… В общем, служил как здоровый человек, ничем не отличаясь от других.

Фото: личный архив

- В одном интервью недавно вы рассказывали, что к вам обратилась девушка, которой предстоит ампутация ноги, и после общения с вами ей стало легче это принять. Какие слова вы находите для таких людей?

- На тот момент они нашлись, эти слова, я поддержал этого человека. Она потом присылала смайлики, говорила, что ей стало легче. Значит, у меня получилось немножко подбодрить человека, ей была нужна моя поддержка.

- А у вас был такой человек, который вам сказал правильные слова?

- Когда я был в госпитале, жена, теперь уже бывшая, мне сказала, что жизнь на этом не заканчивается. И этого было достаточно. Тяжелее было себя принимать, ну и военная служба не из лёгких: это же 24 на 7.

- Если была бы возможность отмотать время назад, вы бы выбрали другую профессию?

- Не нужно смотреть назад, нужно смотреть вперёд. Это будет неправильно, если смотреть назад, что было бы там. Надо двигаться. Если тебе направление нравится, двигайся, развивайся.

Я всегда говорю и пишу посты о том, что человек должен поверить в себя, поставить перед собой цель. Разбуди себя и двигайся только вперёд. Не опускай руки. Опустить можно всегда и любому человеку, только потом он скажет: «А зачем я к этому всему шёл, чтобы потом всё бросить?» Мне тоже бывает трудно, я пойду, посижу в каком-нибудь парке, подумаю, проанализирую каждую деталь, потом прихожу с новыми силами и начинаю двигаться.

В заданном направлении

- Бег стал неотъемлемой частью вашей жизни уже после ухода в запас?

- Я получил беговой протез в 2021 году. Тогда я начал ставить перед собой конкретные цели и двигаться к ним. А вот когда уволился, то стал более свободным, смог ездить туда, куда захочу, смог заниматься тем, чем хочу.

Я начал развиваться в беге: ставил перед собой цели и задачи. Я конкретно ставил время, за которое хочу пробежать какую-то дистанцию. Например, хочу пробежать девять километров за 50 минут. Не получилось – пробую снова. На следующих стартах у меня получилось пробежать за 50 минут. Дальше я сказал: побегу полумарафон – и пробежал. Потом поставил цель пробежать полумарафон за два часа и сделал это.

Фото: личный архив

- Следующей целью, вероятно, стал марафон, где дистанция 42 километра?

- Да. Я хотел пробежать, посмотреть, что это такое. И в сентябре я пробежал Московский марафон за 5 часов 55 минут. А в Америке на протезе человек преодолел марафон за 12 часов! Теперь я ставлю себе задачу в следующем году пробежать за 4 часа 30 минут. Я хочу побить свой личный рекорд.

- Вы же были ещё и участником первого Псковского триатлона эти летом...

- Да, я попробовал себя на всех трёх этапах: гонка на велосипеде на шоссе, плавание и 10 километров бег. За три часа я это сделал, преодолел 51 километр.

Участвуя в таких мероприятиях, я продвигаю Псков, приглашаю максимум гостей, многих спортсменов, чтобы они посетили наш город. Даже не для того, чтобы они пробежали наш марафон или поучаствовали в триатлоне, а чтобы посетили Псков и убедились, что это прекрасный город. Я хочу, чтобы у нас туризм развивался, чтобы к нам ехали миллионы. Я не был псковичом, но я им стал. Я влюбился в это город и считаю его своим, не важно, где я родился, важно, где я живу.

- А как вы совмещаете жизнь в Пскове и работу в Москве?

- Живу на два города. Сейчас я нахожусь в Москве, тут тренируюсь, но постоянно приезжаю в Псков.

- Ваш тренер по бегу Александр Кузьмин находится в Пскове. Получается, что занятия идут дистанционно?

- Когда я в Москве, тренировки проходят дистанционно. Александр контролирует, я ему скидываю свои результаты.

- Почему вы решили обратиться к тренеру по бегу?

- Можно было и просто бегать по парку, но получилось так, что меня заметил Александр и предложил тренироваться. Я подумал и согласился. До меня у него в школе людей с ограничениями не было, а тут он, работая со мной, получает колоссальный опыт. Когда к нему придут другие люди с ограничениями, с ними будет уже проще выстраивать тренировки.

- У вас какая-то особая программа?

- Меня Александр тренирует не как человека с ограничениями, а как нормального спортсмена, здорового. Есть отдельные упражнения, которые я не могу сделать, тогда мы их заменяем.  

За медалями

- Вы говорите, что уйдя в запас начали развиваться в беге, но при этом вы в паралимпийской сборной Москвы по велоспорту. Как так получилось?

- Я сказал, что хочу попасть в паралимпийскую сборную, но не думал, что попаду так быстро и в другой вид спорта.

Фото: личный архив

Была зима, а зимой я не могу бегать по улице, для меня это сложно, и я нашёл место, где можно побегать: велотрек, там есть беговая дорожка. И вот однажды ко мне подошёл Алексей Евгеньевич Чуносов, заслуженный тренер России, и сказал: «Я хочу тебя тренировать. Пойдёшь в сборную по велоспорту?» Я согласился. Пока я только три месяца в этом спорте, но уже участвовал в чемпионатах России по велоспорту на шоссе, по велотреку.

Смотрю на здоровых людей, которые носятся по 70 километров в час на треке, и говорю, что тоже буду так носиться. А тренер: «Остановись, надо меньше». А я говорю, что надо больше!

- Вам удаётся тренера убедить в том, что вы можете больше?

- Он старается меня сберечь, но потом сдаётся и немного закрывает глаза. А бывает, что я выжимаюсь, а он говорит: «Давай, ещё надо, плохо, давай ещё раз». Всякое бывает.

- Есть ли планы освоить ещё какие-то виды спорта на профессиональном уровне?

- Нет, я остановился на велоспорте. Анализировал все свои задачи и я понял, что хочу на пьедестал и хочу зарабатывать золотые медали. Когда откроют для нас мировые соревнования, хочу поехать на Чемпионат мира.

- Почему вы решили развиваться именно в велоспорте, а не в беге?

- Потому что на протезе соревноваться со здоровым человеком и взять первое место невозможно. Я не могу развить высокую скорость и держать её 40 километров. Я устану, разломаюсь. Если меня поставят с такими же людьми с протезами, ещё можно потягаться.

- А таких соревнований нет?

- В атлетике есть, но я уже в сборной по велоспорту и сейчас уйти к другому тренеру было бы не правильно. Да и велосипед мне понравился!

- А в обычной жизни вы ездите на велосипеде?

- Нет. Велосипеды на базе стоят. А я живу рядышком: проехал на машине 500 метров – и на тренировке.

- Есть какие-то уже планы в велоспорте на следующий сезон?

- По поводу соревнований у нас всё контролирует спорткомитет, всё идёт через тренеров. Будет заезд – мы поехали. Вот на ближайшее время была информация, что нужно сдавать нормативы на разряды, на звание мастеров спорта, кандидатов в мастера. Это необходимо, чтобы дальше двигаться в велоспорте. Будем готовиться, плотно работать, чтобы выйти и сдать на норматив.

Спецсредства

- Для того, чтобы сесть на велосипед, вам потребовался какой-то специальный протез?

- Мне ребята помогли и сделали ортез. Без него я как бы проваливался, а с ним хоть как-то упираюсь. Мне стало более комфортно ехать, могу уже выжимать чуть больше.

Фото: Наталья Ксенофонтова

- Получается, что вам для каждого вида спорта нужна особая техническая составляющая?

- Ну конечно. Человек же на двух ногах выполняет практически все действия, а человеку, который без конечности, тоже нужен какой-то упор.  

- Вы необходимые вещи покупаете за свой счёт или помогает государство, может быть, благотворители?

- Я стою на учёте в фонде социальной защиты. Есть индивидуальная программа реабилитации, где указано, что мне положено. Но это всё, конечно, долго и сложно. Когда мне был необходим протез для ходьбы, меня всё завтраками кормили. А я не могу ждать – я хочу ходить! Пришлось обратиться напрямую к [губернатору Псковской области] Михаилу Юрьевичу Ведерникову и он мне написал, что вопрос будет решён. Через пару дней мне столько звонков стало поступать! И всё, тендер запустили и купили протез. Я же прошу то, что мне положено, я же не прошу дать мне миллион, потому что я так хочу. Вот сейчас обратился в Фонд социальной защиты в Москве по поводу нового бегового протеза. Пока жду ответа.

- О какой сумме идёт речь?

- Беговой протез почти два миллиона рублей стоит.

- Отечественный или импортный?

- У меня сейчас российского производства протез «Орион-3». Мне комфортно, удобно.

- Может быть, есть какие-то новые разработки, когда вам будет достаточно одного протеза и для спорта, и для ходьбы?

- Нет, у меня третья функция сложности. Когда нет коленного сустава, стопы, нет мышц, то и никакой универсальный протез не подойдёт. Если бы у меня был бы коленный сустав, то и стопа была бы другая: ботинок надел и бегаешь. Вот у Романа Костомарова такая универсальная стопа: он может и бегать, и ходить, и прыгать.

Новая цель

- Вы ещё какими-то видами спорта занимаетесь, кроме велосипедного и бега?

- Ещё плаванье.

- Тоже в соревнованиях участвуете?

- Нет, плаваю чисто для себя, для поддержания здоровья. Бег по большому счёту у меня тоже любительский. Основное же – это велоспорт. Тренер у нас ругается, когда мы убегаем на триатлоны, марафоны. Ему нужен результат в велоспорте.

- А какие-то зимние виды освоили?

- Я на лыжах катаюсь, ещё зимой плаваю: моржую.

- Что для вас важнее – спорт или работа?

- Для меня всё главное: и спорт, и работа. Есть чёткий график: с 10 до 12 тренируюсь, с 12 до 19 работаю, а вечером я побежал. И так каждый день.

- Есть дни, когда вы отдыхаете?

- Когда сил нет, делаю себе выходной, но это бывает очень редко, почти не бывает. Я просто контролирую себя, чтобы не переутомляться. Вот сегодня я покатался, потом поработал, завтра я пойду на силовую, поработаю, а вечером побегаю. Тем более, что сейчас надо готовиться: у меня впереди триатлон в Сочи.

- Как и на псковском триатлоне, вы там будете единственным участником на протезе?

- Нет. Мы туда едем командой. Нас разделили по группам и будет эстафета. В моей группе Ирина Гражданова, заслуженный мастер спорта России и серебряный призёр паралимпийских игр, поплывёт. Сергей Устинов, тоже мастер спорта и чемпион, поедет на велосипеде, а я побегу.

- В этом сезоне ещё какие-то соревнования по бегу у вас будут?

- Если позволит время, то буду завершать сезон Гатчинским полумарафоном. К следующему сезону буду стараться выбить себе новую беговую ногу и уже участвовать в других забегах.

Фото: личный архив

- Не планируете освоить ещё какие-то виды спорта?

- У меня есть желание трейл пробежать: это бег по лесу, по водоёмам, с препятствиями. Хочу на дистанцию «ультра» – это 100 километров. Если у меня всё получится и будет новый беговой протез, то старый я переоборудую для трейла. Сделаю для него колошу с шипами, что-нибудь придумаю.

- Пока вы ещё не пробовали бегать по лесу?

- Я по лесу бегал, где позволяло, но чтобы с препятствиями – нет ещё. Я берегу свой беговой протез, если я сломаю его, как я потом бегать буду? Вот надеюсь получить новый, и тогда будет трейл!