Не по-божески. Пенсионерку из Псковской области церковь выселяет на улицу

Каждый год Валентина Матюнькина получает от президента поздравление с Днем Победы © / Александр Мусенко / АиФ

В деревне Жаборы Порховского района разыгралась настоящая трагедия. Местный храм Покрова Пресвятой Богородицы, который входит в структуру Московского патриархата РПЦ, выселяет из дома труженицу тыла 87-летнюю Валентину Матюнькину, которая прожила там 19 лет. Церковь оформила здание на другого человека, а вещи пенсионерки оказались на улице.

   
   

Благоустроились

Валентина Матюнькина приехала на Псковщину из Воронежской области. До этого она переписывалась со священником из Псковской области – Серафимом Шанько. Именно он предложил ей переехать. Женщина долго не раздумывала – ведь родители у нее давно умерли, а семьей обзавестись не удалось. 

В 1998 году она переехала в деревню Жаборы, где и поселилась в доме, который назывался «флигелем усадьбы Аничковых». Это бесхозное помещение нашел отец Серафим. Вместе с ней в доме стали жить такие же одинокие женщины, которые решили работать в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

В то время отец Серафим разочаровался в Русской Православной Церкви и решил перейти в структуру Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ). Однако, не успев осуществить свой замысел, он скончался.

Тогда жильцы дома, а их к тому моменту насчитывалось шесть человек, проникнувшись идеями отца Серафима, тоже решили перейти в другую структуру. Они разыскали представителя РПЦЗ в Псковской области - священника Софрония, и попросились к нему в приход. Он построил для новых прихожанок небольшой храм в Жаборах, стал их навещать и помогать по хозяйству.

Он вспоминает, что на тот момент в доме не было никаких условий для проживания. Здание представляло собой холодное неотапливаемое кирпичное строение, в котором даже не было печи.

Отец Софроний Фото: АиФ/ Александр Мусенко

«Вместе с отцом Серафимом женщины успели только перестелить крышу, на которой даже березы уже росли, а потом уже мы вместе стали благоустраивать жилище. Я сложил печь, чтобы в доме было тепло, мы перестелили полы, вставили окна, все покрасили и поменяли двери, вырыли колодец. Потому что даже воды было неоткуда набрать. К 2010 году здание превратилось в настоящий жилой дом», - рассказал он.

   
   

Как говорит отец Софроний, уже тогда они вместе с бабушками, которые там проживали, осознавали, что с домом нужно что-то делать, потому что официального собственника у него не было. Они посылали запросы в Министерство культуры, в администрацию Порховского района – но получали официальный ответ, что здание на балансе нигде не числилось.

Не дом, а конюшня

В 2010 году к бабушкам постучались настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы отец Сергий и монахиня Михаила (в миру - Римма Бутакова) и попросили «по-хорошему» отдать ключи. На вопрос, на каком основании, заявили, мол, дом вам не принадлежит. И вообще, это не дом, а бывшая конюшня, которая по документам - собственность храма. В доказательство они предъявили приказ, датированный 1991 годом. В нем Управление сельского хозяйства Порховского Райсполкома «В целях сохранения постройки 19 века в д. Жаборы» безвозмездно передавало конюшню Покровскому собору для «организации благотворительных целей».

По документам дом назвали конюшней и передали храму Фото: АиФ/ Александр Мусенко

К этому приказу возникает много вопросов.

«Во-первых, как дом может быть конюшней, если там не предусмотрены стойла, помещение маленькое, а потолки низкие, в нем бы лошади точно не поместились. Во-вторых, Римма Михайловна ссылалась на то, что эта конюшня переоборудована. Перепланировка якобы была заверена некой Ириной Кондратенко. Но на тот момент в районной Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора, которая подтверждала перепланировку, она не работала», - возмущается отец Софроний

Документ о перепланировке конюшни в дом Фото: АиФ/ Александр Мусенко

Священнослужитель уверен, что документ подделали, так как местные власти уверяли, что строение бесхозное.

Поняв, что «по добру» заполучить дом не получится, отец Сергий от имени храма решил пойти в Арбитражный суд. Там этот приказ признали официальным доказательством для признания права собственности прихода РПЦ. О решении суда пенсионерки и отец Софроний узнали позже  - никто на заседания их не приглашал.

Тогда от имени Богоявленского монастыря РПЦЗ они подали апелляцию в Вологодский арбитражный суд. Тот аннулировал решение Псковского Арбитражного суда, так и не признав ни за кем право собственности.

Ситуация вроде бы «устаканилась». До 2014 года. Когда выяснилось, что приходу Покрова Пресвятой Богородицы РПЦ в порховской Регпалате удалось оформить право собственности на дом. Основанием для этого стали документы о передаче конюшни и разрешении на ее перепланировку.

В дом нагрянула монахиня вместе с участковым и потребовала немедленно отдать ключи. За напуганных бабушек вступился отец Софроний, ответив, что ключи отдаст только судебным приставам.

«Нам ничего чужого не надо, если бы мы видели, что приход храма действительно нуждается в жилье, мы бы и минуты здесь не задержались, отдали ключи и переехали на другое место. Но тут речь о личной выгоде. Самое тяжелое для меня в этой ситуации, что мы все – христиане, но почему тогда поступают не по божьему закону? Мне больно и стыдно», - говорит отец Софроний.

Продала монастырский скит?

Показательно, что во всей этой истории вместе с отцом Сергием фигурирует монахиня Михаила. С 1998 года по 2001 год она была настоятельницей Покровского женского монастыря РПЦ в Казахстане. В 2001 году ее лишили сана. Местный архиепископ обвинил ее в ограблении монастыря, продажу скита и присвоение 150 000 тенге (примерно 25 тысяч рублей). (Документы имеются в распоряжении редакции).

Фото: АиФ/ Александр Мусенко

«За неподчинение правящему архиерею, за ограбление монастыря (Вы вывезли все, что могли и что принадлежало монастырю, а не Вам), за продажу монастырского скита и присвоению 150000 тенге, за распространение порочащих имя архиерея ложных слухов и клеветы, я снимаю с Вас монашеские одежды и лишаю монашеского звания», - написал архиепископ Уральский и Гурьевский Антоний в Указе.

Указ епархии об освобождении Риммы Бутаковой от должности настоятельницы храма Фото: АиФ/ Александр Мусенко

Кроме того, Уральская епархия написала заявление в УВД города Уральска на бывшую настоятельницу и попросила привлечь ее к ответственности.

Заявление Фото: АиФ/ Александр Мусенко

Видимо, испугавшись наказания, женщина решила уехать. 

На вопрос корреспондента, знал ли отец Сергий о сомнительном прошлом монахини, он ответил, что каждый человек ошибается. «Вы же не будете всю жизнь попрекать человека тем, что он пьяница, если он когда-то выпил лишку. Нельзя смотреть на то, что он сделал вчера, сегодня он уже может измениться», - пояснил он.

В конце 2017 года приход  снова обратился в суд и снова потребовал выселить старушек из дома.

«Рейдерский захват»

На двери теперь повешено объявление о том, что дом - это частная собственность Фото: АиФ/ Александр Мусенко

Сейчас там живут шесть женщин, среди них одна лежачая, за которой требуется постоянный уход. Но приход храма Покрова Пресвятой Богородицы знал только о двух жильцах, которых и указал в заявлении. Суд иск удовлетворил. Правда, зампрокурора Порховского района Людмила Семенова добилась, чтобы лежачую бабушку, которая была указана в иске, оставили в доме.

Получается, что сейчас официально судятся только с Валентиной Матюнькиной. Но другие пенсионерки, к которым иска пока никто не предъявлял, тоже боятся, что окажутся на улице.

В декабре 2017 года, когда Валентина Матюнькина была в отъезде, ее вещи выкинули на улицу, поменяли двери и установили сигнализацию.  

Все вещи Валентины Матюнькиной вынесли на улицу Фото: АиФ/ Александр Мусенко

Когда она приехала, испытала настоящий шок и не могла поверить в происходящее.

«С монахиней разговаривать невозможно, она такая дерзкая, даже не слушает никого, не слышит. Что теперь делать? Что?», - плачет женщина. По ее словам, она только однажды встретилась с Бутаковой, но диалога не получилось, как и выяснить, зачем, спустя столько лет, монахине понадобился их дом.

Сейчас отец Софроний забрал старушку в Богоявленский Вышегородский мужской монастырь в Дедовичском районе.

«Отец Софроний позвал людей в чужой дом, захватил и стал пользоваться. То инвалида войны притащил, то многодетную семью, - возмущается отец Сергий. – Здание принадлежит храму, уже все оформлено в регпалате. Зачем сейчас оспаривать это, ведь юристы и суды не просто так такое решение приняли? Тем более, было предложено им мировое соглашение – признавайте нас хозяевами, позволяйте входить в дом, а мы позволим вам здесь жить. Но они отказались».

Фото: АиФ/ Александр Мусенко

На вопрос, зачем выкинули на улицу вещи пенсионерок, ответил, что все оговаривалось заранее, людям предлагалось освободить помещение, но они не захотели. И вообще, якобы, выносили не их вещи, а вещи других людей.

«Мы могли по-другому поступить, как нам кое-кто советовал. Пригнать грузовик, загрузить все и увезти. Но все было в пакеты запаковано и аккуратно вынесено. И вообще, это было не имущество пенсионерок. Это сейчас все так преподносится, - ответил отец Сергий. Однако объяснить, чьи же это были вещи, он не смог.

Но уверен в одном – дом должен принадлежать церкви: «Пожилым людям этот дом не нужен. Зачем он им в собственности? Этот дом отдан церкви для благотворительных целей. Почему церковь должна разбазаривать то, что по крупицам собирала сама? Этим домом пользуется не пойми кто. Это рейдерский захват. Бабушек вообще позвали непонятно откуда. Одну бабушку притащили из Петербурга и сунули в Жаборы. Мне сейчас говорят о милосердии, мол, пожалейте старушек, но мы милосердие кому только можно оказываем. Но почему не хотят признавать решение суда, если это все официально в регпалате оформлено?»

Священник Софроний снова намерен обратиться в суд. Вместе с Матюнькиной он написал на сайт врио губернатора Псковской области Михаила Ведерникова обращение с просьбой помочь разобраться в ситуации. Буквально на днях ему позвонили из администрации области и сказали, что этим делом займутся. А пока женщины живут как на пороховой бочке и не знают, какие еще действия предпримет отец Сергий и госпожа Бутакова.