Что значит есть-пить по-псковски?

Лариса Малкова / АиФ

На этот раз он стал международным. Еще бы: среди ста участников – гости из Латвии, Эстонии и Литвы, не говоря уже о соседних с нами областях.

   
   

Как бы переманить туристов?

Уж который год мы ломаем головы, как привлечь туристов в наш край, который может похвастаться не только Печерским монастырём и Пушкиногорьем. У нас столько ресурсов природных и культурно-исторических, обзавидоваться можно. Вот нет такого в Прибалтике, а турист к ним валом валит. Как бы его к нам переманить? Правильно, хороший турист – голодный турист. И всегда будет хотеть кушать, но только предпочтёт он местную кухню, а не итальянскую или восточную. Чего, кстати, городские чиновники никак понять не могут или не хотят. Нате вам – открыли в центре Пскова очередной ресторан восточной кухни. Уж не говорю о бесчисленных суши-барах и шашлычных двориках, заполонивших местный общепит. Мы ж у себя живём, на северо-западе. Так давайте туриста и кормить блюдами с местным колоритом: вареньем из монастырских погребов, отпаивать иван-чаем да взварами из лесных ягод и сбитнем, потчевать барканником, бубником и накрепком. Да хоть и пирогами со снетком!

Фото: АиФ/ Александр Сидоренко

Слушала я слушала Сармите УСАНЕ, директора культурного центра Лигатне, такого малюсенького края в Латвии, где всего-то живет чуть более 3 тыс. человек, и не покидало меня недоумение: как? Как могли за год привлечь 80 тыс. туристов? Ведь ничего там нет, кроме бумажной фабрики! Оказывается, есть! 333 пещеры. На самом деле – это погреба местных жителей, где они хранят овощи и фрукты. Они раз – и открыли двери, превратив это в туристический объект. А там… и вино из ягод, и яблочная самогонка, и сироп из берёзового сока, и сироп из сосновых шишек. И фестивали всяческие. Даже бумажную фабрику использовали по назначению: салфетки и бумажные стаканчики по желанию туристов.

Фото: АиФ

«Некоторые дети, что приезжают к нам, даже коров не видели. А тут – раздолье, смотри не хочу! В Реабилитационном центре Латгалии находился раньше партийный санаторий. И мы решили тем, кто скучает по детству, а оно было у нас советским, предложить обед первого секретаря компартии Латвии. Люди, его отведав, говорят: «Скромный был человек». Поверьте, в продукт можно превратить всё!»

Тауер ЛААСИК, директор Мастерской вкусовых ощущений Причудья из Эстонии, напомнил, что 80 % экономики Перу держится на кулинарном туризме. И у нас есть все возможности стать Перу.

«К нам туристы поедут за едой. Важно то, что растёт у нас в лесах, на болотах». И продемонстрировал очень оригинальное блюдо: основа – шкура от окуня, в середину вставлена проросшая луковица, начинка - судак с клюквой. Вкусно – подтверждаю, сама пробовала, но когда ела окуневую основу, решила, что это хлебушек хрустящий.

Жареные перепела на ярмарках, мастер-классы на берегу и на кораблике посередине Чудского озера, праздник Причудской еды – всё это переросло в местный бренд под названием «SööМA» («Кушать!»). А у нас разве своего Причудья мало? Или судак другой или клюква не хороша?    
   

Где найти людей?

Наталья ПАПИШИНА, директор ООО «Всё своё», координатор проекта развития фермерства, объяснила, почему не едет к нам путешественник, хоть направление сельского туризма и пользуется спросом. Фермерская продукция, экологически чистая и вкусная, до покупателя не доходит. Лишь 6 % из личных подсобных хозяйств находят своего покупателя. Остальное – по соседям и знакомым. А продукция крупных предприятий, например мраморная говядина и форель, – только на экспорт.

Фото: АиФ

«Как обустроить село, чтобы гастрономический туризм был прибыльным? Снабдить деревню электроэнергией, изменить принцип кредитования, господдержки, сделать получение земельных участков общедоступным. Земли много, получить её невозможно. Нет у нас общей электронной площадки, как в Эстонии и Латвии, не хватает форума для обсуждения. И вообще, фермеров надо поддерживать».

Уж с этим фермеры и не спорят, но сетуют, что живут не одним днём, а часом. «А ну как санкции отменят? Прощай все бизнес-планы! Надо ещё поискать людей, которые будут работать на  селе. И держимся пока только на одном энтузиазме».

Фото: АиФ/ Александр Сидоренко

Однако фермеры, которые двумя руками за развитие сельского туризма, которые хотят, да не могут по объективным причинам, похвастали своей продукцией. На следующий день на празднике псковского пирога они щедро угощали псковичей и сырами, и пряниками, и пирогами, и орехами, и пастилой, и медом на стадионе «Машиностроитель». Но пока едут к нам они, а не мы и тем более не туристы из других регионов и стран.

Смотрите также: