В минувшие выходные в Пскове прошёл молодежный фестиваль поэзии «Зелёное яблоко», а 21 апреля исполнилось 60 лет доктору технических наук, завкафедрой электропривода и систем автоматизации ПсковГУ Игорю Плохову, который, как истинный физик, в душе настоящий лирик, стоящий у самых истоков авторской песни в Пскове.
Кассета Дольского
Лариса Малкова, pskov/aif.ru: - Игорь Владимирович! Прежде всего, поздравляю с круглой датой! Не сомневаюсь, что в эти дни гитару вы из рук не выпускали. Давайте вспомним, с чего всё начиналось? И где сейчас клуб авторский песни «Горизонт», который гремел в области?
- Сейчас «Горизонта» уже нет, а есть общественная организация «Псковские барды», которая объединяет разные клубы и проводит два раза в год фестивали авторской песни и один фестиваль поэзии с участием бардов в гала-концерте. Кстати, на эти цели мы второй раз выиграли президентский грант. Гитару я взял в руки классе в девятом или десятом, потом даже играл в вокально-инструментальном ансамбле при ПТУ № 7. Сочинял свои песни и их же исполнял. А всё началось, когда мне подарили кассету Александра Дольского. Она уже была с таким некачественным звуком, переписана раз двадцать. Я снял оттуда множество песен, а потом в его же стиле стал писать сам. Прошло с тех пор много лет – и Дольский уже в шестой раз приедет к нам на фестиваль авторской песни и поэзии «Изборская крепость» во вторые выходные июля и даст небольшой часовой концерт. Хотя ему уже за 80…
- Бардовская песня – произведение молодых интеллектуалов – инженеров, программистов, физиков. Почему именно технари ею увлечены? Может, им лирики не хватало?
- Да… Технарей много. Городницкий, например, академик, океанолог. Но он естественник. Никитин - физик. Клячкин был проектировщиком.
- Это интересно или просто самовыражение?
- И до сих пор интересно! Почему поэты пишут стихи, как думаете?
- Наверное, душа просит… Когда не просит, не пишем…
- Это и есть интересно - стихи и песни писать. Стихи порой сложнее. А свои песни приятно показывать, а если нравятся и их начинают петь другие исполнители, да еще когда их совершенно не просишь об этом. Это самый кайф, когда слышишь, что их поют в походах, со сцены. Внутренний интерес переходит в творческий процесс. А творчество всегда завораживает.
- У технарей работа нетворческая, поэтому они и тянутся к нему?
- Не согласен! И труд у меня творческий – электрические приводы, системы автоматизации, разработка - по модулю жизнеобеспечения. Это автономный модуль энергообеспечения, оригинальная, запатентованная несколько раз машина. Тут творчество и там творчество. И деньги получаю и за техническое творчество, и за песенное.
Семейное творчество
- Песенное - президентский грант?
- Да, как я говорил, деньги на проведение фестивалей: питание, проживание, проезд участников. И зарплату я получаю, правда, не очень большую.
- Почему сейчас молодёжь не поёт бардовских песен?
- Ещё как поёт!
- Они же рэп читают!
- Интеллектуалы рэп ненавидят. Должно же быть что-то возвышенное, а что в рэпе возвышенного?
- Но нет такого повального увлечения, как в ваши студенческие годы!
- Такого нет, я согласен. Был словно взрыв, когда появились первые магнитофоны, песни стали веерно распространяться. И сейчас очень много ежегодных фестивалей авторской песни проходит. «Грушинка», например, до 150 тысяч человек собирает.
- А на наш фестиваль на Серебряном озере и фестиваль «Изборская крепость» сколько человек приезжает?
- До 500 на каждый. Палатки, палатки – приезжают барды из Питера, Москвы, Белоруссии, со всей России. Возраст разный - от 30 до 60. Многие с детьми выходят на сцену, и песни интересные звучат. Нет, не умирает это движение. Понятно, что попса пытается вытеснить, да и рок. А кто роком не увлекался в своё время? Мне он тоже нравился и нравится, но авторская песня мощнее действует, она трогает внутренние струнки души, рок вызывает совершенно другие эмоции.
- А кто из первого «Горизонта» сейчас с вами?
- Из самого первого клуба, пожалуй, Слава Прокофьев - наш лучший исполнитель, приезжает на фестиваль «Серебряное озеро». Он программист, живёт в Пскове, великолепно исполняет самых разных бардов. Просим, давай на сцену! «Нет, не хочу, - говорит. - Только у костра». И всю ночь поёт! Иван Егоров с нами, но он из второй или даже третьей генерации клуба. А всего их было пять. Одни распадались – женились, рождались дети - переставали встречаться. Потом приходили другие, и так пять раз.
- Где вы выступаете с концертами?
- Зимой много ездим с благотворительными концертами в санатории, дома престарелых, детские интернаты, районные и сельские дома культуры. В рамках гранта весной и летом проводим три фестиваля - «Зеленое яблоко», «Изборская крепость» и «Серебряное озеро» - и концертное турне по 6 районам области. Арендуем автобус, грузим свою аппаратуру - и вперёд по Псковщине.
- И снова к молодёжи давайте вернёмся. Студентов приглашаете, вербуете в свои ряды?
- Это раздельные вещи, я не пользуюсь служебным положением, хотя студенты в качестве волонтёров мне помогали с аппаратурой. А чтобы вовлечь в авторскую песню, надо хотя бы быть исполнителем, нужно самому играть на гитаре. Всего человек 10 из университета сейчас найдётся, кто владеет инструментом. Раньше да, таких было больше.
- Они сейчас больше электронную музыку сочиняют!
- Там мыслить не надо. А когда под гитару поёшь, надо думать, какие эмоции у слушателя вызывать. Для того чтобы просто исполнять авторские песни, нужно приложить много усилий. Молодёжь трудиться пока не любит. Всё-таки нас родители учили не бояться трудностей, прикладывать усилия, чтобы чего-то достичь. Чтобы овладеть гитарой, да ещё и стихи писать, нужно не только вдохновение, но и усердие, усидчивость - и не у всякого терпения хватит. Из молодёжи мне нравится Даниил Перов из колледжа культуры, он музыкант, в совершенстве владеет гитарой и исполнитель хороший, дважды лауреат нашего фестиваля и дважды завоёвывал приз зрительских симпатий.
- И ваш сын, Леонид Плохов, тоже ведь автор-исполнитель!
- Да, песни у него интересные.
- А ваша супруга не поёт?
- Она организатор, главный координатор проекта. В школе была старостой, в институте - старостой, мы же в параллельных группах учились, так она ещё и художественной самодеятельностью факультета руководила. На этой почве и сошлись: я песни пел, она мной руководила и до сих пор руководит. (Смеётся.) Я сына очень хитро к гитаре приучил. Летом жена работала воспитателем в лагере, на Зеркальном озере, и Лёнька там же отдыхал. А я там неделю жил в палатке на берегу. Супруга свой отряд вечером приводила, мы костёр разжигали, и я им пел. Сочинил специально для ребят песню и ход придумал - вместо аккордов играть на одной басовой струне, просто прижимать её одним пальцем. Потом можно было на аккорды перейти – просто тем же пальцем прижимать баррэ. Он научился играть одним пальцем. А потом я показал, как аккорды брать: они не меняются, только по грифу перемещаются. Он стал петь под бой, под аккорды. Потом дело проще пошло - и другие освоил.
Звезда на ладошке
- У вас сотня песен, несколько сборников стихов. Где черпаете вдохновение?
- Это неудобный вопрос… Оно же неожиданно возникает, и можно ли назвать вдохновение, и оно ли это? Последнее время на даче сел на скамейку, взял авторучку, самое начало пришло в голову, и пошло заплетаться, и образ возник, нырнул в этот образ - и пишешь. Посмотрел на часы – кажется 10 минут прошло, а уже три часа пролетело. И у тебя три четверостишья.
- У вас много стихов на философскую тематику, много юмористических, пейзажная лирика. А где любовная?
- Её почти нет. Хотя, погодите, есть, но она взрослая, это – любовь- осмысление.
И снилось мне,
что мы с тобой венчались
среди икон
и плачущих свечей,
и там во сне
мелодии звучали –
печальный звон
и радостный ручей,
а мы летели,
крыльями богаты, –
парили где-то
в сладостном чаду,
мы песни пели
в дождь про перекаты
и про ладошку,
спасшую звезду,
и не "от жира"
мы пекли картошку,
варили чай
и мудрую уху,
под жар костра
взрослели понемножку,
предпочитая
праведность греху.
И мы действительно повенчались на 40-летие своей свадьбы!
Смотрите также:
- Жизнь с народной интонацией. О шоу-бизнесе, культуре и русской песне →
- М. Венгеров: «Скрипачом я стал случайно!» →
- Идём дорогой чудной, дорогой музыки… →