В копилку ЮНЕСКО. Чтобы привлечь туристов, надо снести очаг культуры?

Дарья Хваткова / АиФ

27-30 июня в Пскове пройдет грандиозное событие – Международные Ганзейские дни, и что символично – в этих же числах комиссия рассмотрит вопрос о включении псковских памятников архитектуры в Список ЮНЕСКО.

   
   

Корреспондент «АиФ-Псков» расспросил искусствоведа-архитектора, руководителя представительства «Российской ассоциации реставраторов» по Псковской области Игоря Лагунина о том, стоит ли надеяться, что решение ЮНЕСКО будет положительным, а также, готов ли наш регион  стать одним из центров мирового туризма.

Мировые жемчужины

Ирина Каплан, PSKOV.AIF: Для включения в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО номинировано 18 памятников Пскова. Что это за объекты?

Фото: АиФ/ Ирина Каплан

- Номинация состоит из трех компонентов - объекты оборонного, религиозного и гражданского зодчества. К последним относятся два памятника - Поганкины и Приказная палаты Псковского кремля. К оборонным относятся Покровская и Гремячая башня с остатками Верхних решеток. К религиозным объектам - 14 храмов, в составе которых несколько соборов. Территориально в номинации исторический центр города и Снетогорский монастырь.

У псковских объектов в Список наследия ЮНЕСКО непростой путь. Работа над нынешней номинацией «Памятники Древнего Пскова» началась с 2015 года. Она опирается на материалы, которые были подготовлены ранее в условиях других требований и даже с другим содержанием. Сначала номинация называлась «Великий Псков» и включала, в том числе Изборск.

Потом Псковский кремль пытались продвинуть в составе серийной номинации «Кремли России», но её не поддержали.  Комитет всемирного наследия принял проект с замечаниями, которые нами были отработаны, но проект не представили вторично.

Нынешняя номинация поддержана на всех уровнях. И мы очень надеемся, что Комитет Юнеско примет положительное решение.

   
   

- Больше 10 лет наш регион пытается попасть в Список ЮНЕСКО. И все мимо. С чем это связано?

- Точнее – более 20. Сами процессы включения достаточно сложные. Представьте себе, каждый год рассматриваются многие страны, которые хотят войти в его состав. Список и так уже достаточно большой. Поэтому и включение в него усложнено и даже сознательно ограничивается, чтобы не отягощать его теми объектами, которые вызывают малейшие сомнения. Представьте, какая ответственность, стоять наряду с такими мировыми жемчужинами как, например, Афинский акрополь в Греции, Версальский дворец во Франции, итальянский город Верона, Национальный парк Гранд-Каньон. А в России это, к примеру,  озеро Байкал, вулканы Камчатки, Московский Кремль и Красная площадь. И тем не менее, и Великий Псков (2002), и Псковский кремль (2012) и новая номинация были признаны и включались последовательно в Список ожидания, как достойные рассмотрения и принятия решений.

Те эксперты, которые у нас были, остались под впечатлением и обещали нам поддержку. И сейчас наступил решительный момент, когда буквально через месяц назначено рассмотрение нашей номинации. Конечно, мы держим кулаки.

Этому предшествовала большая работа, она и сейчас не прекращается и будет продолжаться дальше, независимо от решения комитета. Потому что речь идет о сокровищах Псковской школы зодчества. Мы на 100% уверены, что это вклад в мировую культуру. И весь вопрос в том, как сделать все необходимое, чтобы эти сокровища были достойно сохранены и использованы. А туризм  одно из самых адекватных средств для сохранения памятников. Ведь они должны быть аутентичными, показывать настоящую старину.

Пешеходному мосту быть?

- Вы говорили о том, что Список Всемирного наследия ЮНЕСКО стоит во главе угла мирового туризма. Сейчас вы придерживаетесь такого же мнения? И считаете ли вы, что включение в список наших псковских объектов повлияет на развитие туризма в регионе?

- Я полностью сохраняю свои позиции, потому что знаю, насколько объекты всемирного наследия являются первым списком для любых туристических организаций в разных странах мира. Посетить «самое-самое» - естественное желание любого туриста, который нацелен на культурную программу. Есть еще разные виды туризма – экологический, природный. Но те, кто хотят получить развитие, увидеть необыкновенные достижения человеческой культуры, конечно, стремятся к апробированным объектам, которые приняты международным сообществом и внесены в перечень ЮНЕСКО.

- Туризм – дело хорошее, но готов ли наш Псков предстать во всей красоте? Еще так много недоработок! По вашему мнению, что нужно сделать в первую очередь, чтобы было не стыдно перед гостями?

- Я уже давно выступаю за то, чтобы обеспечить доступ в Кремль со стороны Запсковья. Самый простой и реальный  способ – обеспечить переправу через реку Пскову, потому что именно на Запсковье еще есть площадки для приема потоков, а на площади Ленина все слишком сложно. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы организовать туристические потоки через Псковский кремль. Сейчас образуется возвратное движение, потому что экскурсии должны начинаться на смотровой площадке у Кутней башни, где зарождался Псков, и туристы не получают целостного, эффектного впечатления об этом памятнике исторического наследия и Пскове в целом. Даже я, выступая периодически в роли экскурсовода, понимаю, что пока наши гости дойдут до дальней смотровой площадки, откуда должен начинаться исторический рассказ о княгине Ольге, у наших посетителей уже весь пар выйдет.

Фото: Группа "Псков Великих" в социальной сети "Вконтакте"

Проекты музеефикации Псковского кремля ещё в 50-е годы предусматривали восстановление пешеходной переправы между башнями Нижних решёток, чтобы была возможность прохода по периметру крепостных стен и проходу в Кремль с Запсковья. Ведь туристам надо сперва показывать место слияния рек Великой и Псковы, откуда начинается история Пскова.

В заявке Всемирному банку, которую мне довелось готовить в своё время для программы Всемирного банка, через который финансируется проект «Варлаамовский угол», -  тоже одним из главных пунктов было восстановление Нижних решеток с переходом. Ведь этот инвестор и менеджер заинтересован в приспособлении финансируемых объектов для полноценного использования и  развитии туристических маршрутов, а не просто в восстановлении памятников архитектуры.

Центр мракобесия

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

- И почему проект так и не реализовали, ведь и правда, было бы очень удобно сразу перейти на другую сторону от Кремля на Золотую набережную.

- Есть оппоненты среди защитников памятников, которые категорически воспротивились восстановлению «Нижних решёток» между Высокой и Плоской башнями, якобы этот «новодел» противоречит современным методикам. Это не так, решение об их восстановлении принято в Москве, не нами, а проблема пешеходной переправы через реку Пскову так и осталась нерешённой.

Я надеюсь и свято верю, что этот вопрос рано или поздно решится.

- Было бы хорошо, если еще решили вопрос с бывшим кинотеатром «Октябрь», который загораживает вид на Кремль…

- Это наша давняя проблема. В советское время его построили для того, чтобы скрыть очагом культуры центр мракобесия. И сейчас он как бельмо на глазу. У нас были предложения, как сделать эту территорию красивой и интересной с туристической точки зрения. Дело в том, что холм, на котором стоит «Октябрь» - искусственный, насыпной. И возможно, наоборот углубиться в этом месте и на месте кинотеатра организовать такое пространство, которое бы не отвлекало внимание от Кремля и не закрывало главный памятник Пскова, чтобы сохранить историческую картину.

На этом месте, по моему мнению, должна быть туристическая инфраструктура –информационный центр и сувенирная торговля.

- Кроме Кремля у нас и другие достопримечательности, которые, к сожалению, находятся в плачевном состоянии.

- У нас главная беда – Палаты на Романовой горке и Гремячая гора. Одни из главных туристических объектов находятся в ужасном состоянии. И это большая проблема. Раньше в городе работала такая организация, как Генеральная дирекция «Псковреконструкция», и я был в ее составе. У нас были большие возможности в плане восстановления каких-то значимых объектов, но с развалом СССР, развалилась и организация, и теперь если и проводятся какие-то реконструкторские работы, то точечно, а не масштабно, как это было раньше, когда была большая специальная правительственная программа по Пскову, когда, например, мы готовили Псков в 1100-летию.

Нам необходима организация, которая целенаправленно вела бы работы по определенной концепции, которая включала бы в себя все исторические объекты города. Таким образом, была бы представлена полная картина того, что предстоит еще сделать и какие проблемы нужно решить в первую очередь.

Досье

Игорь Лагунин

Родился в 1946 году. Окончил Государственный академический институт им. И.Е. Репина

Искусствовед-архитектор,  член-корреспондент Академии архитектурного наследия, член Союза архитекторов России, участник и автор проектов, исследований и публикаций по истории псковского зодчества.