Там, где место подвигу. Есть такая профессия - людей из беды выручать

из личного архива С.Александрова / АиФ

Редактор «АиФ-Псков» расспросила заместителя начальника аварийно-спасательной службы Псковской области Станислава Алексанрова, каково это - десятилетиями людей из беды выручать, а также о том, к чему никогда нельзя привыкнуть.

   
   

Лариса Малкова, pskov.aif.ru. -  Станислав Юрьевич, вы 20 лет на посту. Получается, привыкаешь к экстриму?

Фото: АиФ

- Человек ко всему привыкает, даже к тому, что на ликвидации последствий ДТП людей приходится из машины вырезать. Только стараешься это не запоминать, мозг словно отключается.

- Но были же выезды, которые и хотелось бы забыть, да не получается?

- Всё, что с детьми связано. На Завеличье пришлось дверь в одну из квартир вскрывать, где мать с девочкой с жизнью покончили. Потом мимо проходил и глаза на тёмных окнах этой квартиры останавливались. Долго её продать не могли. Когда дети погибают, конечно, на психике любого человека сказывается. Дети вообще отдельная история. Бывали с ними и забавные случаи. На Запсковье, где 11-й автобус кольцо делает, строился дом. Время ближе к осени. Помню звонок: ребенок не то тонет, не то застрял. Мы через 15 минут на месте. А парнишка по пояс в грязи, кричит: «Помогите!» Вокруг ребятня, раньше-то любили на стройках играть. Посмотрели и твердо к нему пошли. Куда там! Я в метре от него сам провалился. Мальчишку выдернул – и на «сушу». Там уже скорая ждала.

- А вы?

- Меня за страховочную верёвку вытащили.

   
   

- Любопытно, как вы профессию выбирали?

- По образованию я педагог, химик-биолог, в 1996 году окончил наш пединститут. В двух школах одновременно работал, в городской на Запсковье и районной, Назимовской, тогда очень трудно было с работой, приходилось совмещать. А зарплаты моей хватало как раз на проезд на двух автобусах. Потом знакомые рассказали, что в Пскове создали отряд, а я спортом увлекался. Так стал спасателем. Со временем – универсальным.

Фото: АиФ/ из личного архива С.Александрова

Нас 90 человек на всю область в трех отрядах: Псковском, Гдовском и Великолукском. Работаем по направлениям: сапёры, водолазы, газоспасатели, парамедики. Один человек владеет несколькими специальностями. Есть у нас и парапланеристы. Их привлекаем, когда ищем заблудившихся в лесу людей и для ледовой разведки; конечно же, и когда человек теряется в болотистой местности, его в камышах не видно, то тут как раз параплан в помощь.

- А беспилотники?

- Их пока нет, но есть уже обученные люди.

Фото: АиФ

- Какие выезды самые трудные?

- Это ЧП, где идёт цепная реакция. В Великих Луках пару лет назад был случай, когда рабочие чистили цистерну от нефтепродуктов. Опустили в ёмкость помпу, не соблюдая правил безопасности. Сначала один отравился парами нефтепродуктов, упал, потом второй спустился ему на помощь - и так пять человек друг за другом пострадали. Группу, оснащенную дыхательными аппаратами, подняли по тревоге. Спустились, привязали пострадавших, потом подняли.

- Люди выжили?

- Только трое… Подобное случилось и в Пскове, когда мужчина в подвале гаража что-то красил. Едва не погиб от токсичных запахов, к нему еще жена спустилась на помощь, потом сосед. Тогда всех спасли.

Фото: АиФ/ из личного архива С.Александрова

Диковинный зверь


- Котиков часто с деревьев снимаете?

- Был у нас один дежурный, так он говорил сердобольным гражданам, поднимавшим спасателей по тревоге: «Вы когда-нибудь скелет кота видели на дереве? Животное само слезет». Как-то пришлось выезжать, правда, не на котика, а на куницу на улицу Инженерную. Сидит зверек на дереве на уровне 4-го этажа. Вокруг стая галок и ворон. Внизу куча народа. «Граждане, да разойдитесь, животное само знает, как спускаться!» - «Нет, спасайте нам диковинного зверя!» Пока мы поднялись в квартиру на 4-м этаже, чтобы снять животное оттуда, оно успело уже спуститься и залезть на другое дерево. «Товарищи женщины, идите по домам, куница вас боится!» Отъезжаем. Смотрю в зеркало: три дамы ворон от дерева отгоняют.

У нас работа сезонная. В том смысле, что работаем по направлениям. Если лёд стоит – катера на воздушных подушках, рыбаки, тонущие в озерах перед ледоходом. В прошлом году в Писковичах только одного вытащили, не успели вернуться - там уже второй тонет. Ранняя осень – грибники. Этой осенью люди преклонного возраста всё больше терялись. Летом – купальщики. В этом году, слава богу, лето было нежаркое.

- В вашей профессии как никакой другой сотрудники получают государственные награды. А сами-то спасенные благодарят?

- В апреле 2003 года возле ЖБИ дети переходили реку и попали в промоину. Тогда все оперативно сработали: по мосту проезжали люди, они и позвонили по телефону спасения. Детей вызволили, троих наших ребят наградили медалями «За спасение погибавших». На следующий день к нам в отряд пришла мама девочки: «Вы вытащили мою дочку, у нее сумка была. А там проездной билет!»


- Как в анекдоте, когда после звонка в дверь мальчик-пионер открывает, за дверью женщина: «Скажите, а это вы спасли моего мальчика, который вчера провалился под лед?» - «Да». – «А где же его вязаная шапочка?»

-  Именно так! Потом с того места мы круг оставленный вытаскивали и сумочку с проездным билетом там же нашли. А вообще граждане, конечно, в основном очень благодарны.

… и лабрадор Фёдор


- А что была за история, когда с парома людей эвакуировали?

- Это в Печорском районе случилось, паром шел из Колпина, на нем примерно 20 пассажиров и щенок шарпея. У нас как раз накануне учения прошли по спасению людей, терпящих бедствия на акваториях. Приехали, а там уже на берегу и полиция, и скорая, и администрация района, и места для обогрева людей. Мы надели водолазные костюмы и вышли на косу. Натянули переправу, людей сажали в лодку – и на берег, наши ребята там их встречали. А паром разгрузился и сошел сам с мели.

- Получается, есть, и не редко, место подвигу?

- Получается! Но работа у нас не одиночная, группа трудится: одни обеспечивают, другие вытаскивают. Это как идёт человек в бой с флагом и винтовкой, и вроде герой он. Но винтовка упала, древко сломалось, а ему сзади рука новые подаёт. Так что для кого-то это подвиг, для кого-то просто работа.

- Наградами ваши сотрудники не обижены?

- Людей надо поощрять, по итогам 2017 года к ведомственным наградам МЧС России представлены 66 человек, ценные подарки от администрации региона получат трое. У нас достойная работа, но ребята не только за идею работают, у всех семьи.

- Любопытно, много желающих к вам попасть на работу?

- Есть желающие. Сейчас в псковском отряде 30 человек и один лабрадор-ретривер по кличке Фёдор, его сейчас натаскивают на поиск людей. Чтобы к нам попасть, надо иметь крепкое здоровье и хорошую физподготовку. Приходят ребята, спрашиваем, служил ли в армии. Почему не служил? По состоянию здоровья? Так у нас прежде всего его и надо иметь. Поэтому прошедшие армию в приоритете. И, конечно, надо быть крепким психологически. Все, кто претендует на должность спасателя, проходят тесты. И еще: хоть не бывает людей полувоенных, но у нас жесткая дисциплина. Так что если всё сойдётся, почему бы и нет? Вакансии сейчас имеются.

Досье

Станислав Александров.

Родился в Пскове, в 1973 году. Окончил Псковский педагогический институт. В службе спасения 21 год. 14 лет работал спасателем, затем был начальником псковского отряда. Сейчас занимает должность заместителя начальника аварийно-спасательной службы Псковской области. Женат, воспитывает дочь.