Часто у нас не хватает времени на то, чтобы остановиться и просто посмотреть на звездное небо. А астроном-любитель Петр Митрофанов готов часами снимать астрономические явления и даже мчаться для этого на другой конец страны. Сделанные им фотографии и таймлапсы восхищают. Они разлетаются по социальным сетям, их публикуют СМИ. О том, с чего началось увлечение, в чем особенность и сложность астрономических фото и где можно сделать лучшие кадры, астроном-любитель рассказал «АиФ-Псков».
Все решила карта
— Петр, расскажите о себе, откуда вы родом?
— Я родился в Пскове, но потом мы переехали в Печоры. Здесь я ходил в школу, учился до 9 класса в Печорской гимназии. Тут до сих пор живет моя мама Елена Ивановна Федорова, она преподавала музыку, потом работала в Воскресной школе. А бабушка у меня была заведующей печорским районо. Она всячески способствовала моему всестороннему развитию.
— С чего началось ваше увлечение астрономией?
— За небом я наблюдаю с 6-7 класса школы. А началось всё с того, что 6 марта 1996 года бабушка взяла меня с собой на работу в вечернюю школу. Чтобы чем-то меня занять, мне дали учебник астрономии для 11-го класса. Я почитал, мне стало очень интересно. Вдруг из учебника выпала подвижная карта звёздного неба. Я её рассматривал и решил всё это найти на небе. На это ушёл примерно месяц. Только тогда не было никакой справочной литературы и я просто не знал, какое явление наблюдаю.
А 4 апреля 1996 года мы с дедом на балконе наблюдали частичное лунное затмение. Было видно, как Луна уходит в тень Земли. Это было настолько красиво, что сподвигло меня на дальнейшее занятие астрономией. 12 октября того же года я впервые видел частичное солнечное затмение.
— Это все вы смотрели невооруженным глазом, а когда же появилась техника?
— Луну с кратерами в телескоп я первый раз смотрел в канун 1997 года, 30 декабря. Я учился в Печорской гимназии и попросил телескоп у нашего учителя физики Анатолия Ивановича Матвеева.
В 1997 году мне купили зрительную трубу «Турист», увидел в неё Юпитер со звёздами. С тех пор я стал наблюдать планеты, вёл специальные дневники, журналы наблюдений. А в девятом классе стал смотреть переменные звёзды, составлять кривые блеска — по ним можно было увидеть, как звезда меняет блеск.
Тогда же, в 1997 году, я впервые увидел комету Хейла-Боппа, думаю, её наблюдали и другие, она была крупная и видна невооружённым глазом. Таких ярких комет я больше не видел.
— Как получилось, что школу вы оканчивали уже в Пскове?
— В Пскове преподавали астрономию, поэтому в 10-ом и 11-ом классе я учился в Техническом лицее, там был Иван Иванович Моисеев, который стал моим наставником по астрономии. Он — единственный, кто давал не только теоретические знания, но и занимался практикой. Мы выезжали в экспедиции для наблюдений.
И вот тогда мне пригодились мои наблюдения. Я участвовал в конференциях с работами по переменным звездам, по покрытию звёзд луной.
— Почему астрономия не стала вашей профессией?
— Я хотел учится в Петербурге, но по разным причинам не получилось. Поступил в ПсковГУ, где не было кафедры астрономии, поэтому я выбрал физику и окончил вуз с отличием.
Нашло затмение
— Частичные затмения вы впервые увидели еще в самом начале увлечения астрономией, а видели ли вы полные затмения?
— Полное солнечное затмение наблюдал 29 марта 2006 года. Для этого пришлось ехать в поселок Кировский Астраханской области. Дело в том, что тень от Луны попадает только на маленький участок земли, полоса не более 200 километров, и чтобы увидеть затмение нужно ехать в это место.
— Какая у вас была самая дальняя поездка ради наблюдения?
— 31 января 2018 года я ездил на территорию Хакасии под город Абаза. Там был мороз минус 30. Я в течение четырех часов наблюдал полное лунное затмение. Спасибо местным жителям, которые разрешили мне к розетке подключиться, потому что на таком морозе любые аккумуляторные батареи быстро откажут.
В следующем году собираюсь дальше уехать — на Дальний Восток. 3 марта там можно посмотреть полное лунное затмение, которого у нас видно не будет.
— А что с солнечными затмениями в ближайшее время?
— Полное солнечное затмение с фазой более 80% можно будет наблюдать у нас 12 августа 2026 года около девяти часов вечера. Будет виден серп. А вот полная фаза — это Испания, в России она будет только в труднодоступной местности на полуострове Таймыр.
У меня есть планы в 2027 году поехать смотреть полное солнечное затмение в Египет или Марокко, правда, в августе в Египте плюс 50 градусов, а я очень плохо переношу жару. В России же до 2061 года полного солнечного затмения вообще видно не будет, только в 2030 году кольцеобразное в Воронежской и Ростовской областях.
— Псковская область в целом не лучшее место для наблюдений?
— По количеству ясных ночей у нас не самый благоприятный регион, их всего 50-60 за год. Зимой у нас пасмурная погода, а в мае, июне и июле — слишком светлое небо, не получится ничего снять. Лучшее время по видимости — это весна и осень. Но всё не совсем плохо, много астрономических явлений можно увидеть и в Пскове, и в Печорах.
«Камерные» ночи
— Ваше увлечение переросло в астрофотографию. Как давно вы начали снимать небо?
— Я где-то с 2006 года снимаю на «цифру». С этого момента, наверно, и началось погружение в астрофото. За эти годы я снимал большой спектр объектов. Это и кометы, и Млечный путь, и туманности.
— Съемка много времени занимает?
— Затмения я снимаю от начала и до конца, это несколько часов, кометы — пока видны над горизонтом, а метеорные потоки — всю ночь.
— Судя по фотографиям в сети, в последнее время стало как-то много северных сияний у нас. Так ли это?
— У солнечной активности 11-летний цикл, в этот раз максимум пришёлся на 2024 год. То есть, каждые 11 лет появляется много солнечных пятен, случаются вспышки, происходят магнитные бури, при которых мы видим северное сиянение. Особенно это хорошо наблюдается весной и осенью.
Прошлый максимум солнечной активности был в 2013 году, тогда просто у людей не было такой техники, чтобы снимать. Сейчас больше фото выкладывают, потому что северное сияние можно снять на любой смартфон, но нужно ехать туда, где нет искусственной засветки, нет фонарей. Думаю, что в следующий максимум через 11 лет фотографий будет ещё больше.
— А где вы наблюдали самое красивое северное сияние?
— Особенно мощное, корона прямо в зените, видел в Палкинском районе в ночь на 18 марта 2013 года, и второе — в Изборске в ночь на 11 мая в 2024 году. В это время было очень ясно, но ночь очень короткая. Тогда выпали магнитные бури и доходили до 8, а то и до 9 баллов. Я снимал на Городищенском озере с отражением сияния в воде.
— А есть у вас какая-то любимая точка съемки?
— Мое любимое место у Никольского храма на Трувором городище. Вообще у меня разные места, я люблю фотографировать храмы на фоне астрономических явлений. Снимал в Изборске, в Малах, в Локнянском районе, в Вышгороде в Дедовичском районе, в Гдовском районе, Новоржевском районе несколько храмов снимал, в Новгородскую область ездил.
— На обработку кадров потом много времени уходит?
— Я перешел на таймлапсы в последнее время. Это такое видео из фото. Уходит на обработку от нескольких часов до нескольких дней. Самая долгая работа заняла две недели. В 2023 году я снимал в Тюмени метеорный поток Геминиды. У меня был ролик на 9 часов, нужно было всё отсмотреть, зафиксировать все 500 метеоров, нарезать каждый, чтобы потом наложить их как слои и получить один кадр.
— Не думали организовать выставку своих работ?
— Может быть, когда-то и организую. Пока же мои работы можно будет увидеть в одном фильме. Недавно я познакомился со священником из Пушкинских Гор и мы с ним ездили снимать в Локнянский район. Так вот мои таймлапсы оттуда войдут в фильм о священнике Герасиме Шепелеве, который жил в начале ХХ века.