Как-то шагая по Пскову, я увидела в центре города большую афишу - «Нам 15 лет» - духовой оркестр Псковского детского дома «Геликон», обладатель гран-при III Всесоюзного конкурса детских и юношеских оркестров, лауреат Всероссийских конкурсов «Будущее России» и «Созвездие» и его руководитель, - никогда не унывающий, улыбающийся своей сверкающей улыбкой Александр Петрович Роор.
Юбилейный концерт. Звучало заманчиво. А так как я сама живу в районном центре, поспешила сразу в областную филармонию за билетами. И правильно сделала, в день концерта был аншлаг. Все билеты проданы! И это неудивительно — имя А. Роора для псковичей стало легендой.
Еще будучи руководителем оркестра духовой и эстрадной музыки «Парад» он зарекомендовал себя как блестящий музыкант, способный вести за собой. Уже тогда открылись его незаурядные лидерские качества — собрать коллектив и сплотить его, укомплектовать инструментарий, подобрать репертуар. И это еще не все — я была свидетелем, как уже в те годы Роор работает с детскими коллективами.
Я тогда работала с детским духовым оркестром в районе, все бы ничего, но дисциплина хромала, возраст-то подростковый и потом все мальчишки — сорви-головы. И тут случилось чудо. Чудо превращения. Роору достаточно было только войти в кабинет, дисциплина, которую я добивалась неимоверным трудом, получалась сама собой! Одно присутствие Александра Петровича что-то делало с детьми. Они любовались и смотрели, смотрели, смотрели и слушали, внимая каждому слову на репетиции. От него веяло каким-то магнетизмом, такой, как бы сейчас сказали, мощной мужской харизмой, энергетикой и надежностью, что мои мальчики не могли отвести от него глаз. В том, как они слушали, была преданность, боязнь прослушать, потерять что-то важное. Авторитет не нужно было завоевывать, он появился сам собой через уверенность, компетентность и позитив, с которыми Роор проводил репетицию. Мальчики смотрели и слушали, как завороженные — в этом опять же тайна Роора.
И сейчас, когда я была на юбилейном концерте оркестра Псковского детского дома при показе на большом экране слайдов с детьми — участниками концерта, я обратила внимание, какие у них на фотографиях лица — преображенные, светлые и что поразило — их глаза — они светились каким-то светом — добрым и спасенным. Спасенным от беды. Беды большой, постучавшейся когда-то к каждому из них.
Вы знаете, что такое безотцовщина? Это когда не только другие причисляют тебя к людям второго сорта, но и ты сам считаешь себя таким. Это развивает впоследствии комплекс неполноценности, так мешающий во взрослой жизни. Человек сам чувствует, что он что-то недополучает в этой жизни. Какая-то ее сторона — очень важная, нужная, необходимая, особенно в детстве, проходит мимо, принося с собой одиночество и разочарование. Роор же взрывает своим темпераментом, напором, упрямством все эти комплексы. Давая понять этим детям, что они не одни в этом мире.
«Я просто ненавижу тех взрослых, которые причинили им так много зла и из-за которых они оказались в детском доме» - говорит Роор и этим все сказано. «Ты в ответе за тех, кого приручил» - сказал когда-то Экзюпери в «Маленьком принце», и Роор хорошо это усвоил, он никогда не предаст своих ребят. И ребята это знают и верят ему, это видно на юбилейном концерте, одно только его воспоминание о лагере им.Титова в Печорском районе и показ слайдов и слова: «Мы там немножко хулиганили и решили с вами поделиться своим счастьем». И лица детей, такое подделать нельзя. Не каждому удастся за столь короткий срок, в котором ребенок находится в коллективе, стать для него беспрекословным авторитетом, руководителем, неформальным лидером и одновременно отцом родны, папой, которого беспрекословно слушаются и на которого равняются. Папой... Это вопрос очень глубокий и тонкий.
Эти дети — воспитанники Псковского детского дома видят в Александре Петровиче не только друга, советника, педагога, наставника, дирижера, но и отца, отца, которого, может быть, в жизни кто-то из этих ребят потерял, никогда не видел или видел в таких видах, что лучше не видеть. Он как образ отца, которого в жизни многие из этих детей были лишены. А значит, лишены самого главного в этой жизни, что в этом возрасте может быть — доверия, веры в человечность, надежность, порядочность, доброту. И Роор эту веру восстанавливает в этих детях через музыку, любовь, преданность. У этих детей есть отец. И они знают, кто он и тянутся к нему, как молодые, ростки, поросль, давая такие побеги — результаты, которые удивляют. Многие воспитанники Роора (а их за время существования коллектива было около 100) закончили различные музыкальные учебные заведения.
В этом году один из них будет держать конкурс в консерватории Санкт-Петербурга. А это уже очень серьезное заявление о качестве работы Роора. Воля к победе, вера в успех, трудолюбие, которые прививает Роор своим воспитанникам, дают отличные результаты — дети из его оркестра, привыкшие попросту «пахать»» поступают и в другие «немузыкальные» ВУЗы.
В свое время оркестр Роора поддержал Сергей Шойгу (бывший министр обороны), наведывались в Псков и Павел Астахов и Тимур Кизяков Поездки за рубеж. Гранты. Меценаты. Поддержка администрации города, - это подтверждают выступления на юбилейном концерте Ивана Цецерского и Веры Емельяновой с приветственными адресами и подарками. Все это так. И это очень важно и нужно. Это оценка труда, поддержка и благодарность. Но... главное, мне кажется для Роора — это любовь. Любовь этих мальчиков и девочек — неподдельная, искренняя и ее не заменишь ничем и она выше всего.
Почему дети так тянутся к Роору? Да потому что, они чувствуют в нем родную душу. Он, несмотря на годы, седины, возраст, авторитет, не растерял в себе то, что он называет мальчишеством. Он в душе такой же, как и они — молодой, горячий, ищущий и находящий, волнующийся и неравнодушный и именно благодаря этим качествам, помноженным на талант, трудолюбие, опыт, педагогический дар ему удается быть и ровней и одновременно примером для подражания для этих ребят. А попросту говоря, он их очень любит — в этом и заканчивается тайна его успеха. Знаете, почему у Александра Петровича все получается, за чтобы он ни взялся? Он просто любит то, чем занимается. Нужно просто любить дело, которым занимаешься и людей, которые делают это дело вместе с тобой. Любить музыку, оркестр, детей и дело. «Чудес на свете не бывает, надо работать, пахать и пахать. Тогда и будет чудо» - говорит он. Еще Роор большой эстет, все говорит об этом, исходя из того многообразия жанров репертуара, которые он использует при работе с детьми и в концертах. И в этом тоже тайна успеха Роора.
В юбилейном концерте прозвучали произведения, спектр жанров которых трудно охватить, тут и венская классика и рио-рита и Россини. Я уже не говорю про бисовые произведения Маккартни, Артемьева, Дашкевича, Френкеля. Услышали мы также произведения известного Псковского композитора, дирижера, педагога Н.М. Мишукова в авторском исполнении, спел он его под оркестр неформально, от души. И конечно еще один пласт творчества, жизни, судьбы, воспринимайте, как хотите — это его дочь Анна. Когда-то я считала, что играть на трубе женщине как-то не эстетично, а тем более такой красавице, как Анна. Но мои предрассудки на концерте были развеяны — Анна мастерски справлялась и с трубой и с вокалом.
Также хороша ее воспитанница-ученица по вокалу В.Васильева. Ее чистый детский голос звучал колокольчиком над оркестром. И в конце победное: «Ура!» А я хочу сказать «Ура!» оркестру, детям, которые даже играя по группам, отдельно — трубачи, валторны, тенора, альты, баритоны, тебе продемонстрировали прекрасно звучащий унисон. Я хочу сказать «Ура!» всем инструменталистам за класс и азарт игры. Я хочу сказать «Ура!» танцорам, исполняющим под аккомпанемент «Геликона» свои и па». И конечно наградить горячими аплодисментами и прокричать «Ура!» главному виновнику торжества, праздника, который останется навсегда с тобой Александру Петровичу Роору — великому труженику, рождающему чудо творчества и сотворчества, подвижнику и просветителю, дело которого и является загадкой его успеха, его любви к жизни.
Автор: Нина Кисляк