Скорее живы, чем мертвы. Фрески в Мелетово временно реанимировали

Андрей Степанов / АиФ

По признанию самих реставраторов то, что они увидели, когда первый раз приехали работать, повергло их в ужас.

   
   

Ночь в музее

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

Как рассказал художник-реставратор Иван САРАБЬЯНОВ, живопись была настолько в плохом состоянии, что просто кусками отваливалась со стены. Главной задачей специалистов  стало укрепление фресок. Из-за того, что деньги, 4 млн. руб., на остроаварийные работы выделили только в июле, пришлось работать в ускоренном режиме, чтобы успеть до холодов.

Под штукатурку реставраторы заливали специальный раствор, который прихватывался к кладке. Таким образом и сохранялась живопись на стене.

«Когда уже холодно, здесь ничего делать нельзя. Во-первых, раствор жидкий, соответственно, при минусовой температуре он замерзнет и может сделать трещины еще больше. Во-вторых, он будет плохо сохнуть, может появиться плесень, - объяснил Иван Сарабьянов».

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

Главная трудность, с которой столкнулись реставраторы – проблема транспортировки. Дорога в Мелетово занимает 1,5 часа. Езда туда-обратно каждый день отнимала очень много сил и времени. Поэтому иногда ночевали прямо в церкви, в спальных мешках. Потом решили снять домик в деревне Гора-Каменка, что неподалеку от Мелетово, благо у одного из реставраторов была машина. Ведь до деревни тоже еще доехать нужно, идти пешком –больше часа. Потом специалист уехал в командировку, а остальным пришлось пересаживаться на автобус и быть привязанными к неудобному расписанию.

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

Но все же, несмотря на сжатые сроки и все неудобства, реставраторы успели сделать практически все. При этом осталось много кусков, которые еще плохо держаться, но заливать раствором их уже нельзя. Здесь нужны планомерные полноценные работы от начала и до конца.

Без комментариев

«Первое, что нужно сделать прямо сейчас – провести архитектурные, археологические и гидрологические исследования, создать проект, укрепить само здание и только потом начинается наша работа. Грубо говоря, мы просто наводим марафет. Но перед этим необходимо сделать архитектуру, фрески уже в последнюю очередь, потому что церковь разрушается на глазах, - пояснил Иван Сарабьянов. -  Летом ее состояние еще было терпимым, но с каждым нашим приездом мы видели, что трещины становятся все больше. Потом началась осень, дожди и похолодание, и вот уже во время нашего последнего визита мы увидели, что из стены начали вываливаться камни».

   
   
Фото: АиФ/ Андрей Степанов

Самый главный вопрос, который волнует всех – выделит Министерство культуры деньги на реставрацию? Неясно до сих пор. Известно лишь, что ведомство отменило конкурс на реставрацию не только по мелетовской церкви, но еще по 21 культурному объекту на Северо-Западе. Представители ведомства, - а это Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, сами не могут дать точный ответ о причинах такого решения, якобы им приказ пришел без каких-либо объяснений, и пока отмалчиваются. На днях вместе с сотрудниками Псковского государственного музея-заповедника, в чьем ведении находится церковь, они приехали проверить и принять проделанную реставраторами работу. На вопрос о дальнейших планах -  «комментарии не даем».

Музейщики же волнуются больше всех, потому что понимают, что с каждым годом сумма на реставрацию будет расти как снежный ком.

Фото: АиФ/ Андрей Степанов

««Если еще два года назад по предварительным оценкам экспертов требовалось 50 млн рублей на полную реставрацию успенских фресок, то сейчас эта сумма увеличилась в разы, - пояснила старший научный сотрудник Псковского государственного музея-заповедника Ирина МЕЛЬНИКОВА. - Из-за того, что памятник продолжает разрушается, соответственно, и денег с каждым годом будет требоваться все больше. Поэтому, чем быстрее начнутся противоаварийные работы, тем в большей степени удастся сохранить уникальную мелетовскую живопись, и следовательно работы по сохранению ОКН (объекта культурного наследия) обойдутся  дешевле».

Пока же ситуация  плачевная. Сырость, холода и дожди очень быстро разрушают здание, а соответственно, и фрески. Пациента реанимировали, но доживет ли он до реабилитации –  вопрос.

P.S. На момент подготовки материала стало известно, что региональным властям удалось договориться с Министерством культуры о срочной реставрации.