Успеть за 12 секунд. Пскович борется с наркотиками с помощью граффити

Рисунки на городских зданиях и учреждениях Иван делает в свободное от основной работы время, своими красками и совершенно безвозмездно © / фото из соцсетей / АиФ

В свое время он принял участие в создании мультфильмов «Иван Царевич и Серый Волк 2» и «Три богатыря: ход конем». А сейчас в перерывах между проектами рисует на улицах граффити поверх рекламы наркотиков. Художник Иван Трахов рассказал «АиФ-Псков», как пришел в профессию, чем занимается в Пскове и о чем мечтает.

   
   

Найти себя 

- Иван, расскажите, как вы стали художником?

- В школе я долго не мог определиться с выбором профессии, хотя уже тогда рисовал, участвовал в КВН. Родные хотели, чтобы я продолжил семейную традицию и стал военным, но состояние здоровья мне это сделать на тот момент не позволяло.

Иван Трахов Фото: АиФ

Я поступил в Псковский политехнический институт на факультет информатики. Но поучившись понял, что это не мое. Поэтому закончил уровень колледжа и уехал почти в тот же день в Санкт-Петербург. Родителям уже звонил из автобуса, объяснял, что хочу найти себя в творческой профессии. 

Подрабатывал, рисовал, а когда узнал, что смогу поступить только на платное отделение, ушел в армию. Когда вернулся - понял, что время на учебу нет, надо как-то себя реализовывать. Однажды увидел объявление о том, что идет набор на курсы художников-аниматоров. Это как раз то, что меня интересовало. Уровня моих рисунков хватило, чтобы меня взяли. 

- Вы рисовать где-то учились?

- Я сам учился. Единственное, когда я подрабатывал в питерском баре, меня познакомили с художником-постановщиком с Ленфильма. Я носил ему на редакцию свои рисунки. А когда собирался поступать, то ходил по паркам и скверам и много рисовал с натуры. 

   
   

- Вы окончили курсы, что было потом?

- Пошел работать в студию «Мельница», которая эти курсы и организовала. Участвовал в двух проектах: «Иван Царевич и Серый Волк 2» и «Три богатыря: ход конем». Занимался анимацией, у меня хорошо получались динамичные сцены. За один рабочий день надо было произвести одну секунду анимации, это норматив. Секунда — это от 12 до 24 картинок в зависимости от того, насколько быстрое действие. 

- Как вы оказались в Пскове? В Петербурге у вас была работа, а в нашем городе, что делать такому специалисту?

- В «Мельнице» я отработал почти два года, а потом у меня появились дети и жизнь в Петербурге с экологической точки зрения меня перестала устраивать, так что я вернулся во Псков. Какое-то время был безработным, даже хотел стать фермером, но мне предложили пойти в рекламное агентство и обучить персонал анимации.

Итогом этой работы стал короткометражный фильм «Скобарь». Я выступил его режиссером, а сценарий мы писали вместе. Следующим проектом была серия роликов «Своё». 

На пополам с компьютером 

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Все тем же, но работаю на фрилансе. Участвую в проектах, которые предлагают разные студии.

- Работаете удаленно?

- Да, работы в «Мельнице» хватило, чтобы заработать себе на технику и работать удаленно, да и мир успел перестроиться. Когда я только начинал, то не очень поощрялась удаленная работа из-за сложности отслеживания уровня анимации и уровня сдаваемых сцен. Ведь аниматор работает непосредственно с режиссером, он - его руки. Идет постоянное взаимодействие. Режиссер решает свою задачу посредством аниматора, который здесь и сейчас может сделать с персонажем любое действие, отыграть любую эмоцию.

За последние пять лет технологии дошли до того, что теперь у нас есть видеочаты, мессенджеры, которые любой вид файла отправят. Обратную связь получаешь довольно быстро, можешь вносить корректировки и правки по тем комментариям, которые приходят от режиссера.

- Вы упомянули, что в свое время удалось купить нужную технику. А что это за техника?

- Компьютер и графический планшет — это минимум. Дальше уже исходишь из скорости работы: производительный компьютер, большой монитор, дополнительный сенсорный монитор.

- Было время, когда вы рисовали на бумаге?

- Да. Был период, когда я рисовал на кальке. Шел в отдельную комнату, снимал материал, возвращался с отснятым покадрово материалом, так и получилось видео. 

- Сейчас благодаря гаджетам процесс упростился?

- И процесс упростился, и комбинированная анимация все более востребована: что-то рисуешь ты, что-то программа. В любом случае делаешь, конечно, руками. Просто появилась возможность делать какие-то заготовки, работать быстрее. Не рисовать постоянно линии, а уже нарисованные передвигать, сжимать, изменять.

- Над проектом для какой студии вы сейчас работаете? 

- Сейчас я работаю над детским образовательным сериалом «Бодо Бородо», это петербургская студия. Сериал юморной и, что не менее важно, полезный, потому что хочется работать над чем-то полезным, нежели развлекательным.

По собственному желанию 

- Как во все это вписываются рисунки, которые вы наносите на стены псковских зданий?

- Я, как правило, сижу и работаю дома, но иногда скучно, хочется чего-то более живого, экспрессивного. Возвращался как-то прошлой зимой домой и в глаза бросилась черная надпись под окном соседки. Я у нее спросил, как она к этому относится. Она сказала, что будет мне благодарна, если я ее закрашу. Я предложил что-нибудь нарисовать на этом месте. Она согласилась.
Рядом стояла рябина и пришла идея изобразить снегирей. После второго рисунка ко мне обратились сотрудники областного Управления по контролю за оборотом наркотиков (УКОН). Сказали, что проводят регулярные рейды и предложили присоединиться. Почему бы и нет. 

- Сколько времени уходит на закрашивание надписи?

- В среднем часа три-четыре, если рисунок большой, то от шести до восьми часов. 

- Откуда берете идеи?

- Прихожу, смотрю, а идеи сами возникают. Часть из них связана с тем, чтобы мне хотелось попробовать в плане стилистики. А порой само место к чему-то располагает. К пример, рябина и снег — снегири, дырка в подвале — выглядывающий кот. 

Фото: АиФ

- Что вам люди говорят о ваших рисунках, есть недовольные? 

- Ни одной претензии не было, а вот поблагодарить часто подходят. Была у меня одна резонансная работа - рисунок на икону похож. Идея пришла спонтанно, но мне кажется абсолютно мирной и интересной. Воплощение захотелось сделать похожим на витраж. Я использовал символику жеста и нимб, которые универсальны и разноконфессиональные.

Фото: АиФ

После нанесения рисунка позвонили из УКОН и попросили сделать так, чтобы не было нимба, потому что схожесть с иконой задевает чувства верующих, еще им не понравилось розовое платье и лицо вызвало много вопросов. Я отказался что-либо менять, так как считаю, что та тонкая идея, которую я ощутил, утратится. Зато люди, под чьим окном рисунок появился, сказали мне, что сами занимаются иконописью и им нравится то, что сделал я. В любом случае, это лучше, чем надпись на стене. 

Преображая мир

- А как ваша работа в Усвятах появилась?

Фото: АиФ

- Мурал к 1000-летию поселка попросила нарисовать концертно-театральная дирекция. Был конкретный эскиз, созданный дизайнером, довольно сложный в нанесении: очень много деталей, цветов и стыков. Пробовал работать фасадной краской, приходилось несколько раз перекрывать слой, не ожидал, что работа окажется такой трудоемкой. Хорошо, что взял с собой помощника. Работали мы там четыре дня.

Фото: АиФ

- Не могу не спросить о чемпионате творческих компетенцией ArtMasters, где вы заняли второе место. Расскажите, как все происходило?

- О чемпионате узнал еще в прошлом году, но из-за участия в фестивале граффити принять участие не смог. В этом году решил поучаствовать.

ИНТЕРЕСНО
В чемпионате творческих компетенцией ArtMasters, которые проходил в 2021 году, Иван Трахов занял второе место в номинации «Художник-аниматор».

Проходил он в несколько этапов. На самом первом надо было сделать видеовизитку и отослать портфолио. Финальным заданием стало создание анимированного эпизода для джем-сейшена на тему «Преображая мир» с заданной музыкальной композицией. 

Длительность каждого эпизода по заданию была ограничена 12 секундами. Были и командные соревнования, которые проходили в том числе и на Тавриде. В команду входил звукорежиссер, композитор, оформитель, веб-дизайнер, копирайтер, сценарист. Все вместе мы писали сценарий, придумывали идею будущего фильма. Наш фильм не вошел в число победителей, но он получился не хуже, чем у тех, кто делает такую продукцию куда дольше. Все участники чемпионата были очень талантливыми и компетентными. 

- Что вы получили за победу?

- Подарочный сертификат в размере 300 000 рублей, который можно использовать для покупки оборудования, обучения или направить на развитие собственных проектов. По технике я вроде как укомплектован, хочу повысить квалификацию. Сейчас думаю - будет это режиссера или 3D-анимация. А вообще, хотелось бы пройдя этот путь создать в Пскове анимационную студию.

ДОСЬЕ
Иван Трахов родился в Пскове. Учился в Псковском государственном университете на факультете информатики, но не окончил его. Свою деятельность как аниматор начинал в студии «Мельница» в Санкт-Петербурге. Сейчас работает на фрилансе.