Учителю истории и обществознания псковского Многопрофильного лицея №4 Илье Казанцеву всего 27 лет, но он уже успел поучаствовать во всероссийском конкурсе «Учитель года» и даже вошел в пятерку сильнейших. В школе преподает 4 года, и за это время он всей душой полюбил свою работу. Молодой учитель рассказал нам, сложно ли ему находить общий язык с детьми, с какими проблемами столкнулся и за что можно полюбить историю.
Эмоциональное опустошение
PSKOV.AIF.RU, Ирина Каплан: Вы с детства хотели стать учителем?
Илья Казанцев: Никогда об этом не мечтал. Я всегда любил спорт, занимался им с большим удовольствием. В семье было много военных, поэтому я всегда хотел стать красивым силовиком в погонах и форме. Но сложилось так, что появилось второе увлечение - история.
У нас было принято читать исторические книги, смотреть хорошее кино, посвященное событиям прошлого. Часто мы разговаривали с родственниками и близкими на исторические темы. Культ истории в моей семье был всегда. Поэтому с 8 класса я решил связать с ней свою жизнь. Но не думал, что это будет связано со школой и преподаванием. Больше планировал уйти в науку, заниматься исследованиями.
Так я поступил на истфак в ПсковГУ. Отучился с большим удовольствием, с огромной теплотой вспоминаю то время. Это лучшие друзья, лучшие воспоминания. Прекрасная полевая практика, экспедиции, замечательные преподаватели.
После института ушел в армию. Но вот я вернулся спустя год, и встал вопрос, где работать. Решил попробовать устроиться в школу. Мне не составило труда найти место, учителя требуются всегда. Так я попал в лицей.
И работа затянула, я подружился с большим количеством детей, и понял, что могу заинтересовать школьников. Некоторые уже поступили на исторический факультет ПсковГУ. Это действительно здорово, что когда-то я принял такое решение.
- Все знают, что работать в школе очень тяжело – стресс, нагрузки, эмоциональное напряжение. Хотелось в какие-то моменты все бросить и уволиться?
- Наверное, такие моменты бывают у любого профессионала. Учителя всегда в какой-то момент переживают кризис. Я тоже столкнулся с определенными трудностями, к которым был не готов. Например, я должен вести 7 уроков. Это много, поверьте. Особенно, если каждое занятие проводить эмоционально, выкладываться на 100%, как на сцене. Это очень трудно. После последнего урока, который заканчивается в 14.30, чувствуешь эмоциональное опустошение. Ты как актер, отыгравший семь спектаклей на сцене, которому потом некоторое время нужно посидеть за кулисами, прийти в себя. Физически ты здоров, но эмоционально опустошен полностью.
Но вечером нельзя отдыхать. Нужно подготовиться к урокам и вновь выйти на сцену, где на тебя смотрит 30 детей. Вот это мне показалось сложным. Очень сложным. Особенно, когда ты только пришел после службы в армии. Оказалось, что здесь все по-другому, это публичная работа. Работа с очень интересной аудиторией, которая смотрит на тебя и внимательно оценивается каждое мгновение.
- Сложно было вначале? Все-таки молодой учитель без опыта…
- Я пришел в школу уже готовым к диалогу, мне было, что сказать ученикам. У меня не было перед ними страха, а это очень важно для молодого учителя. Когда я вошел в класс, было такое чувство, что уже здесь долго работаю. Конечно, много не получалось – не мог правильно формулировать вопросы, контролировать время. То не укладывался в урок, то рано заканчивал. Но это дело опыта, потом сложностей уже не возникало.
Не кричать и не ругаться
- Как находите общий язык с детьми, которым откровенно неинтересен предмет?
- Современного ребенка заинтересовать чем-то по-настоящему очень сложно. Дети уже много видели, путешествовали – были на отдыхе, например, в Египте, Греции. Но историки и обществоведы находятся в приоритетном положении по отношению к другим предметам. Потому что предмет сам по себе очень красивый, романтичный и прекрасный. Математика, русский язык – это фундаментальные предметы. А история овеяна ореолом романтики прошлого.
Если сам учитель с горящими глазами, если он очарован историей, то он может передать эту любовь и детям. Как это сделать?
Во-первых, личным примером. Самому интересоваться, читать, открывать новое, рассказывать что-то интересное помимо основной темы урока. Во-вторых, иметь в запасе современный методический материал. Инструментарий, который позволяет найти подход к личности каждого ученика. Это очень сложно сделать, но к этому нужно стремиться. Есть дети уже мотивированные, которые с удовольствием учатся, а есть те, к которым нужен особый подход. Они не всегда все понимают, часто ленятся. В этом случае нужны индивидуальные задания.
В-третьих, искать интересные нестандартные подходы к истории. Например, не только читать учебник. Хотя мы давно читаем не только учебник, как это было раньше. Даю задание посмотреть фрагмент хорошего художественного фильма. Найти в нем ответы на какие-то исторические вопросы. Посмотреть документальную ленту, почитать мнение двух историков с полярными мнениями и прийти к своим выводам.
Найти такие рычаги, которые заставят человека размышлять по-своему. Главное понимать, что учитель - это не транслятор знания. Ведь источников информации море. Учитель – тот человек, который учит думать, мыслить.
Так как мои ученики уже взрослые, самые старшие - девятиклассники, мне с ними легко находить общий язык.
- Приходилось ли Вам кричать на детей, чтобы успокоить?
- Я ни в коем случае не кричу и не ругаюсь. Повышать голос абсолютно бесполезно. Сделаешь это один раз, и дети поймут, что это твое слабое место. Скорее лучше замолчать, подождать минуту и продолжить разговор.
Ребенок может баловаться, сказать глупость, оскорбить. Такое тоже было. Все это нужно пережить, понимая, что он достоит уважения в любом случае.
«Любите человека»
- Вы уже несколько лет работаете в лицее и уже наверняка можете сказать, какие существуют проблемы в современной системе образования, нужно ли что-то менять?
Первая проблема – это приоритет обучения над воспитанием. Родительская общественность стала меньше уделять внимание воспитанию, утверждая, что этим должна заниматься школа. Произошло непонимание. И дети оказались в ситуации, когда их стали заставлять слишком много учить и слишком мало при этом воспитывать.
А ведь всегда традиционно в дореволюционной и советской школе уделялось огромное внимание воспитанию человека – нравственному облику, ценностным началам. Сейчас учителя совместно с родителями ведут большую работу в этом направлении. Но проблема остается.
Вторая проблема - пресловутый документооборот, обилие бумаг. Но мы сделали большое прорыв – отказались от бумажного журнала, перешли на электронный. Конечно, это сопряжено с рисками. Если будет технический сбой в системе, мы потеряем оценки, но такого еще ни разу не случалось.
Третья проблема, которая очень актуальна, - это проблема личностного и карьерного роста учителя. Когда мы видим какого-то перспективного учителя и желаем ему успешной карьеры, то имеем в виду, что он станет заместителем директора или директором. Хотя логической связи между учителем и заместителем нет. Работать с учениками и управлять школой - это совершенно разные вещи. Каким-то образом происходит трансформация учителя в управленца. Не спорю, что все талантливые преподаватели должны быть управленцами, но где карьерный рост? Сейчас как раз идет создание НСУР – национальной системы учительского роста. Это большая программа, которую постепенно разрабатывают и скоро будут внедрять. Суть можно объяснить на примере учителя истории. Он приходит в школу и получает определенную должность.
Проработав несколько лет, он может стать старшим учителем. Соответственно, это отразится на зарплате. Он так же преподает, при этом получает право помогать своим молодым коллегам, обучать и наставлять их. Появится стимул развиваться, получать новые знания и компетенции. Считаю, что это перспективно.
- Если бы вы могли дать только один совет ученикам, какой бы он был?
- Любите человека. Уважайте человека. Пожалуй, это единственный совет, который бы дал любому. Потому что дальше каждый идет своим путем, у него будет своя профессия, удачи, поражения. Но главное помнить, что личность человека всегда превыше всего, потому что так или иначе жизнь мы проживем с людьми.
Смотрите также:
- Финская фея хочет, чтобы в России не было бедных →
- Как выбрать школу, чтобы учиться с удовольствием →
- Вести активную жизнь можно и с ДЦП →