Иван Сергеевич, именно так его называют коллеги, не просто правдолюбец - он, по сути, омбудсмен псковских медиков. За отстаивание своих профессиональных прав Васильев уже получал предупреждение в индивидуальном порядке, мол, не успокоишься - расстанемся не по-хорошему.
Иван Сергеевич Васильев: Я считаю, что медики должны жить достойно. Человек, который учился четыре года (врачи - ещё больше), не должен быть похож на загнанную лошадь. При нынешних же условиях оплаты труда это именно так. Чтобы прожить, я вынужден много работать, сейчас - на 2,25 ставки. Я люблю свою работу, но не до такой степени, чтобы валиться с ног от усталости. И эту истину я буду отстаивать.
Лариса Андрюшина, aif.pskov.ru: Почему вы пришли на скорую?
- До 9 класса я ещё колебался. Но после того как умер мой дед, а маме фельдшер скорой посоветовала «попить водички», я твёрдо решил, что буду спасать людей. Правда, никогда не думал, что придётся ходить по инстанциям и что-то требовать. Но вынужден, потому что больше некому. Когда начинаешь понимать, какая огромная ответственность на тебе лежит, пересматриваешь своё отношение к работе. Ведь любой укол может стать смертельным. Врачебная или фельдшерская бригада скорой помощи должна состоять из 4-5 человек, в Пскове же основное количество бригад в первой половине дня работает в составе фельдшера и водителя, вечером присоединяется санитар. Вот она, проблема! И с 2011 года я регулярно пишу письма Президенту РФ.
- Почему сразу президенту?
- Потому что в Пскове проблему решать не хотят! В Псковской станции скорой медицинской помощи работают 23 врача при наличии 71,25 ставки и 97 фельдшеров при предписанных штатным расписанием 131,5 ставки. С учётом совместительства врачи закрывают 31 ставку, фельдшеры - 126,9. Сразу оговорюсь, что за работу в неполном составе фельдшеру доплачивают ещё половину оклада и 10 процентов оклада санитара - на основании коллективного трудового договора. Я считаю, что это глупо. Если один человек выполняет работу за двоих, он и должен получать в полной мере.
Работают за двоих
- Но ведь фельдшер-женщина в любом случае не сможет принести всё необходимое в двух руках, даже если ей за это заплатят больше, а потом ещё и носилки с пациентом подхватить, если понадобится...
- Люди пойдут работать на скорую за достойную зарплату. Псковское медучилище готовит средний персонал. Тем не менее из моей группы в 30 человек работаю на скорой я один. Кто-то ушёл в частные компании и клиники, другие - медсёстрами. Кстати, сёстры нередко получают больше фельдшеров. Это неправильно - медсестра только выполняет назначения врача, в отличие от фельдшера скорой, который в течение нескольких минут должен поставить диагноз, оказать оперативную помощь и при этом несёт всю ответственность за жизнь больного.
- Понятно, почему вы написали президенту...
- Первый ответ пришёл недели через две, но письмо моё переправили в городской отдел здравоохранения. Там мне расплывчато пообещали, что проблема будет решена. Но... всё осталось по-прежнему. Поэтому впоследствии я поочерёдно побывал на приёмах у депутатов городской Думы, областного Собрания, Государственной Думы РФ... Встречался и с Леонидом Рошалем, последовательно изложил ему все проблемы и очень удивился, когда услышал в ответ, что это... проблемы нашего региона. Так пришёл к выводу, что единственный способ чего-то добиться - написать открытое коллективное обращение Президенту РФ. 13 мая мы, 13 сотрудников, его опубликовали. На станции скорой помощи начались некоторые телодвижения. Даже сократили должность одного из заместителей главврача. На этом всё и закончилось. И получать больше мы не стали. Зато начались репрессии в отношении подписавших это обращение. Руководство начало замечать недостатки, на которые раньше просто закрывало глаза. А недочёты, сами понимаете, можно отыскать у любого.
Устал…
- У вас нашли?
- Нашли. Вынесли выговор за то, что я выехал на вызов с опозданием. В своё оправдание могу сказать только то, что просто не услышал сигнала по радио - вызов был сделан под утро, когда смена заканчивалась, работать приходилось очень интенсивно, сутки через сутки. Я тогда просто очень устал. Одного из врачей, у которого было намерение дойти до суда, «выдавили». Да и всех остальных сейчас рассматривают буквально под лупой.
- Чиновники заявляют, что врач в регионе-60 в среднем зарабатывает больше 20 тысяч. Разве нет?
- Это ещё один вопрос: почему среднюю зарплату медикам рассчитывают исходя из фактически отработанного времени, а не из одной ставки? Разве можно прожить на ставку 10,5 тысячи рублей на руки? Поэтому совместительство у нас - дело обычное. Но какой ценой это даётся? Коэффициент совместительства у врачей в регионе 1,8. Это значит, что каждый работает за двоих. Давайте всё-таки исходить из постулата, что медик должен работать на одну ставку и за одну ставку получать 21-22 тысячи.
Он в тюрьме, я на скорой
- Какие-то новые идеи после нескольких лет поисков правды у вас появились?
- Я предлагаю ввести в регионе новую должность омбудсмена по правам медицинских работников, который разъяснял бы нам права и обязанности, что мы обязаны делать, а на что не имеем права. Самым простым способом увеличить зарплату на скорой было бы введение надбавок врачам и фельдшерам. Ведь ввели же повышающие коэффициенты для персонала сердечно-сосудистых центров? Вот такие же нужно учредить для сотрудников скорой, чтобы сохранить профессионалов. Они ведь если уйдут, то уже не вернутся.
- Какое же терпение нужно иметь, чтобы из года в год бомбардировать чиновников письмами...
- Мой любимый фильм - «Побег из Шоушёнка». Правда, там герой сидит в тюрьме, а я - на скорой помощи, но разницы между нами не вижу никакой. Тому свою проблему нужно решить, и мне - точно так же. Для себя поставил задачу: уйду со скорой тогда, когда зарплата на ставку станет 30 тысяч рублей, а на две, соответственно, 60. Работы впереди, похоже, лет на десять...
Смотрите также:
- Юлия Белянчикова: «Письма телезрителей – как пульс у больного» →
- Валентина Улич: «Я горжусь своими коллегами!» →
- Как смириться со страшным диагнозом →