Работа пушкиногорского экопарка «Зооград», единственного в Псковской области официального зоопарка, с 1 января 2022 года приостановлена Россельхознадзором. С тех пор руководство экопарка уже дважды подавало заявку на получение разрешающей работу лицензии, но тщетно. «АиФ-Псков» узнал, почему «Зооград» не имеет права принимать посетителей и чем может закончится эта история.
Один на всю область
Биологи Андрей и Вероника Голощаповы переехали в Пушкиногорский район Псковской области из Казахстана без малого 25 лет назад. Купив земельный участок, они сперва держали на нем птиц и животных «для души». Потом открыли птичий питомник. А в 2010 году появился экопарк «Зооград» - настоящий минизоопарк, в котором на сегодняшний день насчитывается больше полутора сотен видов обитателей.
«Зооград» постепенно стал популярным местом у псковичей и туристов. А в пользу того, что и животным там хорошо, говорил тот факт, что многие обитатели экопарка активно размножались в неволе.
Эта идиллия завершилась с началом 2022 года, когда вступил в силу федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», согласно которому деятельность зоопарков, зоотеатров, цирков, океанариумов и дельфинариев требует лицензирования. Андрей Голощапов признает: в «Зоограде» дотянули с решением этого вопроса до последнего. До этого, поясняет он, из-за пандемии зоопарк долгое время не работал и было вообще непонятно, как жить дальше и что делать.
Примечательно, что «Зооград» стал единственным предприятием в Псковской области, которое вознамерилось получить лицензию именно как «зоопарк». Другие похожие организации в регионе, которые занимаются содержанием животных и принимают посетителей, продолжили работу, позиционируя себя как «фермы», «зоосады» и «зооприюты».
«Голова квадратная!»
Документы на получение лицензии в Россельхознадзор директор экопарка отправил только в конце декабря 2021 года. И тут началось самое интересное. Во-первых, выяснилось, что чтобы получить лицензию, надо существенно переделать существующие клетки и вольеры. А во-вторых, что как именно это сделать — зачастую непонятно. Причем за разъяснениями владельцев частного зоопарка, по их словам, просто отправляли на сайт Россельхознадзора.
В результате первая проверка ведомства, состоявшаяся в январе, отказала «Зоограду» в выдаче лицензии. Новая была назначена уже на середину мая. К этому моменту в экопарке, казалось бы, устранили недочеты из предъявленного им в начале года списка. Расширили вольеры, построили ветеринарный пункт, кормокухню, помещение для хранения биоотходов.
Но, по словам Андрея Голощапова, внезапно оказалось, что и этого уже недостаточно. И что новая проверка многие пункты трактует совершенно иначе, а формулировки официальных документов весьма расплывчаты.
Например, в отчете чиновников по итогам майской проверки было написано, что купалки для птиц «должны быть больше». Но в документах нет четкого размера для мест купания. Также экопарку указали на то, что у «теплолюбивых птиц» должны быть вольеры, в которых поддерживается постоянный температурно-влажностный режим. Но официального списка этих «теплолюбивых птиц» нет.
Еще представителям Россельхознадзора категорически не понравилось, что стены вольера хищных птиц покрыты экскрементами. Но по словам директора «Зоограда», у этих птиц очень интенсивный обмен веществ, и убирать следы продуктов их жизнедеятельности, которые появляются в течение каждого часа, постоянно не представляется возможным.
Между тем, сетует Андрей Голощапов, теперь экопарку приходится вести специальных 10 журналов: «Мне животными заниматься некогда, голова квадратная!»
«Это называется подлог»
Чиновники с биологом, разумеется, не согласны. Заместитель начальника отдела внутреннего ветеринарного надзора Северо-Западного межрегионального управления Россельхознадзора Дмитрий Ширяев, отвечая на просьбу «АиФ-Псков» прокомментировать расхождения между актом проверки и комментариями Андрея Голощапова, полностью встал на сторону приезжавшего в «Зооград» инспектора.
К примеру, говоря о претензии к качеству уборки вольеров для хищных птиц, он заявил: «Я видел фотоматериалы, которые были приложены к акту оценки. Тот объем экскрементов, который там был, невозможно за час даже при самом сильном желании сделать». И добавил, что именно поэтому необходимо вести журналы уборки и дезинфекции: «Чтобы мы понимали, что уборка в этом вольере происходит раз в день или раз в три дня».
Дмитрий Ширяев согласился, что в положении действительно не прописываются размеры купалки для птиц. Но пояснил, что «требование было выставлено в части вообще наличия места для купания»: «В данном случае в одном вольере находятся гуси и журавль, и одна емкость предполагалась как для поения животных, так и для купания. В этом был вопрос».
Говоря о требованиях к вольеру для «теплолюбивых птиц» представитель ведомства отметил, что несмотря на то, что перечня таких птиц нет, в этом случае проверяющие отталкиваются от ареала обитания: «Если у нее ареал обитания - тропики, то относим ее к категории теплолюбивых».
При этом Дмитрий Ширяев заверил, что все замечания, высказанные проверяющими, можно устранить и они не препятствуют получению лицензии. Отказать в ней, по его словам, могут только с случае грубых нарушений. Например, если в зоопарке нет вольеров и ограждений и создается угроза безопасности посетителей и сотрудников.
Представитель Россельхознадзора также подчеркнул, что не получивший лицензию зоопарк не закрывается: запрет наложен только на ведение им культурно-зрелищной деятельности. По его словам, в случае, если содержать зверей нет средств, «законодателем предусмотрена возможность передать их новому владельцу либо передать животных в приют». Кроме того, добавил Дмитрий Шеряев, руководитель экопарка может сменить вывеску - сделать из зоопарка приют. «Но нужно понимать, что это перестроит деятельность, которой он занимался до этого», - предупредил он.
Однако директор «Зооград» Андрей Голощапов переименовывать зоопарк в приют для животных не намерен. «На юридическом языке это называется подлог», - заявил он «АиФ-Псков», пояснив: «Если вы получаете деньги с людей за вход - вы работаете как зоопарк. В реабилитационных центрах не должно быть посетителей, животные там на передержке».
Биолог продолжает сетовать на расплывчатость формулировок закона и требований Россельхознадзора. «В крайнем случае, будем обращаться в суд», - пообещал Андрей Голощапов.