Александр Горланов: «Штурман, как вино, с годами - всё лучше…»

   
   

Александр Горланов широко известен в узких кругах. Один из самых востребованных штурманов по ралли России, мастер спорта, многократный победитель и призёр российских и международных соревнований, он и в этом году порадовал болельщиков новыми победами, приняв участие в международном ралли «Струги Красные-2010».

Чем жертвуют ради победы?

На это раз Горланов выступал в паре с другим именитым гонщиком - Геннадием Брославским (оба из команды FreeDRIVE). Стартуя на автомобиле Mitsubishi EVO IX, они пришли к финишу третьими, что можно считать очень хорошим результатом - ведь речь идёт об абсолютном зачёте. Чтобы принять участие в этих заездах, Горланов специально приехал из Москвы, а отпраздновав победу, снова уехал в первопрестольную, где с некоторых пор и обитает, возглавляя одно из дочерних предприятий Росатома.

- Александр, а в Москву уехали за… длинным рублём?

- Я никогда не ставил перед собой цель любой ценой умотать в столицу за лучшей жизнью. Я коренной пскович и люблю этот город, у меня здесь семья: сыновья ходят в школу, подрастает младшая - ей скоро три. Но так сложились обстоятельства - считайте, что это длительная командировка. Поступившее от прежних коллег предложение вернуться к проблемам теплоэнергетики на более высоком уровне было и неожиданным, и интересным. Из разряда тех, «от которых невозможно отказаться»! К тому же после того, как один из прежних губернаторов ликвидировал предприятие «Псковоблэнерго», которым я руководил, осталось чувство незаконченного дела. Так что я уехал из Пскова не «куда», а «зачем»! Интересная работа - это по нынешним временам немало, даже если сопряжено с некоторыми бытовыми неудобствами.

- Трудновато, наверное, выдерживать такой напряжённый график?

   
   

- Ко всему привыкает человек. Хотя нагрузки бывают изрядные. Ралли обычно занимает несколько дней - чтобы уложиться во времени, приходится как-то его комбинировать, брать отпуск за свой счёт, но цель, в общем-то, оправдывает средства.

- Какова же цель?

- В спорте она только одна: победа. И ради неё приходится чем-то жертвовать.

Как на планете Шелезяка

- Вы имеете в виду вашу последнюю неудачу в Италии?

- И её в том числе. Хотя в конкретном случае всё произошло не по нашей вине, а как на известной планете Шелезяка из популярного мультфильма.

- А поподробнее?

- Принять участие в соревнованиях (это был ралли-рейд) меня пригласил Борис Гадасин (СПб) - неоднократный победитель в этом виде. Проходили они в рамках очередного этапа Кубка мира, и наши шансы на победу были достаточно велики. Однако нам пришлось оформить сход по техническим причинам. При ближайшем рассмотрении оказалось, что эти самые причины весьма специфичны. Вскрытие застучавшего мотора и последующая экспертиза показали наличие в моторном масле посторонней примеси - порошка корунда, к слову, прекрасного абразива. Увы, но и такие «чудеса» возможны в большом спорте. Случилось это при довольно загадочных обстоятельствах: после очередного заезда, согласно регламенту, мы загнали машину в бокс. Затем он закрывался, и никто (даже члены экипажа) не имеют право входить в него. На следующий день мы стартовали, но буквально через несколько десятков километров стала расти температура масла, а давление, наоборот, пропало. Пришлось остановиться и сойти.

- Такие «забавы» в ходу у автомобильных гонщиков?

- Нет. Во всяком случае, выступая в России, в Эстонии, в Финляндии, мне с этим не приходилось встречаться. Но, как нам потом рассказали, в ралли-рейдах такие подставы случаются. Звериный оскал империализма!

«Дедушки» на марше

- Каждый спортсмен по-своему суеверен. Автогонщики - исключение?

- Конечно, нет. У каждого есть свой обряд, который он трепетно выполняет. Например, у некоторых раллистов не принято перед стартом класть шлем или перчатки на крышу машины. Знаю гонщика, который контрольную карту, где ставятся отметки о прохождении контрольных пунктов, ни в коем случае не кладёт в сумку вверх ногами. Якобы это может привести к перевороту автомобиля. Кто-то не бреется. Я этого «удовольствия» лишён, - улыбается Александр, поглаживая трёхдневную щетину, с которой он уже не расстаётся по крайней мере последние десять лет.

- Какие ещё предстартовые «привычки» у мастера спорта Горланова?

- Стараюсь не говорить о возможных результатах гонки. На вопрос - какое место вы рассчитываете завоевать? - обычно отвечаю: гонка покажет, для этого надо как минимум доехать до финиша. На финальном этапе Чемпионата Мира 1998 года машина многократного чемпиона мира Карлоса Сайнса за 200 метров до финиша встала как вкопанная - отказал мотор. Он лидировал, и ему достаточно было просто финишировать, чтобы стать чемпионом. Не хватило всего 200 метров. В нашем виде спорта есть немалый элемент удачи, и нужно уметь её не спугнуть.

- Ваш вид спорт довольно затратный…

- Подготовка «гражданского» автомобиля до top-версии для участия в соревнованиях обходится около 70 тысяч евро. Плюс затраты на каждый выезд могут доходить ещё до 7-8 тысяч. И это только по расходным материалам: резина, бензин, масло и т.д. - всего не перечислишь.

- Есть ли какие-то ограничения по возрасту в вашем виде?

- Всё относительно. Для меня пример спортивного долголетия - международный экипаж Владимира Ганина и Тыыну Вунна, выступивший в этом году на ралли «Эстония». Им на двоих на момент старта было 123 года. Они выступали ещё тридцать лет назад и с тех пор продолжают гонять. Правда, сейчас в разных экипажах. Объединились специально для участия в этой гонке. Я знаю экипаж двух финнов: им на двоих 114 лет, но спортивного азарта не занимать. Шутят: «Дедушки выехали покататься». Но при этом «дедушки» неизменно заезжают в первую десятку абсолюта!

- Александр, вы - штурман. Есть у вас какие-то ограничения в отличие от пилотов?

- У пилотов больше всего ценится скорость реакции, умение быстро сориентироваться в экстремальной ситуации на трассе. С возрастом эти качества ослабевают, но у штурманов всё несколько иначе. Для нас значительно важнее опыт, хладнокровие и мудрость. С каждый годом штурман, как хорошее вино, становится всё лучше и лучше. Если… не превратится в уксус, - улыбается на прощанье наш гость.

Смотрите также: