Из банкиров – в сыровары. Бежаницкая глушь оказалась привлекательней Москвы

Бурёнки как повод для зависти

…Небольшая второстепенная трасса Новоржев - Бежаницы. Поворот на деревню Махново мы находим не сразу, но со второй попытки благодаря навигатору всё же сворачиваем на нужной развилке. Следующая часть квеста – найти в центре этой деревни старое здание детского сада. С ней мы тоже успешно справляемся, и вот мы уже у цели и знакомимся со Светланой и Ильёй.

   
   

Правда, Светлана почти сразу же скрывается за прозрачной дверью, чтобы контролировать процесс варки очередной партии молочного продукта. А Илья угощает нас чаем и собственноручно изготовленными сырами и рассказывает о фермерском житье-бытье.

«Всё началось лет 10 назад во время учёбы в институте, когда мы стали встречаться со Светой, и она решила познакомить меня со своей мамой, которая жила в Чувашии», - вспоминает он.

Чувашская деревня с её каменными домами, тысячей жителей и ещё большим количеством всевозможной домашней живности – коров, кур, уток, гусей – поразила московского парня. Особенно Илья позавидовал дяде своей невесты, державшему два десятка бурёнок. Тогда он и решил, что тоже обзаведётся домиком в деревне и собственной скотинкой. Но это произошло не сразу.

«Несколько лет я проработал в банке, а в 2013 году, когда выяснилось, что Света ждёт ребёнка, у нас обоих в головах словно что-то щёлкнуло, и мы переехали в Подмосковье в небольшой деревенский дом, доставшийся в наследство от деда. Сложили там новую печь, расчистили участок, завели кур, - перечисляет наш собеседник. – Родился Тихон, и вскоре выяснилось, что у Светы не хватает грудного молока. Стали покупать козье у одной старушки. Но оно у неё такое вонючее оказалось, что решили обзавестись собственными козами».

Сначала новоявленные селяне приобрели двух животных, но меньше, чем через год домашнее стадо разрослось до десятка рогатых «манек», а ещё через несколько месяцев – и до двух десятков. Столько молока Кутарины выпить уже не могли, поэтому начали готовить из него творог, сбивать масло.

«Земли здесь много»

«И тут мне попалось в интернете объявление о курсах сыроделия за три тысячи рублей. Я Свете говорю: езжай, мол, поучись. Вернулась она оттуда с горящими глазами и сразу заявила: «Всё, мы теперь сыроделы!», - смеётся Илья.

   
   

Первое время варили продукт совершенно кустарным способом в двух огромных кастрюлях, а его первыми покупателями стали окрестные дачники. Вскоре к числу постоянных клиентов добавились и жители столицы. Но была одна проблема. Козье стадо надо где-то пасти, заготавливать для него корма, а земля в Подмосковье на вес золота – что в собственность, что в аренду.

Помог случай. Как-то один почти незнакомый человек написал Илье в социальной сети: мол, переезжайте-ка лучше в Псковскую область, здесь и земли много, и найдётся, где жить и развивать своё производство.

«Мы приехали на разведку, сразу же влюбились в здешнюю природу с её лесами и озёрами. Причём оказалось, что тут действительно много никому не нужной земли. Нашёлся и инвестор, который помог нам оформить в аренду участок и вот это здание, а ещё - приобрести профессиональное оборудование, - рассказывает фермер. – И в сентябре 2017-го мы запустили производство уже на бежаницкой земле».

Фото: АиФ

Сейчас здесь варят несколько видов сыров из козьего и коровьего молока. Каждый из них назван в честь какой-нибудь здешней деревни или достопримечательности, в том числе - по названию самого большого в Европе верхового болота, расположенного здесь же, неподалёку.

В прошлом году Кутарины выиграли грант по региональной программе поддержки начинающих фермеров в размере полутора миллионов рублей. На эти деньги они сейчас заканчивают реконструировать помещение под ферму, а пока все 33 козочки временно живут в обычном деревенском хлеву. В планах у фермеров – довести поголовье до 64 дойных коз – больше, мол, площади ремонтируемого здания не позволят.

Спрашиваем, где сыроделы берут коровье молоко? Выясняется, что у коллег, чьё хозяйство расположено Скрудино, что в 10 км от Махново. Те тоже приехали в бежаницкую глубинку около трёх лет назад, но не из Подмосковья, а из далёкого Азербайджана, и решили заниматься крупным рогатым скотом.

Не сыром единым

«Мы долго искали молоко, подходящее для сыроделия. Вы знаете, например, что если корову кормить силосом, то молоко от неё не годится для такого производства? Вот и мы сначала тоже не знали, кучу денег из-за этого угробили впустую, - признаётся Илья. – А когда всё же нашли этих фермеров, и стали договариваться о сотрудничестве, то сразу поставили условие – никакого силоса ни зимой, ни летом. Но они молодцы, никаких замечаний к их молоку у нас пока не было. При том, что сами они изначально городские жители. Глава семейства, например, раньше работал инженером-строителем».

Свою продукцию Кутарины поставляют пока лишь в Санкт-Петербург и Москву. Но совсем недавно на них вышли координаторы международного проекта Baltic Sea Food, объединившего 10 стран, расположенных в регионе Балтийского моря. От России там, кстати, участвует только Псковская область. Его цель – помочь «своим» аграриям эффективно и с выгодой продвигать свою продукцию напрямую в местные кафе, рестораны, отели и объекты сельского туризма.

Но не сыром единым живы Кутарины. В конце лета у них побывала первая группа туристов.

«Для них всё у нас в диковинку оказалось: смотри, коза настоящая! О, сыровары бородатые бегают! – с улыбкой вспоминает Илья. – А скоро к нам ещё один автобус с московскими туристами должен заехать. У них главная цель поездки – заповедник на болотах. Ну и к нам заодно, благо это неподалёку».

Для таких гостей наш собеседник мечтает со временем открыть «лесной» ресторан. Ну а что? Молочное производство своё, дары леса в двух шагах от деревни можно собирать. Будет, чем удивить городских жителей.

Спрашиваем, не скучно ли им самим после мегаполиса в этой глухомани, и как они отдыхают, если выпадает свободная минутка?

«Нет, не скучно. А насчёт отдыха… телевизора у нас нет, интернет используем процентов на 90 только для работы. Когда совсем устаём – просто сидим на диване и смотрим в потолок. А если остаётся немножко сил, то гуляем по окрестностям. Здесь у нас красиво».